Показать шапку
Скрыть шапку
  • ср. Ин. 1:1-2

    Библия, состоящая из двух Заветов — Ветхого и Нового, — это полное записанное божественное откровение Бога человеку. Главным откровением всей Библии является уникальное божественное домостроительство уникального Триединого Бога (Эф. 1:10; 3:9; 1 Тим. 1:4). Центральностью и универсальностью этого божественного домостроительства является всеобъемлющий и неисследимо богатый Христос как воплощение и выражение Триединого Бога (Кол. 2:9; 1:15-19; Ин. 1:18). Целью божественного домостроительства является церковь как Тело, полнота, выражение, Христа (Эф. 1:22-23; 3:8-11), которое обретёт завершённость в Новом Иерусалиме как союзе, слиянии и совокупности приготовленного и завершённого Триединого Бога и Его искупленных, возрождённых, преобразованных и прославленных трёхчастных людей. Осуществление божественного домостроительства открывается в Библии постепенно, этап за этапом, начиная с Божьего творения в Быт. 1Быт. 2 и заканчивая Новым Иерусалимом в Отк. 21Отк. 22. В Ветхом Завете содержание Божьего домостроительства открывается в основном в прообразах, предызображениях и тенях, а в Новом Завете мы видим исполнение и действительность всех прообразов, предызображений и теней. Таким образом, Ветхий Завет — это образное описание Божьего вечного домостроительства, а Новый Завет — это его практическое исполнение.

    «Бытие» — это перевод слова «ге́несис», которое используется как название этой книги в Септуагинте и которое означает «зарождение», «происхождение». Поскольку Бытие — это первая книга Библии, в ней зарождаются и из неё происходят раскрытые в святом Слове божественные истины. Таким образом, в этой книге сеются семена божественных истин. В последующих книгах, особенно в Новом Завете, эти семена растут и развиваются, и наконец в последней книге, в Откровении, мы видим их жатву.

    Бытие — это миниатюра полного откровения всей Библии. Эта книга начинается с человека, сотворённого по Божьему образу (Быт. 1:26), и заканчивается человеком, который назван Израилем (Быт. 32:28; 48:2), — преобразованным человеком, который уже не просто внешне сотворён по Божьему образу, а в которого Бог внедрил Себя, сделав его Своим выражением. Преобразованный Израиль — это семя, миниатюра, Нового Иерусалима.

    На первый взгляд Быт. 1Быт. 2 — это просто повествование о творении, но на самом деле почти во всём, что упоминается в этих двух главах, открывается Христос, который является для Божьих людей жизнью (Ин. 1:1, 4; 11:25; 14:6) для произведения и созидания церкви. В Быт. 3Быт. 50 представлены биографии восьми великих людей, которые делятся на две группы по четыре человека в каждой. Эти две группы олицетворяют два рода людей: Адам, Авель, Энох и Ной олицетворяют сотворённый род, а Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф олицетворяют призванный род. При этом описываются в первую очередь не дела этих людей, а в основном их жизнь, их житие и их путь с Богом. В Бытии Бог использует и повествование о творении, и биографии этих восьми людей, чтобы открыть нам жизнь, которая исполняет Его замысел.

  • Имеется в виду начало времени (ср. Ин. 1:1). Время началось при сотворении вселенной и продолжается до окончательного суда у великого белого престола (Отк. 20:11-15). Время нужно для того, чтобы осуществить Божий вечный замысел, который Бог создал в вечности в прошлом (Эф. 3:11) для вечности в будущем.

  • Евр. «Элохи́м», что означает «Могущественный». В еврейском языке это имя имеет форму множественного числа, но глагол «сотворил» употреблён в единственном числе. Более того, в ст. 26 о Боге говорится во множественном числе: «сделаем», «Нашему», а в ст. 27 - в единственном: «Он». Это — семена Троицы. Бог един (Ис. 45:5; 1 Кор. 8:4; 1 Тим. 2:5), но в то же время Он есть трое — Отец, Сын и Дух (Мф. 28:19). Он — Триединый Бог. Творение осуществил Триединый Бог. См. прим. 2 Кор. 13:14, абз 3.

    Бытие делится на три части, каждая из которых начинается с определённого имени. В первой части (Быт. 1:1Быт. 2:25), которая начинается с имени «Бог», говорится о Божьем творении; во второй (Быт. 3:1Быт. 11:32), которая начинается со слова «змей», рассказывается о том, как змей растлил человечество; в третьей (Быт. 12:1Быт. 50:26), которая начинается с имени «Иегова», говорится о том, как Иегова призывает падшего человека.

  • «Сотворить» — значит создать из ничего. Это не то же самое, что «сделать», как в Быт. 2:4, или «образовать», как Быт. 2:7, так как последние два слова означают, что берётся нечто уже существующее и из этого производится нечто новое.

    Мотив Божьего творения состоял в том, что Бог хотел исполнить Своё желание и удовлетворить Свою отраду (Эф. 1:5, Эф. 1:9). Цель Божьего творения состоит в том, чтобы прославить Сына Божьего (Кол. 1:15-19) и явить Самого Бога (Пс. 19:1-22; Рим. 1:20 и прим. Рим. 1:201 и прим. Рим. 1:20), особенно в человеке (1 Тим. 3:16) через Его Сына, Христа, который является воплощением Бога и образом, выражением, Бога (Кол. 2:9; Кол. 1:15). Основанием для Божьего творения являются Божьи воля и план (Эф. 1:10 и прим. Эф. 1:10; Отк. 4:11 и прим. Отк. 4:11). Средствами Божьего творения были Сын Божий (Кол. 1:15-16; Евр. 1:2) и Слово Божье (Евр. 11:3; Ин. 1:1-3); и тем и другим является Христос (Ин. 1:1, Ин. 1:18; Отк. 19:13).

  • В процессе Божьего творения небеса и обитающие на них ангелы были сотворены первыми, а земля (вероятно, вместе с какими-то живыми существами) была сотворена второй (Иов. 38:4-7 и прим. Иов. 38:7).

  • Когда Бог сотворил землю, на ней царил порядок (Иов. 38:4-7; Ис. 45:18). Слово «но» здесь и слово «стала» далее в этом стихе показывают, что произошло что-то, в результате чего Божье творение стало «пустыней и пустотой». Этим катаклизмом был суд, который Бог произвёл над доадамовой вселенной после бунта Сатаны. Этот суд был произведён над Сатаной, над ангелами и над жившими на земле доадамовыми тварями, которые присоединились к Сатане в его бунте, а также над самими небесами и землёй. См. Ис. 14:12-15 и прим. ; Иез. 28:12-19 и прим.

  • Всякий раз, когда слова «пустыня» и «пустота» употребляются в Ветхом Завете вместе, они обозначают результат Божьего суда (ср. Иер. 4:23; Ис. 24:1; 34:11). Тьма над поверхностью пучины — это тоже признак Божьего суда (ср. Исх. 10:21-22; Отк. 16:10).

  • Т. е. глубоких вод. Вода в Библии символизирует либо жизнь (Ин. 4:10, 14; 7:38; Отк. 22:1), либо смерть (Быт. 7:17-24; Исх. 14:21-30; Ин. 3:5; Рим. 6:3). Здесь вода обозначает смерть. В результате Божьего суда над доадамовой вселенной вся земля покрылась глубокими водами; это означает, что земля была наполнена смертью и находилась под смертью. См. прим. Мк. 1:231 , прим. 1 Тим. 4:1 и прим. Отк. 21:13 .

  • В ст. 1 описано Божье первоначальное творение. В ст. 2 мы видим указание на Божий суд над доадамовой вселенной. Во всех стихах, начиная с Быт. 1:2 и заканчивая Быт. 2:3, говорится не о первоначальном Божьем творении, а о воссоздании Богом повреждённой вселенной, а также о Его дальнейшем творении, в течение шести дней.

  • Евр. «ру́ах»; это слово переводится по-разному: «дух», «ветер», «дыхание». Здесь впервые в Библии упоминается Дух. Дух Божий как Дух жизни (Рим. 8:2) пришёл и начал трепетать над водами смерти, подобно тому, как птица трепетно высиживает яйца, — чтобы породить жизнь, в особенности — человека (ст. 26), для Божьего замысла. В духовных переживаниях приход Духа — это первое требование для порождения жизни (Ин. 6:63).

  • После трепетания Духа (ст. 2) пришло Божье слово, которое принесло с собой свет (ср. Пс. 119:105, 130). В духовных переживаниях приход слова — это второе требование для порождения жизни (Ин. 5:24; 6:63), а приход света — это третье требование (Мф. 4:13-16; Ин.  1:1-13).

    Дух, слово и свет были средствами, которые Бог использовал, чтобы породить жизнь для исполнения Своего замысла. Дух — это Дух жизни (Рим. 8:2), слово — это слово жизни (Флп. 2:16), и свет — это тоже свет жизни (Ин. 8:12). Христос как Дух — это действительность Бога (Рим. 8:9-10; 2 Кор. 3:17; Ин. 16:13-15), Христос как Слово — это говорение Бога (Ин. 1:1; Евр. 1:2), а Христос как свет — это сияние Бога (Ин. 8:12; Ин. 9:5).

  • Отделение света от тьмы для отличения дня от ночи (ст. 5; ср. 2 Кор. 6:14) — это четвёртое требование для порождения жизни.

  • Атмосфера, окружающий землю воздух.

  • Разделение вод, для которого между водами было создано пространство и духовное значение которого состоит в том, что благодаря работе креста небесное отделяется от земного (Кол. 3:1-3; Евр. 4:2), было пятым требованием для порождения жизни.

  • В конце второго дня не говорится, что Бог сказал о пространстве (воздухе) и водах, что это хорошо (ср. ст. 4, 10, 12, 18, 21, 25). Это объясняется тем, что в воздухе находятся падшие ангелы (Эф. 2:2; 6:12), а вода —это жилище бесов (Мф. 12:43 и прим. ).

  • Появление суши — это шестое требование для порождения жизни. Оно произошло на третий день, который соответствует дню воскресения (1 Кор. 15:4). В Библии море олицетворяет смерть, а суша олицетворяет Христа (см. прим. Втор. 8:71 ) как порождающий источник жизни. После того как показалась суша, из суши были произведены всевозможные виды жизни — растительная жизнь, животная жизнь и даже человеческая жизнь (ст. 11-12, 24-27; 2:7). Это прообраз того, что божественная жизнь со всем её богатством исходит из Христа. На третий день Христос вышел из смерти в воскресении и породил жизнь (Ин. 12:24; 1 Пет. 1:3) для образования церкви.

  • Отделение суши от вод обозначает отделение жизни от смерти. На второй день (ст. 6-7) Бог начал работать над тем, чтобы ограничить покрывавшие землю воды смерти, поставить для них предел (ср. Иер. 5:22). В итоге, когда Божья работа будет завершена, в новом небе и новой земле моря уже не будет (прим. Отк. 21:13 ). Более того, в Новом Иерусалиме уже не будет ночи (прим. Отк. 21:25). Это означает, что и со смертью, и с тьмой будет покончено.

  • Растительная жизнь — это низшая форма жизни; это бессознательная жизнь, соответствующая начальному этапу божественной жизни в только что возрождённом верующем (ср. 1 Кор. 3:6). Бесчисленные разновидности растительной жизни — это прообраз богатого выражения неисследимого богатства Христовой жизни, поскольку они радуют взгляд человека (Быт. 2:9), благоухают (Песн. П. 1:12-13) и служат пищей для человека и животных (Быт. 1:29-30). Деревья (Быт. 2:9; Исх. 15:23-25; Песн. П. 2:3; 5:15; Ис. 11:1; Ин. 15:1; Отк. 22:2), цветы (Песн. П. 1:14) и злаки, которые являются пищей для человека (Ин. 6:9, 13) и приношениями для Бога (Лев. 2:1-3, 14), — всё это прообразы Христа.

  • Согласно откровению всей Библии, свет предназначен для жизни; свет и жизнь всегда взаимосвязаны (Пс. 36:9; Мф. 4:16; Ин. 1:4; 8:12; 1 Ин. 1:1-7). Чем выше свет, тем выше жизнь. Неопределённый свет первого дня (ст. 3) был достаточен для того, чтобы породить низшие формы жизни; более основательный и определённый свет от светил: солнца, луны и звёзд (ст. 16; Пс. 136:7-9) — на четвёртый день был необходим для того, чтобы произвести высшие формы жизни, в том числе человеческую жизнь. Это означает, что для духовного возрождения нам достаточно иметь свет первого дня, но для того, чтобы расти в божественной жизни к зрелости, нужно больше света, нужен более сильный свет — свет четвёртого дня.

  • ср. Мф. 2:2, 9

    Все знамения, сроки, дни и годы — это тени Христа (Кол. 2:16-17).

  • Солнце, луна и звёзды были сотворены до этого (ср. Иов. 38:7), но, когда Бог после бунта Сатаны производил Свой суд над небесами и землёй, Он остановил их функционирование (см. прим. Иов. 9:5 ). На четвёртый день Он возобновил их функционирование, чтобы произвести высшие формы жизни.

  • Солнце (Пс. 136:8), обозначающее Христа (Мал. 4:2; Лк. 1:78-79; Мф. 4:16; Эф. 5:14). Побеждающих святых Господь Иисус тоже уподоблял солнцу (Мф. 13:43).

  • Луна (Пс. 136:9). Во сне Иосифа его отец был уподоблен солнцу, его мать — луне, а его братья — звёздам (Быт. 37:9). Луну можно считать символом церкви, жены Христа (ср. Песн. П. 6:10). У луны нет собственного света — она светит ночью, отражая свет солнца. Точно так же церковь светит в тёмной ночи века церкви, отражая божественный свет Христа (ср. Флп. 2:15).

  • Звёзды обозначают в первую очередь Христа (Числ. 24:17; 2 Пет. 1:19; Отк. 22:16). Хотя Христос — это действительное солнце, в нынешнем веке ночи Он не являет Себя как солнце, а сияет как светлая утренняя звезда (прим. Отк. 22:16). Кроме того, звёзды обозначают побеждающих святых (Дан. 12:3; ср. Отк. 1:20). Свет звёзд особенно нужен тогда, когда луна убывает; точно так же сияние побеждающих святых как небесных звёзд особенно нужно тогда, когда церковь находится в состоянии деградации (Отк. 2:7, 11, 17, 26-28; 3:5, 12, 20-21).

  • Управление светил четвёртого дня дополнительно укрепило произведённое в ст. 4 отделение света от тьмы. И то и другое требуется для роста в жизни.

  • Это животная жизнь, обладающая низшим уровнем сознания и соответствующая первому этапу в росте верующих в жизни (ср. 1 Ин. 2:13). Животная жизнь в море — это прообраз богатства Христовой жизни, поскольку жизнь Христа обладает силой, побеждающей смерть (которую обозначает солёная вода) в Его житии. Как рыбы могут жить в солёной воде и при этом не становиться солёными, так и Христос и Его верующие, обладающие божественной жизнью, могут жить в сатанинском мире и не становиться «солёными» под действием мирского растления (ср. Ин. 14:30; 17:15-16). Животная жизнь в море символизирует богатство Христовой жизни ещё и потому, что человек может питаться богатством Христа (Ин. 6:9; 21:9).

  • У птиц жизнь выше, чем у рыб. Рыбы могут жить в водах смерти, но птицы могут подняться над водами смерти. Продолжая расти в божественной жизни, верующие обретают способность подниматься над всеми земными препятствиями (ср. Ис. 40:31). Жизнь птиц — это прообраз богатства Христовой жизни, поскольку Христос является орлом, несущим искупленных Богом людей к Его цели (Исх. 19:4; Втор. 32:11-12; Отк. 12:14), а также горлицами и голубями, приносимыми Богу за грехи Божьего народа (Лев. 1:14; 5:7).

  • Скот и животные на суше — это более высокая форма жизни, обладающая более высоким сознанием, по сравнению с жизнью рыб и птиц; это жизнь, способная совершить что-то на земле. Животные и скот на суше — это прообраз богатства Христовой жизни, поскольку Христос — это побеждающий лев (Отк. 5:5), который сражается за Божье домостроительство, Христос — это овцы и волы, приносимые Богу для осуществления Божьего полного искупления (Лев. 1:2-3, 10; 3:1, 6, 12; 4:3; 5:6; Ин. 1:29; 1 Пет. 1:19; Отк. 5:6-9), и Христос — это вол, который несёт ответственность и верно трудится для осуществления Божьей воли (Мф. 20:28; Ин. 6:38). Продолжая расти в божественной жизни, верующие в Христа обретают способность жить на земле такой жизнью, которая полезна для исполнения Божьей воли (ср. 1 Кор. 3:2; Гал. 6:2; 1 Кор. 15:58).

  • Слово «сделаем» (во множественном числе) показывает, что в связи с сотворением человека среди Троих в Божестве состоялось совещание. Решение сотворить человека было принято Триединым Богом в вечности в прошлом, из чего видно, что человек сотворён для вечного замысла Триединого Бога (Эф. 3:9-11). Бог сотворил человека с намерением осуществить Своё божественное домостроительство для раздаяния Себя в человека (прим. 1 Тим. 1:4 , абз. 1). Это полностью раскрывается в последующих книгах Библии.

  • Или: «человечество»; евр. «адам». То же в следующем стихе. Человеческая жизнь — это высшая из сотворённых жизней; это жизнь, которая может выражать Бога в Его образе и подобии и осуществлять владычество от имени Бога. Адам, первый человек, — это прообраз Христа (Рим. 5:14; 1 Кор. 15:45, 47; Пс. 8:4-8; Евр. 2:6-9) как центра Божьего творения (Кол. 1:16-17), как Главы всего творения (Кол. 1:15) и всех людей (1 Кор. 11:3), как Того, кто выражает Бога в Его образе и подобии (Евр. 1:3; 2 Кор. 4:4; Кол. 1:15), и как Того, кто представляет Бога, управляя всем, что Бог сотворил (Пс. 8:6-8; Мф. 28:18).

  • Божий образ, под которым понимается Божье внутреннее существо, — это выражение внутренней сущности Божьих качеств, наиболее выдающимися из которых являются любовь (1 Ин. 4:8), свет (1 Ин. 1:5), святость (Отк. 4:8) и праведность (Иер. 23:6). Божье подобие, под которым понимается Божий вид (Флп. 2:6), — это выражение сущности и природы Божьей личности. Таким образом, Божий образ и Божье подобие не следует рассматривать как две разные вещи. Внутренние добродетели человека, сотворённые в человеческом духе, являются копией Божьих качеств и позволяют человеку выражать Божьи качества. Внешний вид человека, сотворённый как человеческое тело, является копией Божьего вида. Таким образом, Бог сотворил человека как Своё воспроизведение, чтобы человек был способен содержать в себе Бога и выражать Его. Все остальные живые существа были сотворены «по их роду» (ст. 11-12, 21, 24-25), но человек был сотворён по Божьему роду (ср. Деян. 17:28-29). Поскольку Бог и человек принадлежат к одному и тому же роду, человек может соединиться с Богом и жить вместе с Ним в органическом союзе (Ин. 3:3-5; Рим. 6:5; 11:17-24; 1 Кор. 6:17).

    Христос-Сын как воплощение Бога (Кол. 2:9) является образом невидимого Бога, выражением сущности Божьих качеств (Кол. 1:15; 2 Кор. 4:4; Евр. 1:3). Человек был сотворён согласно Христу с тем намерением, чтобы Христос вошёл в человека и выражался через человека (Кол. 1:27; Флп. 1:20-21). Сотворённый человек — это живой сосуд, вместилище, которое должно содержать в себе Христа (Рим. 9:21, 23; 2 Кор. 4:7). Впоследствии Христос в Своём воплощении облёкся в человеческую природу и стал в подобии людей (Флп. 2:6-8), чтобы благодаря Его смерти и воскресению человек получил Божью вечную, божественную жизнь (1 Пет. 1:3; 1 Ин. 5:11-12) и посредством этой жизни был преобразован и сообразован с образом Христа внутри (2 Кор. 3:18; Рим. 8:29) и преображён в подобие славного тела Христа снаружи (Флп. 3:21), чтобы стать таким же, как Христос (1 Ин. 3:2), и вместе с Ним выражать Бога для всей вселенной (Эф. 3:21).

    Сотворённый человек был воспроизведением Бога, обладавшим Божьим образом и подобием, однако у него не было ни действительности Бога, ни жизни Бога. Поэтому ему ещё нужно было принять Бога как свою жизнь, вкусив от дерева жизни, чтобы он обладал действительностью Бога и выражал Его (Быт. 2:9 и прим. Быт. 2:9).

  • Местоимения «они», «их» и «им» здесь, в ст. 27-28 и в Быт. 5:2 показывают, что Адам был совокупным человеком, собирательным человеком, который включал в себя всё человечество. Бог сотворил не множество людей; Он сотворил человечество собирательно в одном человеке — Адаме. Бог сотворил этого совокупного человека по Своему образу и согласно Своему подобию, чтобы человечество совокупно выражало Бога.

  • Бог сотворил совокупного человека не только для того, чтобы человек, обладая Его образом, выражал Его, но и для того, чтобы человек представлял Его, осуществляя Его владычество над всем. Бог дал человеку владычество с намерением:
    1) победить Божьего врага, Сатану, взбунтовавшегося против Бога;
    2) вернуть захваченную Сатаной землю;
    3) установить на земле Божью власть, чтобы на землю пришло Божье царство, чтобы на земле исполнилась Божья воля и чтобы на земле была явлена Божья слава (Мф. 6:10, 13).

    Божье намерение, согласно которому человек должен выражать Бога в Его образе и представлять Бога с Его владычеством, исполняется не в Адаме как первом человеке (1 Кор. 15:45), старом человеке (Рим. 6:6), а в Христе как втором человеке (1 Кор. 15:47 и прим. 1 Кор. 15:472), новом человеке (Эф. 2:15 и прим. Эф. 2:158), состоящем из Самого Христа как Главы и церкви как Его Тела (Эф. 1:22-23; 1 Кор. 12:12 и прим. 1 Кор. 12:122; Кол. 3:10-11 и прим. Кол. 3:1110г). В полной мере оно исполняется в побеждающих верующих, которые живут Христа для Его совокупного выражения (Флп. 1:19-26) и которые получат власть над народами и будут царствовать в качестве царей вместе с Христом в тысячелетии (Отк. 2:26-27; Отк. 20:4, Отк. 20:6). Окончательно оно исполнится в Новом Иерусалиме, который будет выражать Божий образ, поскольку будет иметь Божью славу и тот же вид, что и Бог (Отк. 4:3; Отк. 21:11, Отк. 21:18), и применять божественную власть Бога, чтобы вечно сохранять Божье владычество над всей вселенной (Отк. 21:24; Отк. 22:5).

  • Прообраз Сатаны, змея (Быт. 3:1, 14; Отк. 12:9), и его ангелов ( Мф. 25:41; Отк. 12:4, 7), а также бесов, которые следуют за Сатаной (ср. Лк. 10:19). См. прим. Отк. 4:6, абз. 1.

  • Слово «покорите» здесь подразумевает, что на земле идёт война между Богом и Его врагом, Сатаной. Кто завладеет землёй, тот и одержит победу. Человек был сотворён Богом для того, чтобы покорить, завоевать, землю и вернуть её Богу.

  • Букв. «на котором плоды дерева, сеющие семя».

  • Раньше Бог говорил: «Хорошо» (ст. 4, 10, 12, 21, 25), но теперь Он сказал: «Очень хорошо», потому что Адам обладал Божьим образом и получил Божье владычество.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках