Или: «утомительно», «трудно», «хлопотно».
Или: «утомительно», «трудно», «хлопотно».
Радость в Господе — это гарантия безопасности, надёжная защита.
Т. е. будьте бдительны и не упускайте из виду. С одной стороны, апостол советовал филиппийцам радоваться в Господе; с другой стороны, он предупреждал их, чтобы они были бдительны и не упускали из виду иудействующих.
Поскольку между этими тремя предложениями нет ни одного союза, то, по всей вероятности, речь в них идёт об одной и той же категории людей. Псы — это нечистые животные (Лев. 11:27), злые работники — злы, а отрезание — это те, кто заслуживает презрения. (Словом «отрезание», подразумевающим «искалечение», презрительно называли обрезание, обрезанных. См. прим. Гал. 5:121.) Псы здесь — это иудействующие. С точки зрения своей природы иудействующие — нечистые псы, с точки зрения поведения они злые работники, а с точки зрения религии они отрезание, презираемые люди. В книге, где говорится о переживании Христа и наслаждении Им, апостол предупреждал верующих из язычников, чтобы они остерегались таких нечистых, злых и презренных людей.
Новозаветные верующие, получившие истинное обрезание посредством Христова распятия (см. прим. Гал. 5:111 и прим. Кол. 2:111). Они в корне отличаются от иудействующих. Они служат как священники Духом Божьим, а не предписаниями закона; они хвалятся Христом, а не законом; они не уверены в плоти, но уверены в Духе.
Греческое слово, переведённое здесь как «служит», и слово, переведённое как «служение» в Флп. 2:17, обозначают священническое служение.
Плоть здесь включает в себя всё, чем мы являемся и что имеем в нашем природном существе. То, что иудействующие были уверены в своём обрезании, означало, что их уверенность была уверенностью в плоти, а не в Духе.
День, в который должен быть обрезан истинный израильтянин (Быт. 17:12). Принятие обрезания именно в этот день отличало его от измаильтян (Измаил был обрезан через тринадцать лет после рождения — Быт. 17:25) и прозелитов, которые принимали обрезание позднее.
Божий призванный род, истинное семя Авраама (Рим. 11:1; 2 Кор. 11:22). Павел не был потомком прозелитов, которые были привиты к роду Божьего завета.
Прекрасное колено, отличавшееся верностью. На его территории располагался царский город Иерусалим, в котором находился Божий храм (Втор. 33:12).
Еврей, рождённый от родителей-евреев и имевший предков-евреев с обеих сторон.
Моисеев закон, уважаемый всеми ортодоксальными иудеями.
Фарисеи были наиболее строгой сектой в иудейской религии (Деян. 26:5; Деян. 23:6), сектой, чрезвычайно ревностно относившейся к Моисееву закону. См. прим. Мф. 3:71а.
Имеется в виду ревностное отношение к Моисееву закону и к иудейской религии (Гал. 1:14 и прим. Гал. 1:141в).
Т. е. был найден или признан безукоризненным. Безукоризненным он был с человеческой точки зрения, согласно человеческому суждению. С точки зрения Бога, согласно Божьему праведному закону, никакая плоть не является безукоризненной (Гал. 2:16).
Стихи 7 и 8 представляют собой сердцевину этой книги. Они посвящают нас в переживание Христа.
Множество различных приобретений Павел счёл одной утратой, потому что все они приводили к одному, а именно к утрате Христа, на что указывают слова «из-за Христа».
Всё то, что когда-то было для Павла приобретениями, препятствовало ему и не давало возможности участвовать в Христе и наслаждаться Им. Поэтому из-за Христа все приобретения стали для него утратой.
Стихи 8-11, представляющие собой одно длинное предложение, подобны ведущим вверх ступеням лестницы; они ведут нас всё выше и выше, и, наконец, в ст. 11 мы достигаем вершины.
Превосходство знания Христа вытекает из превосходства Его личности. Иудеи считают, что самое превосходное в человеческой истории — это закон Божий, данный через Моисея, поэтому они ревностно относятся к закону. Павел разделял такое ревностное отношение. Но когда Бог открыл ему Христа (Гал. 1:15-16), он увидел, что превосходство, преимущество, высочайшая ценность, несравненное достоинство Христа намного превышает превосходство закона. Узнав Христа, он осознал превосходство знания Христа. Из-за этого он счёл утратой не только закон и образованную в соответствии с ним религию — он счёл утратой всё.
Выражение «что касается», которое также можно перевести как «согласно (чему-либо)», употребляется три раза в ст. 5, 6, когда говорится о законе, о рвении и о праведности. Слово «из-за», которое также можно перевести как «по причине», употребляется три раза в ст. 7, 8, когда говорится о Христе (дважды) и о превосходстве знания Христа. Христос противопоставляется закону, рвению к закону и праведности, которая в законе. Превосходство знания Христа и Сам Христос противопоставляются всему и, в частности, закону. Из-за Христа и из-за превосходства знания Христа Павел отказался от закона, от своего рвения к нему, от праведности, которая в нём, и от всего прочего. Это показывает, что Христос и превосходство знания Христа намного выше, чем закон и вообще всё.
Имеется в виду нечто омерзительное: мусор, грязь, то, что бросают собакам, т. е. собачья еда, отбросы. Между чем-либо подобным и Христом не может быть никакого сравнения.
Знать Христа — значит не просто обладать знаниями о Нём, а приобрести саму Его личность. Христос — это воплощение полноты Божества (Кол. 2:9) и действительность теней всего положительного (Кол. 2:16-17). Чтобы что-то приобрести, нужно чем-то за это заплатить. Приобрести Христа — значит переживать всё Его неисследимое богатство (Эф. 3:8), наслаждаться этим богатством и овладеть им, чем-то за это заплатив.
Раньше Павел был целиком и полностью в иудейской религии под законом, и другие люди всегда находили его в законе. Но при обращении он был перенесён из закона и из своей прежней религии в Христа и стал «человеком в Христе» (2 Кор. 12:2). Теперь он надеялся, что будет найден в Христе всеми, кто наблюдал за ним, — иудеями, ангелами и бесами. Это указывает на его стремление всем своим существом погрузиться в Христа и пропитаться Христом, чтобы все, кто наблюдал за ним, нашли, что он — полностью в Христе. Только когда мы будем найдены в Христе, Христос будет выражен и возвеличен (Флп. 1:20).
«Имея не свою праведность... а... праведность, которая из Бога» — именно в таком состоянии Павел хотел быть найденным в Христе. Он хотел жить не в своей праведности, а в праведности Божьей и быть найденным в таком превознесённом состоянии — когда он выражает Бога, живя Христа, а не соблюдая закон.
Праведность, которая исходит от попыток человека самостоятельно соблюдать закон и о которой говорится в ст. 6.
Букв. «веру Христа». См. прим. Рим. 3:221. Вера, которой мы верим в Христа, является результатом того, что мы узнаём Христа и восхищаемся Им. Когда мы восхищаемся Христом, Он Сам вливается в нас и становится нашей верой — верой в Него. Поэтому именно вера Христа приводит нас к органическому союзу с Ним.
Праведность, которой является Сам Бог, когда мы являем Его своей жизнью и Он становится нашей праведностью через нашу веру в Христа. Такая праведность является выражением живущего в нас Бога.
Т. е. основана на вере, даётся при условии веры. Вера — это основание, или условие, позволяющее нам получать и иметь праведность, которая из Бога, высшую праведность, т. е. Христа (1 Кор. 1:30).
Павел жил в таком состоянии — имея не свою праведность, а праведность, которая из Бога, чтобы узнать (пережить) Христа, силу Его воскресения и общение Его страданий. В ст. 8 превосходство знания Христа обретается посредством откровения. Но знание Христа, о котором говорится здесь, даётся посредством переживания; это — знание Христа на уровне переживаний, переживание Его в полном знании Его. Сначала Павел получил откровение о Христе, а затем он искал переживания Христа, чтобы знать Христа и наслаждаться Им в переживании.
Сила Христова воскресения — это Христова жизнь воскресения, которая воскресила Христа из мёртвых (Эф. 1:19-20). Действительностью силы Христова воскресения является Дух (Рим. 1:4). Чтобы узнать, т. е. пережить, эту силу, необходимы отождествление со смертью Христа и сообразность с ней. Смерть — это основа воскресения. Чтобы переживать силу Христова воскресения, нужно жить распятой жизнью, как это делал Христос. Наша сообразность с Его смертью предоставляет силе Его воскресения основу, опираясь на которую она может подняться, чтобы в нас выразилась Его божественная жизнь.
Участие в страданиях Христа (Мф. 20:22-23; Кол. 1:24), необходимое условие для переживания силы Его воскресения (2 Тим. 2:11) путём сообразования с Его смертью. Павел стремился узнать и пережить не только превосходство Самого Христа, но и жизненную силу Его воскресения и участие в Его страданиях. Христос сначала прошёл через страдания и смерть, а затем последовало воскресение; в нашем же случае сила Его воскресения предшествует участию в Его страданиях и сообразности с Его смертью. Сначала мы получаем силу Его воскресения, а затем эта сила делает нас способными участвовать в Его страданиях и жить распятой жизнью в сообразности с Его смертью. Такие страдания предназначены главным образом для произведения и созидания Тела Христова (Кол. 1:24).
Т. е. помещая свою жизнь в «форму» Христовой смерти. Павел постоянно жил распятой жизнью, жизнью под крестом, так же как это делал Христос в Своём человеческом житии. Посредством такой жизни достигается переживание и выражение Его силы воскресения. «Форма» Христовой смерти — это то, что переживал Христос, постоянно умерщвляя Свою человеческую жизнь, чтобы жить жизнью Бога (Ин. 6:57). Наша жизнь должна сообразовываться с этой «формой», а для этого нам нужно умирать для своей человеческой жизни, чтобы жить божественной жизнью. Сообразование со смертью Христа является условием для того, чтобы узнать и переживать Христа, силу Его воскресения и общение Его страданий.
Для этого нужно победоносно бежать за наградой в состязании (1 Кор. 9:24-26; 2 Тим. 4:7-8).
Употреблённое здесь греческое слово состоит из двух частей, которые означают «из» и «воскресение»; таким образом, буквально оно переводится «извоскресение», т. е. особое воскресение, сверхвоскресение, которое будет наградой побеждающим святым. При возвращении Господа все верующие, умершие в Христе, будут участвовать в воскресении из мёртвых (1 Фес. 4:16; 1 Кор. 15:52). Но побеждающие святые насладятся «сверхдолей», особой долей этого воскресения. См. прим. Евр. 11:352б.
Здесь говорится, что «извоскресения» необходимо достигнуть. Это подразумевает постепенное и постоянное воскрешение всего нашего существа. Сначала Бог воскресил наш омертвевший дух (Эф. 2:5-6); затем от нашего духа Он переходит к воскрешению нашей души (Рим. 8:6) и смертного тела (Рим. 8:11), пока Его жизнь полностью не воскресит собой всё наше существо — дух, душу и тело — из нашего старого существа. Это процесс, осуществляемый при помощи жизни, который мы должны пройти, и состязание, в котором мы должны бежать, пока не достигнем «извоскресения» — нашей награды. Таким образом, «извоскресение» должно быть конечной целью нашей христианской жизни. Достигнуть этой цели можно, только сообразовываясь со смертью Христа, живя распятой жизнью. В смерти Христа мы при помощи воскресения проходим процесс, превращающий нас из старого творения в новое.
Павел уже получил общее для всех верующих спасение общей верой (1 Тим. 1:14-16), но он ещё не получил особой доли воскресения. Чтобы получить эту долю, он должен был стремиться вперёд, бежать и победоносно закончить свой бег.
При его обращении.
В его искании в данный момент.
Или: «завершённым», «зрелым» (в жизни).
Это же греческое слово переводится как «гнать»; оно также означает «преследовать», «гнаться», «устремляться вслед за чем-либо». Именно так Павел бежал в состязании, чтобы получить награду и достичь зрелости. До своего спасения он гнал, преследовал Христа. После своего спасения он стал стремиться за Христом до такой степени, что преследовал Христа, но уже в положительном смысле.
Идти в том же направлении, тем же путём, по тем же стопам. То, как Павел употребляет это слово, показывает, что мы должны идти тем же путём в соответствии с начальным принципом.
Слова «в том, чего мы достигли» грамматически связаны со словами «будем ходить».
Эти слова являются заключением к предшествующим стихам и содержат только это требование: ходить по тому же правилу.
Стремление за Христом должно быть нашей целью. Мы не должны мыслить иначе. Бог открывает нам, что нам нужен именно такой разум — разум, сосредоточенный на стремлении за Христом. Он хочет постоянно поправлять наш разум, обращать его к Христу как центру.
Или: «иметь такой разум». В этой книге при решении проблем филиппийских верующих центральное место отводится разуму, ведущей части души. В этой книге говорится, что они должны одной душой бороться вместе с одушевлённым благовестием (Флп. 1:27), мыслить одно и то же, быть соединёнными в душе и даже мыслить одно (Флп. 2:2; 4:2), иметь тот же разум, который был в Христе (Флп. 2:5), и иметь такой единый разум — разум, сосредоточенный на том, чтобы стремиться за Христом и приобрести Христа до конца. Когда наш разум занят именно этим, мы имеем один и тот же разум: мы мыслим одно и то же и даже мыслим одно, т. е. как приобрести Христа в наиболее полной мере, мы соединяемся в душе, становимся одинаковы душой (Флп. 2:20) и делаемся единой душой.
Возможно, имеются в виду те, кто следовал эпикурейской философии, которая призывала человека предаваться без ограничений еде и питью как удовольствию и поощряла потворство собственным желаниям в других областях. Всё это — противоположность кресту Христову. В ст. 2 показано, что филиппийским верующим причиняли вред иудействующие, а в этом стихе показано, что ещё одним источником вреда для них были эпикурейцы. В первом случае вред исходил от иудеев, во втором — от язычников.
Повод к увещеванию в этой главе дали в основном эти две группы людей. В той части главы, где речь идёт об иудействующих, Павел назидает филиппийцев в том, как решить проблему души (ст. 1-16), особенно проблему разума, а в той части, где содержится намёк на эпикурейцев, он наставляет верующих в том, как решить проблему тела (ст. 17-21). Чтобы решить проблему души, нужно считать сором всё, что относится к религии, философии и культуре. Решая проблему тела, необходимо заботиться о физических потребностях, но нельзя предаваться чрезмерным физическим наслаждениям.
Греч. «стойхео», что значит «ходить упорядоченно». Это слово происходит от слова «стейхо», которое означает «выстраиваться в ряд», «маршировать в строю», «идти в ногу», «придерживаться добродетели и благочестия». Это слово употребляется также в Рим. 4:12 и Гал. 5:25; 6:16. Это не то же самое слово, которое переведено как «ходить» в ст. 17, 18 и которое означает «жить», «вести себя», «заниматься чем-либо», «прогуливаться» в Рим. 6:4; 8:4; 13:13; 1 Кор. 3:3; Гал. 5:16 и Эф. 4:1, 17. Используя это слово, апостол велел нам ходить и строить нашу жизнь — в том состоянии, которого мы достигли, — по тому же правилу, идя в том же направлении, тем же путём, по тем же стопам. Независимо от того, какого состояния мы достигли в нашей духовной жизни, мы все должны ходить, как апостол, по тому же правилу, тем же путём, т. е. мы должны стремиться за Христом, стремиться к цели, чтобы приобрести Христа в самой полной мере как награду Божьего призвания вверх. См. прим. Гал. 5:252а.
Т. е. зрелые, совершенные. Зрелость — это этап. Мы можем быть зрелыми, но зрелыми не полностью. Слово «взрослые» использовано здесь в относительном смысле: относительно зрелые, не дети, но и не полностью зрелые. Следовательно, нужно дальнейшее стремление, дальнейший рост.
Мы призваны вверх для получения награды, к которой Бог призвал нас свыше, с небес. Это небесное призвание (Евр. 3:1) перекликается с небесным сообществом в ст. 20. Это не земное призвание в отличие от данного детям Израиля в плоти. Это призвание вверх, призывающее овладеть Христом, в то время как земное призвание, обращённое к детям Израиля, призывало овладеть материальной землёй.
Высшее наслаждение Христом в тысячелетнем царстве в качестве награды тем, кто победоносно бежал в новозаветном состязании.
Наслаждение Христом и приобретение Христа во всей полноте.
См. прим. Флп. 3:125в.
Христос неисследимо богат. Его богатство — это огромная область, которой нужно овладеть. Павел вытягивался, т. е. тянулся вперёд, чтобы достичь самых дальних пределов этой области.
Чтобы приобрести Христа в самой полной мере, Павел не только оставил свои переживания, полученные в иудаизме, но также не хотел задерживаться на своих прошлых переживаниях Христа. Он забывал прошлое. Если вместо того чтобы забыть наши прошлые переживания, мы задерживаемся на них, какими бы подлинными они ни были, то это мешает нашему дальнейшему стремлению за Христом.
Павел уже пережил и приобрёл Христа в очень большой степени, однако он не считал, что пережил Христа полностью или приобрёл Его до конца. Он по-прежнему изо всех сил стремился к этой цели — приобрести Христа в самой полной мере.
При обращении Павла Христос схватил Павла, завладел Павлом, чтобы Павел схватил Христа, завладел Христом. Христос приобрёл его, чтобы он приобрёл Христа (ст. 8).
Греческое слово означает «приобрести», «схватить», «завладеть», «захватить». Тоже в ст. 13.
Имеются в виду эпикурейцы, которые поклонялись собственному чреву и служили собственному желудку. Призывая наслаждаться едой и питьём, они больше пеклись о потворстве собственным желаниям и о наслаждении в физической сфере, чем о нравственности или о морали. Их желудок был их богом.
Христов крест положил конец потворству вожделениям физического тела (Гал. 5:24).
Небеса противопоставляются земному в предыдущем стихе. Те, кто следовал эпикурейской философии, обращали разум к земному, но наше сообщество — на небесах.
Физическое, материальное, то, что связано с едой и питьём. Мы нуждаемся в таких вещах, как пища и одежда; однако мы не должны потворствовать себе в этих вещах.
Или: «гражданство». Греческое слово обозначает сообщество, жизненные связи.
Преображение нашего тела осуществляется великой силой Господа, которая подчиняет Ему всё (Эф. 1:19-22). Это всемогущая сила во вселенной.