И Иуда, и Иаков, написавший Послание Иакова (Иак. 1:1), были братьями Господа Иисуса по плоти (Мф. 13:55).
Или: «для Иисуса Христа». Слова «Иисусом Христом» означают, что Иисус Христос — это сила и средство, при помощи которых верующие хранятся, а слова «для Иисуса Христа» означают, что Иисус Христос — это цель и назначение, для которых они хранятся. Все верующие даны Господу Отцом (Ин. 17:6). Они хранимы для Него и Им.
То, что в приветствии вместо благодати говорится о милости, возможно, вызвано деградацией церкви и её отступничеством (ср. ст. 21-22). См. прим. 2 Тим. 1:21б.
Спасение вообще, которое, подобно общей вере (Тит. 1:4), является общим для всех верующих и принадлежит всем верующим.
Не субъективная вера, т. е. вера как наше действие, а объективная вера, т. е. наше вероисповедание, то, во что мы верим, содержание Нового Завета как наша вера (Деян. 6:7; 1 Тим. 1:19; 3:9; 4:1; 5:8; 6:10, 21; 2 Тим. 3:8; 4:7; Тит. 1:13), в которое мы верим для нашего общего спасения. Эта вера (а не какая-то доктрина) была раз и навсегда передана святым. За эту веру мы должны усердно бороться (1 Тим. 6:12).
Стихи Иуд. 1:4-19 очень сходны с 2 Пет. 2. Отсюда видно, что это Послание было написано во времена отступничества церкви и её деградации.
Букв. «проникли окольным путём» или «проскользнули через боковую дверь» (ср. «тайно привносить» во 2 Пет. 2:1 и прим. 2 Пет. 2:12в).
В пророчествах.
Раскрытый в последующих стихах суд над незаметным проникновением отступников. Под судом здесь понимается осуждение на наказание; имеется в виду, что человек осуждён и должен быть наказан.
Злодеяние еретиков-отступников заключалось в том, что они:
1) извращали благодать Бога в распущенность, в злоупотребление свободой (ср. Гал. 5:13; 1 Пет. 2:16);
2) отрекались от главенства и господства Господа.
Одно связано с другим. Чтобы превратить Божью благодать в злоупотребление свободой для распущенности, нужно отречься от правления и власти Господа.
2 Пет. 2:2, 7, 18
Или: «распущенность»; это же греческое слово переведено как «разврат» в 1 Пет. 4:3 и 2 Пет. 2:2.
Или: «единого Владыки и нашего Господа Иисуса Христа».
В некоторых рукописях: «Иисус».
Букв. «во-вторых».
См. прим. 2 Пет. 2:15, пункт 1.
Греческое слово означает «начало» (силы), «первенство» (власти); отсюда — значение «первоначальное достоинство, связанное с высоким положением». Падшие ангелы не сохранили своего первоначального достоинства и положения, а покинули собственное жилище, находящееся на небе, и, придя во времена Ноя на землю, совершали блуд с человеческими дочерьми (Быт. 6:2; 1 Пет. 3:19 и прим. 1 Пет. 3:193).
Т. е. небо.
ср. Отк. 20:2
В мрачных глубинах тартара (2 Пет. 2:4).
Вероятно, окончательный суд великого белого престола (см. прим. 2 Пет. 2:44).
Т. е. подобно падшим ангелам, о которых говорится в предыдущем стихе. Это доказывает, что ангелы в предыдущем стихе — это сыновья Божьи в Быт. 6:2, которые, облёкшись в человеческие тела, брали себе человеческих жён и совершали блуд с иной плотью, т. е. с людьми, иными, отличными от ангелов существами. Мужчины Содома, Гоморры и окружающих городов предавались своей похоти с мужчинами (Рим. 1:27; Лев. 18:22), с иной плотью, отличной от той, которую Бог определил согласно природе Его творения для человеческого брака (Быт. 2:18-24). Совершая таким образом блуд с иной плотью, они действовали подобно ангелам в предыдущем стихе и, как следствие, подверглись наказанию вечным огнём.
ср. Числ. 26:10
Нечестивые люди в ст. 4 были мечтателями, поскольку назывались христианами, однако поступали как бы грезя: например извращали Божью благодать в разврат, оскверняя свою плоть, и отрекались от Иисуса Христа как нашего единого Владыки и Господа, презирали Его господство и ругали власти в Его небесном правлении.
См. прим. 2 Пет. 2:102.
См. прим. 2 Пет. 2:104.
См. прим. 2 Пет. 2:111.
Тело Моисея было погребено Господом в долине в земле Моава, в месте, которого не знает никто (Втор. 34:6). Видимо, Господь намеренно сделал это именно таким образом. Когда Моисей и Илия явились вместе с Христом на горе Преображения (Мф. 17:3), Моисей, видимо, был явлен в своём теле, которое Господь сохранил и воскресил. В связи с этим, вероятно, дьявол попытался сделать что-то с телом Моисея, и архангел спорил с ним об этом. Во 2 Пет. 2:11 говорится обобщённо, но здесь показан конкретный случай, связанный с телом Моисея.
См. прим. 2 Пет. 2:112. Отсюда видно, что в небесном правлении Господа дьявол, Сатана, занимал ещё более высокое место, чем архангел Михаил. Бог назначил и поставил его на это место (Иез. 28:14). В любом случае Сатана был ниже Господа, поэтому Михаил сказал ему: «Да упрекнёт тебя Господь». Михаил сохранил своё положение в порядке божественной власти.
Имеются в виду мечтатели в ст. 8.
Слово «знать» обозначает более глубокое восприятие невидимых вещей, а слово «понимать» обозначает поверхностное осознание видимых предметов.
Или: «инстинктивно». Эти мечтатели ругают то, чего не знают, хотя должны знать; а то, что они понимают, они понимают природно, инстинктивно, неразумно, подобно животным, которые следуют своим инстинктам. Они не используют рассудок для применения свойственного человеку более глубокого и более высокого знания, которое включает в себя ощущение человеческой совести. Они пользуются мелким и низменным инстинктивным пониманием, подобным пониманию животных, которые не обладают человеческим рассудком. Ведя себя таким образом, они тем самым растлеваются, или уничтожаются.
См. прим. 2 Пет. 2:121.
Букв. «живые существа» (в том числе люди); это слово обозначает людей, которые живут подобно животным.
Или: «тем».
См. прим. 2 Пет. 2:15, пункт 3.
Этот путь состоит в том, что человек религиозно служит Богу согласно собственной воле, еретически отвергает искупление кровью, требуемое и установленное Богом, и по-плотски завидует Божьим истинным людям из-за их верного свидетельства о Боге (Быт. 4:2-8).
Букв. «излились»; т. е. отдались (заблуждению), стремглав бросились (в заблуждение), безудержно побежали (в заблуждении).
Это заблуждение состоит в том, что человек учит неправильной доктрине за награду, зная, что она противоречит истине и направлена против Божьего народа, и злоупотребляет влиянием определённых даров, чтобы увести Божий народ от чистого поклонения Господу к идолопоклонству (Числ. 22:7, 21; 31:16; Отк. 2:14). Желание получить награду побуждает тех, кто его испытывает, стремглав броситься в заблуждение Валаама.
Т. е. были уничтожены (ст. 5). См. прим. 2 Пет. 2:15, пункт 1.
Букв. «в противоречии», «в говорении против (кого-либо или чего-либо)». Это бунт против представителя власти Бога в Его правлении и против Его слова, изрекаемого Его представителем (таким как Моисей). Это приносит уничтожение (Числ. 16:1-40).
Греческое слово означает «скала». Оно, «возможно, обозначает здесь скалу на дне моря, покрытую водой» (Дж. Н. Дарби); отсюда — перевод «подводные камни». Греческое слово, переведённое во 2 Пет. 2:13 как «пятна», очень сходно со словом, переведённым здесь как «подводные камни»; поэтому в некоторых переводах это слово передано словом «пятна». В действительности эти два слова обозначают две разные вещи. Пятна — это дефекты на поверхности драгоценных камней; подводные камни находятся на дне. Ранние еретики были не только пятнами на поверхности, но и подводными камнями на дне; и то и другое наносило вред верующим в Христа.
Пиры, устраиваемые в любви, побуждением для которых была Божья любовь (более высокая любовь — 1 Ин. 4:10-11, 21). В ранние дни верующие часто ели вместе в любви для общения и поклонения (Деян. 2:46). Такого рода пир присоединяли к Господней вечере (1 Кор. 11:20-21, 33) и называли пиром любви.
Ищущие удовольствия еретики (2 Пет. 2:13) притворялись пастырями, но на пирах любви они кормили только себя, не заботясь о других. По отношению к другим они были безводными облаками, поскольку не могли дать никакого жизненного снабжения.
Ср. 2 Пет. 2:17 и прим. 2 Пет. 2:171а.
Осень — это сезон сбора плодов. Своекорыстные отступники казались плодовыми деревьями во время сбора урожая, но у них не было плодов, которые могли бы насытить других. Они умерли дважды: не только внешне, по виду, как умирает осенью большинство деревьев, но и внутренне, по природе. Они были насквозь мёртвы; поэтому правильно, что их вырвали с корнем.
Мф. 15:13; ср. Лк. 13:6-9
В библейской символике пастыри, облака, деревья и звёзды являются положительными образами, а подводные камни, волны и море — отрицательными. Эти отступники были лжепастырями, пустыми облаками, мёртвыми деревьями и блуждающими звёздами; кроме того, они были подводными камнями и необузданными, бушующими морскими волнами, безудержно пенящимися собственным позором.
Сравнение с блуждающими звёздами показывает, что непостоянные учителя, отступники, не были прочно закреплены в неизменных истинах небесного откровения, а беспорядочно блуждали среди Божьего народа, подобного звёздам (Дан. 12:3; Отк. 1:20). Их участь — мрак тьмы, который сберегается для них навек. Сегодня непостоянные отступники являются блуждающими звёздами, но они будут заключены во мраке тьмы.
ср. Втор. 33:2
Здесь Иуда цитирует книгу Эноха (или Еноха) ситх 9 главы 1. Возможно эта книга была известна в pаннехpистианском миpе и в иудаизме т.к. Иуда не делал объяснения, а просто цитирует её. См. Книга Еноха (Эноха) в разделе Книги
Относительно слова пришёл" - судя по всему, имеется в виду явление Господней парусии (пришествия), о котором говорится во 2 Фес. 2:8 и прим. 2 Фес. 2:83, Мф. 24:27, 30 и Зах. 14:4-5."
Букв. «в мириадах» или «среди мириад».
Сюда, вероятно, входят, как в Зах. 14:5, святые (1 Фес. 3:13) и ангелы (Мф. 16:27; 25:31; Мк. 8:38).
Пришествие Господа имеет целью произвести Божий правительственный суд, которому подвергнутся все нечестивые. См. прим. 1 Пет. 1:172б, абз. 2.
ср. Пс. 5:9; 1 Фес. 2:5
Букв. «лицам».
См. прим. 2 Тим. 3:12.
Рим. 16:17; 2:8; ср. 1 Кор. 11:19
Прилагательное от слова, означающего «душа». «,,Псюхе“ [душа] — это центр личностного существа, „я“ каждого индивидуума. В каждом человеке она связана с духом, высшей частью человека, и с телом, низшей частью человека; первый влечёт её вверх, второе — вниз. Тот, кто уступает низменным желаниям, называется плотским; тот, кто благодаря общности своего духа с Божьим Духом осуществляет высшее назначение своего существа, называется духовным. Тот, кто останавливается посередине, кто думает только о своём ,,я“ и о его интересах (будь то интересы животные или интеллектуальные), называется „псюхико́с“, т. е. человек, сосредоточенный на своём „я“, человек, дух которого опустился и деградировал до подчинения подчинённой „псюхе́“ [душе]» (Г. Алфорд).
Человеческий дух, а не Дух Божий. Отступники лишены духа. «В действительности они не утратили духа как части своей трёхчастной природы [1 Фес. 5:23], но они уже перестали владеть им в какой бы то ни было значимой степени: он деградировал настолько, что опустился ниже „псюхе“ [души] и оказался в её власти, во власти личной жизни, так что сам по себе он не обладает никакой жизненной силой» (Г. Алфорд). Они не придают значения своему духу и не пользуются им. Они не соприкасаются с Богом при помощи своего духа в общности с Духом Божьим; и, кроме того, они не живут и не ходят в своём духе. Поддавшись влечению своей плоти, они опустились и стали плотяными, утратив таким образом ощущение своей совести (см. прим. 2 Пет. 2:121) и став подобными неразумным животным (ст. 10).
Или: «в».
Объективная вера, т. е. те драгоценные положения Нового Завета, в которые мы верим для нашего спасения в Христе (см. прим. Иуд. 1:32). Мы созидаем себя на основании этой святой веры и в её сфере, молясь в Святом Духе. Для нашего созидания необходимы истина веры в нашем восприятии и Святой Дух, которым мы наслаждаемся посредством молитвы. Святыми являются и вера, и Дух.
См. прим. Иуд. 1:21а.
Вся Благословенная Троица применяется верующими и становится наслаждением для верующих, когда те молятся в Святом Духе, хранят себя в любви Божьей и ожидают милости нашего Господа к вечной жизни.
Имеется в виду, что мы получаем в качестве своего наследия и наслаждения вечную жизнь, жизнь Бога, которая является целью нашего духовного поиска. Поскольку мы стремимся к этой цели, мы хотим быть хранимыми в любви Божьей и ожидаем милости нашего Господа.
Ин. 3:15, 36; 1 Тим. 6:12, 19
В некоторых рукописях: «одних убеждайте — тех, кто колеблется».
Или: «спорит».
ср. Иак. 5:20
Это сравнение, вероятно, заимствовано из Зах. 3:2.
Будучи милостивы к другим, мы одновременно должны быть в страхе перед ужасной заразой греха, ненавидя даже то, что запятнано вожделением плоти. К слову «страх» см. прим. 1 Пет. 1:174г.
ср. Отк. 3:4
В этой заключительной хвале автор ясно показал, что, хотя он повелел верующим проявлять усердие в отношении того, о чём говорится в ст. 20-23, только Бог, наш Спаситель, может сберечь их от преткновения и поставить их перед Своей славой непорочными в ликовании. Ему слава..!
Слава нашего великого Бога и Спасителя, Иисуса Христа, которая будет явлена при Его явлении (Тит. 2:13; 1 Пет. 4:13) и в которой Он придёт (Лк. 9:26).
2 Пет. 3:14; Эф. 1:4; 5:27; Флп. 2:15; Отк. 14:5; ср. 1 Пет. 1:19
В элементе ликования.
«Это слово обозначает избыток торжествующей радости» (Г. Алфорд).
Единый Бог — наш Спаситель, а человек Иисус Христос — наш Господь. Такому Спасителю, через такого Господа, — слава, величие, могущество и власть на протяжении всех веков.
Слава — это выражение в великолепии, величие — величина в почёте, могущество — сила в мощи, а власть — полномочия в правлении.
Слова «прежде всего времени» указывают на вечность в прошлом, «сейчас» — на нынешний век, а «на всю вечность» — на вечность в будущем. Таким образом, эти слова означают: «от вечности в прошлом, на протяжении времени и до вечности в будущем».