Букв. «в ней».
Букв. «в ней».
Еретики, такие как керинфиане, лжепророки (1 Ин. 4:1).
Т. е. не исповедует, что Иисус — это Бог воплощённый, тем самым отрицая божество Христа.
См. прим. 1 Ин. 4:22.
Т. е. наблюдайте за собой, следите за собой.
Или: «уничтожить», «разрушить».
То, над чем апостолы работали, — это то, что связано с истиной о Христе, которую апостолы преподносили верующим и вкладывали в них. Поддаться влиянию ересей в отношении личности Христа означало потерять, уничтожить и разрушить всё то драгоценное, связанное с личностью Христа, что апостолы в своей работе внедрили в верующих. Апостол предостерегал верующих, чтобы они, наблюдая за собой, не поддались влиянию ересей и не потеряли то, что связано с истиной.
Судя по контексту, особенно по ст. 9, полная награда — это, очевидно, Отец и Сын как полное наслаждение для верных верующих, пребывающих в истине о личности Христа и не отклоняющихся от неё под влиянием ересей в отношении Христа. Это толкование подтверждается отсутствием указаний на то, что эта награда будет дана в будущем, как награды, о которых говорится в Мф. 5:12; 16:27; 1 Кор. 3:8, 13-14; Евр. 10:35-36 и Отк. 11:18; 22:12. Если мы не будем введены в заблуждение ересями, а будем верно пребывать в истине об удивительном и всеобъемлющем Христе, который является как Богом, так и человеком, как нашим Творцом, так и нашим Искупителем, то мы будем наслаждаться в Нём Триединым Богом в самой полной мере как нашей полной наградой уже сегодня на земле.
См. прим. 1 Ин. 1:12, абз. 2.
Данная Сыном заповедь: чтобы мы любили друг друга (Ин. 13:34). Отец заповедует нам ходить в истине, чтобы мы почитали Сына, а Сын заповедует нам любить друг друга, чтобы мы выражали Его.
См. прим. Ин. 13:341а. То же в последующих стихах.
Божественная действительность, определение которой дано в прим. 2 Ин. 1:15. особенно в отношении личности Христа. Отец заповедует нам ходить в этой действительности, т. е. в осознании того божественного факта, что Иисус Христос есть Сын Божий (ср. Мф. 17:5), чтобы мы почитали Сына, как того желает Отец (Ин. 5:23).
Истина о личности Христа представляет собой основной и центральный элемент «латающего» служения Иоанна. Когда он нашёл детей верной верующей ходящими в истине, он очень обрадовался (3 Ин. 1:3-4).
Под истиной здесь понимается божественная действительность благовестия, определение которой дано в прим. 2 Ин. 1:15, особенно в отношении личности Христа, который выразил Бога и исполнил Божий замысел; любовь — это то, что выражают верующие, когда любят друг друга в результате того, что принимают и узнают истину. Эти два понятия представляют собой основную структуру этого Послания. В них благодать, милость и мир будут с нами. Апостол приветствовал и благословлял верующих благодатью, милостью и миром на основании того факта, что среди верующих присутствовали эти две важнейшие вещи. Когда мы ходим в истине (ст. 4) и любим друг друга (ст. 5), мы наслаждаемся божественными благодатью, милостью и миром.
Букв. «устами к устам».
В некоторых рукописях: «ваша».
Отсюда видно, какое близкое общение было у престарелого старейшины с членами церкви и какую нежную заботу он проявлял о них.
Осуществляя своё «латающее» служение с помощью божественной жизни Триединого Бога, престарелый апостол Иоанн проявлял тёплую заботу о верующих, чтобы верующие ходили в Божьей истине. Божья истина состоит в том, что Триединый Бог воплотился и стал Богочеловеком, Христом, имевшим и божественность, и человечество, который посредством распятия совершил вечное искупление и посредством воскресения стал всеобъемлющим животворящим Духом, окончательным выражением приготовленного Триединого Бога, которого те, кто кается и верит в Него, принимают как свою жизнь и как всё для них. Желание престарелого апостола состояло в том, чтобы верующие любили друг друга в этой истине божественной любовью Триединого Бога и тем самым выражали Его. Эта истина, эта действительность, стала подлинностью в хождении апостола, божественной добродетелью, которая выражалась в его искупленном человечестве. Он любил верующих, о которых заботился, в подлинности божественной добродетели. Его любовь к верующим была его житием, в котором действительность Триединого Бога, Его истина, соединилась с любовью Триединого Бога. На основании этой любви он также искренне надеялся на то, что верующие, о которых он заботился, будут такими же, как он, что они будут любить друг друга и не будут иметь ничего общего с еретиками, с теми, кто переходил пределы истины о Троице. Желание престарелого апостола состояло в том, чтобы верующие, о которых он заботился, до самой вечности постоянно оставались в божественной истине и благодаря этому наслаждались Отцом и Сыном посредством Духа.
Возможно, то, что она не присоединилась к приветствию, означает, что к тому времени она уже умерла.
В некоторых рукописях: «вами».
Божественная действительность, определение которой дано в прим. 2 Ин. 1:15. Эта божественная действительность, которой, по сути, является Триединый Бог, пребывает в нас сейчас и будет с нами вечно.
Своим «латающим» служением в отношении откровения о личности Христа апостол Иоанн в своём Евангелии и первом Послании делал верующим «прививку» от ересей, связанных с божественностью и человечеством Христа. По причине такой предохраняющей истины он и все те, кто знал эту истину, любили тех, кто был верен этой истине (ст. 1).
Имеется в виду божественная действительность благовестия (см. прим. 1 Ин. 1:66), особенно связанная с личностью Христа, как она раскрыта в Евангелии Иоанна и его первом Послании, а именно то, что Христос — и Бог, и человек, имеющий и божество, и человечество, обладающий и божественной природой, и человеческой, что позволило Ему выразить Бога в человеческой жизни и совершить искупление с помощью божественной силы в человеческой плоти за падших людей, чтобы вложить в них божественную жизнь и привести их в органический союз с Богом. Второе и третье Послания Иоанна подчёркивают эту истину. Второе предостерегает верных верующих, чтобы они не принимали тех, кто не пребывает в этой истине — в учении о Христе. Третье призывает верующих принимать тех, кто работает ради этой истины, и помогать им.
Те, кто не только принял Христа, поверив, что Он и Бог, и человек, но также полностью знает истину о личности Христа.
Это же греческое слово переводится как «истина». Судя по тому, как Иоанн употребляет это слово, особенно в своём Евангелии, здесь оно обозначает раскрытую божественную действительность — Триединого Бога, раздаваемого в человека в Сыне, Иисусе Христе, — которая становится подлинностью и искренностью человека, чтобы человек жил жизнью, соответствующей божественному свету (Ин. 3:19-21), и поклонялся Богу, как того ищет Бог, согласно тому, чем Он является (Ин. 4:23-24). Это добродетель Бога (Рим. 3:7; 15:8), становящаяся нашей добродетелью, благодаря которой мы любим верующих (см. прим. 1 Ин. 1:66, пункт 7). В такой подлинности апостол Иоанн, живший в божественной действительности Троицы, любил того человека, которому писал.
Греч. «кюри́а», форма женского рода от слова «кю́риос», означающего «господин», «хозяин». Относительно того, что означает здесь это слово, существуют различные толкования. Наиболее предпочтительно следующее: оно, как и слово «соизбранница» в 1 Пет. 5:13, обозначает сестру в Христе, занимавшую достаточно видное место в церкви. Возможно, «Кюриа» — это её имя, поскольку в те времена такое имя было распространённым. Некоторые указывают, что, согласно историческим данным, она жила недалеко от Эфеса и что её сестра (ст. 13) жила в Эфесе, где о церкви заботился Иоанн. В её местности была церковь, которая собиралась в её доме.
Апостол Иоанн, подобно Петру, был старейшиной церкви в Иерусалиме до его разрушения в 70 г. по Р. X. (Гал. 2:9 и прим. 1 Пет. 5:13). Согласно историческим данным, Иоанн, вернувшись из ссылки, поселился в Эфесе и заботился о церквях в Азии. Таким образом, он, вероятно, был также старейшиной церкви в Эфесе, где он написал это Послание.
Букв. «ведёт вперёд» (в отрицательном смысле); т. е. идёт дальше того, что правильно; продвигаясь вперёд, выходит за рамки ортодоксального учения о Христе. Это противопоставляется пребыванию в учении Христовом. Так поступали гностики-керинфиане, которые хвалились тем, что продвинулись вперёд в своих мыслях об учении Христовом. Они переходили пределы учения о божественном зачатии Христа, тем самым отрицая божество Христа. Следовательно, они не могли иметь Бога в спасении и в жизни.
Не учение, которому учит Христос, а учение о Христе, т. е. истина о божестве Христа, особенно в отношении Его воплощения путём божественного зачатия.
Иметь Бога — значит иметь и Отца, и Сына. Именно посредством процесса воплощения Бог был роздан в нас в Сыне с Отцом (1 Ин. 2:23), чтобы быть для нас наслаждением и действительностью (Ин. 1:1, 14). В воплотившемся Боге мы имеем Сына в Его искуплении и Отца в Его жизни. Таким образом происходит наше искупление и возрождение, в результате чего мы органически соединяемся с Богом, чтобы причащаться Его и наслаждаться Им в спасении и в жизни. Поэтому отрицать воплощение — значит отвергать это божественное наслаждение; а пребывать в истине о воплощении — значит иметь Бога как Отца и Сына в качестве своей доли в вечном спасении и в божественной жизни.
Не просто не учит ему как теории, а не приносит его как действительность.
Еретика, антихриста (ст. 7; 1 Ин. 2:22), лжепророка (1 Ин. 4:1), того, кто отрицает божественное зачатие и божество Христа, как это делают сегодняшние модернисты. Такого человека мы должны отвергать, не принимая его в свой дом и не приветствуя его. Тем самым у нас не будет с ним никаких связей и мы не будем никак причастны к его ереси, которая является для Бога хулой и которая заразна, подобно проказе.
Греческое слово означает «будь счастлив», «радуйся», «здравствуй»; оно употребляется в качестве приветствия при встрече или расставании.
Если кто-то приносит другим божественную истину об удивительном Христе, то это превосходное дело (Рим. 10:15). Подобным образом, если кто-то распространяет сатанинскую ересь, оскверняющую славное божество Христа, то это злое дело. Для Бога это богохульство и мерзость. Кроме того, это вред и проклятие для людей. Никто из верующих в Христа и детей Божьих не должен быть причастен к этому злу! Запрещается даже приветствовать такого злого человека! Следует поддерживать жёсткое и чёткое размежевание с этим злом!
Апостол выразил своё желание иметь более глубокое и богатое общение с членом церкви для полноты радости в наслаждении божественной жизнью (1 Ин. 1:2-4).