Филиппы были главным городом Македонии — провинции древней Римской империи (Деян. 16:12). В результате первого путешествия служения, совершённого Павлом в Европу (Деян. 16:10-12), в этом городе была воздвигнута первая церковь в Европе.
Филиппы были главным городом Македонии — провинции древней Римской империи (Деян. 16:12). В результате первого путешествия служения, совершённого Павлом в Европу (Деян. 16:10-12), в этом городе была воздвигнута первая церковь в Европе.
Здесь не сказано: «святым… и блюстителям, и диаконам»; здесь говорится: «святым… с блюстителями и диаконами». Это имеет большое значение, так как показывает, что в поместной церкви святые, блюстители и диаконы — это не три группы. В церкви есть только одна группа, состоящая из всех святых (включая блюстителей и диаконов), которые составляют поместную церковь. Кроме того, отсюда видно, что в каждой местности должна быть только одна церковь и в этой церкви должна быть только одна группа людей, охватывающая всех святых в этой местности.
Блюстители — это старейшины в поместной церкви (Деян. 20:17, 28). Слово «старейшина» описывает личность, а слово «блюститель» — функцию. Блюститель — это старейшина с точки зрения функции. Здесь говорится не о старейшинах, а о блюстителях, из чего видно, что старейшины выполняли свою обязанность.
Греческое слово означает «служащие». Диаконы — это те, кто служит в поместной церкви под руководством блюстителей (1 Тим. 3:8). Этот стих, раскрывающий, что поместная церковь состоит из святых с ведущими блюстителями и служащими диаконами, показывает, что в церкви в Филиппах царил порядок.
См. прим. Эф. 1:21а.
См. прим. Эф. 1:22.
Флп. 1:25; 2:2, 17, 18; 4:1; 1 Фес. 1:6; 2:19, 20; 3:9; 2 Тим. 1:4
Слово «общение» здесь означает «участие», «связь». См. прим. Рим. 15:261. Святые в Филиппах имели общение для благовестия, участвуя в распространении благовестия, происходившем благодаря служению апостола Павла. Это участие включало в себя их финансовую поддержку апостола (Флп. 4:10, 15-16), которая приводила к распространению благовестия. Такого рода общение, которое удерживало их от индивидуализма и разномыслия, подразумевает, что они были едины с апостолом Павлом и друг с другом. Это давало им основание переживать Христа и наслаждаться Им, что является главной темой этой книги. Жизнь переживания Христа и наслаждения Им — это жизнь в распространении благовестия, жизнь благовествования, жизнь не индивидуалистическая, а совокупная. Поэтому существует общение для распространения благовестия. Чем больше у нас общения в распространении благовестия, тем больше мы переживаем Христа и наслаждаемся Им. Это убивает наше «я», наши честолюбивые устремления, наши склонности и предпочтения.
В связи с благовестием Павел использует в этой книге ряд важных терминов: «общение для... благовестия», «защита и утверждение благовестия» (ст. 7), «продвижение благовестия» (ст. 12) и «вера благовестия» (ст. 27). Когда Павел благовествовал Христа, это включало в себя общение, защиту, утверждение, продвижение и веру. Верующие-иудаисты, напротив, проповедовали Христа в интересах своей группировки из стремления к превосходству, честолюбия, зависти и соперничества и не способствовали продвижению благовестия.
Флп. 1:10; 2:16; 1 Кор. 1:8; 2 Тим. 1:12, 18; 4:8
Флп. 1:13, 14, 17; Деян. 20:23; Кол. 4:3, 18; 2 Тим. 2:9; Флм. 1:10, 13
Что касается отрицательной стороны, защита благовестия противостоит извращающим и искажающим ересям, таким как иудаизм, против которого направлено Послание к галатам, и гностицизм, против которого направлено Послание к колоссянам. Что касается положительной стороны, утверждение благовестия возвещает откровения Божьих тайн о Христе и церкви, раскрытые в Посланиях апостола. Благовествуя таким образом согласно Божьему домостроительству, Павел отвергал религию, закон, культуру, предписания, обычаи, традиции и всякого рода «-измы» — всё, что не входило в Божье домостроительство. Из-за того что Павел благовествовал таким образом, его считали смутьяном, «заразой» (Деян. 24:5).
Сопричастники благодати — это те, кто разделяет приготовленного Триединого Бога как благодать и наслаждается Им. Таким был апостол в защите и утверждении благовестия, а святые в Филиппах были вместе с ним сопричастниками в этой благодати.
Т. е. из своекорыстия, из стремления к превосходству, в интересах своей группировки.
Букв. «давление». Те, кто возвещал Христа из честолюбия, стремились сделать так, чтобы узы Павла сдавливали его ещё сильнее. Для этого они пытались принизить значимость Павла и его служения, пока он в силу внешних обстоятельств не имел возможности проповедовать. Причиной для скорби Павла в узах послужила не его проповедь благовестия, а его защита благовестия. Иудействующие смешивали благовестие с законом и обрезанием. Павел защищал благовестие. Это послужило причиной беспорядков, из-за которых он оказался в узах (Деян. 21:27-36).
Благодать сделала сердце апостола настолько широким, что он даже радовался тому, что его противники проповедовали Христа в притворстве. Какой безупречный дух! Это было произведение жизни, природы и разума Христа, жившего в апостоле. Его переживание Христа было наслаждением. Такая жизнь радуется независимо от обстоятельств.
То же греческое слово, что и в Флп. 2:12. Спасение здесь — это то совершение спасения, о котором говорится в Флп. 2:12 ; под ним понимаются поддержка и укрепление, позволяющие жить и возвеличивать Христа (см. прим. Флп. 2:124а). Для этого требуется обильное снабжение Духа Иисуса Христа.
Те, кто имел общение с Павлом и участвовал с ним в благовествовании.
Т. е. в интересах своей группировки, своей школы.
Те христиане, которые противостояли Павлу и его служению (2 Кор. 10:7; 11:22-23). Даже во времена апостола были такие, кто благовествовал из зависти к Павлу и соперничая с ним.
Императорская гвардия цезаря.
Т. е. ради Христа.
Продвижение, совершаемое первопроходцами, которые во время похода идут впереди войска и прокладывают ему дорогу. Страдания Павла совершали такое продвижение для благовестия.
Плод праведности — это живой результат того, что верующие живут надлежащей жизнью посредством элемента праведности, занимая праведное положение перед Богом и человеком. Такой жизнью верующие могли жить не посредством своего природного человека, чтобы хвалиться, а через Иисуса Христа как свою жизнь, которого верующие переживали во славу и хвалу Бога.
Или: «не претыкающими»; не создающими преткновения для других.
Греческое слово означает «судимый солнечным светом»; т. е. «выдержавший испытание на подлинность»; отсюда — значение «чистый», «искренний».
Под верой здесь понимается то, во что святые верят (Иуд. 1:3; 2 Тим. 4:7).
Чуткое восприятие, нравственное чутьё. Среди филиппийцев некоторые были отвлечены от Божьего домостроительства проповедью верующих-иудаистов. Павел хотел, чтобы филиппийцы любили таких верующих не безрассудно, а трезво, любили их любовью, которая изобилует в полном знании и чутком восприятии.
У филиппийских верующих было много любви. Однако нужно было, чтобы их любовь больше и больше изобиловала, переливалась через край — не безрассудно, а в полном знании; не в неведении, а во всякой проницательности, что позволило бы им, испытывая, одобрять отличающееся и более превосходное. Это, очевидно, включает в себя проницательность в отношении отличающихся друг от друга видов благовествования в ст. 15-18 и различных видов людей в Флп. 3:2-3.
Греческое слово обозначает внутреннюю приязнь, а также милосердие и сочувствие. Апостол, жаждавший святых, был един с Христом даже в самой нежной внутренности Христа. Отсюда видно, что для Павла наслаждаться Христом означало быть единым с внутренностью Христа, в которой он наслаждался Христом как снабжением благодати.
Или: «моей благодати». Благодатью Павла была та благодать, которой он наслаждался и которая превосходила его страдания в защите и утверждении благовестия. Этой благодатью был не объективный Бог, а Триединый Бог, который был приготовлен, чтобы стать его долей субъективно, в переживаниях.
Это снабжение Тела Христова, церкви. Тюремное заключение не изолировало Павла от Тела Христова и не отсекло его от снабжения Тела.
Греческое слово обозначает снабжение хора всем необходимым, которое обеспечивал хорег, руководитель хора. Обильное снабжение всеобъемлющего Духа позволяло Павлу жить и возвеличивать Христа в его страданиях за Него.
Откровение в Библии о Боге, Христе и Духе является последовательным. Сначала, в связи с творением, Дух называется Духом Божьим (Быт. 1:2). Затем, в контексте отношений Бога с человеком, Он называется Духом Иеговы (Суд. 3:10; 1 Цар. 10:6); в связи с зачатием и рождением Христа — Святым Духом (Лк. 1:35; Мф. 1:20); в связи с человеческим житием Господа — Духом Иисуса (Деян. 16:7); в связи с воскресением Господа — Духом Христа (Рим. 8:9); а здесь — Духом Иисуса Христа.
Дух Иисуса Христа — это тот Дух, о котором говорится в Ин. 7:39. Это не просто Дух Божий до воплощения Господа, а Дух Божий, Святой Дух, обладающий божественностью, после воскресения Господа, в состав которого были добавлены воплощение (человечество) Господа, Его человеческое житие под крестом, Его распятие и Его воскресение. Полным прообразом этого составного Духа Божьего, который является теперь Духом Иисуса Христа, служит святая масть для помазания в Исх. 30:23-25, состоящая из оливкового масла и четырёх благовоний. Здесь мы видим не просто Духа Иисуса (Деян. 16:7) или Духа Христа (Рим. 8:9), а Духа Иисуса Христа. Дух Иисуса связан главным образом с человечеством Господа и Его человеческим житием; Дух Христа связан главным образом с воскресением Господа. Чтобы переживать человечество Господа, наглядно показанное в Флп. 2:5-8, нужен Дух Иисуса. Чтобы переживать силу Господнего воскресения, о которой говорится в Флп. 3:10, нужен Дух Христа. В своём страдании апостол переживал и страдание Господа в Его человечестве, и воскресение Господа. Поэтому Дух для него был Духом Иисуса Христа, составным всеобъемлющим животворящим Духом Триединого Бога. Такой Дух обладает, и даже является, обильным снабжением для человека, подобного апостолу, который переживал Христа и наслаждался Им в Его человеческом житии и воскресении. В конечном итоге этот составной Дух Иисуса Христа становится семью Духами Божьими — семью огненными лампадами перед престолом Бога, осуществляющими Его управление на земле для исполнения Его домостроительства в отношении церкви, и семью глазами Агнца, через которые всё, чем Он является, переливается в церковь (Отк. 1:4; 4:5; 5:6).
Когда апостол страдал в своём теле, Христос был возвеличен, т. е. проявлялось или возвещалось Его величие (Его безграничность), Он был возвышен и восхвалён. Страдания давали апостолу возможность выражать Христа в Его безграничном величии. Апостол хотел, чтобы в нём были возвеличены не закон и не обрезание, а только Христос. Эта книга говорит о переживании Христа. Возвеличивать Христа при любых обстоятельствах — значит переживать Его с высшим наслаждением.
Жизнь Павла состояла в том, чтобы жить Христа. Для него жить означало не закон и не обрезание, а Христа. Он не хотел жить закон, а хотел жить Христа; он не хотел быть найденным в законе, а хотел быть найденным в Христе (Флп. 3:9). Христос был не только его жизнью, но и его житием. Он жил Христа, потому что Христос жил в нём (Гал. 2:20). Он был един с Христом и в жизни, и в житии. Он и Христос имели одну жизнь и одно житие. Они жили вместе как одна личность. Христос жил внутри Павла как жизнь Павла, а внешне Павел жил Христа как житие Христа. Нормальное переживание Христа состоит в том, чтобы жить Его, а жить Его — значит возвеличивать Его всегда, независимо от обстоятельств.
Под приобретением здесь понимается пребывание с Христом в большей степени. Но с точки зрения исполнения Божьего вечного замысла жить Христа ради Его Тела несравненно лучше, чем быть с Христом. Поэтому Павел выбрал жить Христа.
Пребывание с Христом — это вопрос степени, а не места. Павел желал быть с Христом в большей степени, хотя и так постоянно был с Ним. В случае физической смерти он был бы с Христом в большей мере, чем та, которой он наслаждался в этой земной жизни.
Апостол делал свой выбор не исходя из того, что было лучше для него, а ради святых. Он был полностью занят Господом и церковью.
Слово «преуспевание» указывает на рост в жизни, а слово «радость» — на наслаждение Христом.
Уничтожение всего, чем они являются и что они делают.
Спасение всего, чем вы являетесь и что вы делаете. См. прим. Флп. 1:191а и прим. Флп. 2:124а.
Предлог «в» подразумевает, что в результате уверования в Христа верующий вступает в органический союз с Ним. Уверовать в Христа — значит влиться своим существом в Его существо, чтобы двое, мы и Он, стали органически едины.
Страдать ради Христа, приняв Его и соединившись с Ним в результате уверования, — значит участвовать, или иметь общение, в Его страданиях (Флп. 3:10), чтобы переживать Его и наслаждаться Им в Его страданиях. Это значит жить Его и возвеличивать Его в обстановке, когда Его отвергают и выступают против Него.
Павел был образцом, который дала благодать Бога для Его новозаветного домостроительства (1 Тим. 1:14-16). Новозаветные верующие должны переживать Христа и наслаждаться Им, живя и возвеличивая Его так, как это делал Павел в своих страданиях за Христа. Тогда они будут сопричастниками благодати с Павлом.
Греческое слово означает «похвала», «гордость» и «радость».
Нам нужно не только твёрдо стоять в одном духе, чтобы переживать Христа, но и одной душой бороться вместе с верой благовестия. Иметь одну душу для благовестнической работы труднее, чем быть в одном духе для переживания Христа (см. Флп. 2:20). Чтобы иметь одну душу, необходимо после возрождения в духе идти дальше и преобразовываться в душе, особенно в разуме, который является главной и ведущей частью души.
Подобно атлетам.
Вера здесь рассматривается как нечто одушевлённое. Верующие должны одной душой бороться вместе с одушевлённой верой (ср. прим. 2 Тим. 1:83д).