Эта книга особо рассказывает о церкви, и церковь показана в ней в семи различных аспектах:
1) как Тело Христово, полнота, т. е. выражение, Того, кто наполняет всё во всём (ст. 23; 4:13);
2) как новый человек (Эф. 2:15), совокупный человек, имеющий не только жизнь Христа, но и Его личность;
3) как царство Божье (Эф. 2:19), в котором святые являются гражданами, имеющими определённые права и обязанности;
4) как домашние Божьи (Эф. 2:19), семья, полная жизни и наслаждения;
5) как жилище Бога, в котором Он может жить (Эф. 2:21-22): во вселенском масштабе — святой храм в Господе, а в поместном — Божье жилище в нашем духе;
6) как невеста Христа, Его жена (Эф. 5:24-25), приносящая Христу покой и удовлетворение;
7) как воин (Эф. 6:11-12), совокупный боец, который сражается с Божьим врагом и побеждает его для осуществления Божьего вечного замысла.
Особенность этой книги заключается в том, что она написана с точки зрения Божьего вечного замысла; в ней представлен взгляд из вечности и из небесных пределов. В Новом Завете она расположена непосредственно после откровения о противостоянии Христа и религии (Послание к галатам). За ней следует книга о практическом переживании Христа (Послание к филиппийцам), а оно подводит нас к Христу как Главе (Послание к колоссянам). Таким образом, эти четыре книги составляют сердце новозаветного откровения о Божьем вечном домостроительстве.