Показать шапку
Скрыть шапку
  • Первое падение человека было спровоцировано Сатаной при помощи обмана, совершённого змеем (2 Кор. 11:3). Хитрый змей был воплощением Сатаны, Дьявола, который является врагом и противником Бога (Мф. 13:39; прим. Отк. 12:9 и прим. Отк. 12:9) и искусителем человека (Мф. 4:3; 1 Фес. 3:5).

    Сатана пришёл сразу же после первых двух глав Бытия, и непосредственно перед последними двумя главами Откровения он будет выброшен вон (Отк. 20:10). Между первыми двумя главами и последними двумя главами Библии Сатана, змей, постоянно работает над тем, чтобы растлить и повредить человечество и тем самым помешать Богу в осуществлении Его вечного замысла. В любом поколении цель божественной работы Бога состоит в том, чтобы построить Тело Христово, которое будет выражать Его Сына, Христа, и в том, чтобы уничтожить змея.

  • Змей обратился к женщине, а не к мужчине, потому что женщина — это более слабый сосуд (1 Пет. 3:7).

  • Искушая женщину, Сатана сначала затронул её разум, поставив под вопрос Божье слово, заставив её усомниться в Божьем слове. Вопрос змея возбудил сомневающийся разум Евы и помешал ей использовать свой дух и обратиться к Богу. Злая мысль Сатаны вошла в Еву и осквернила её разум ещё до того, как она съела от дерева познания.

  • Внешней причиной первого падения человека было искушение змея. Внутренней причиной было то, что женщина присвоила себе главенство (ст. 2-3, 6). Женщина олицетворяет положение, которое человек занимает по отношению к Богу. Бог является для человека Мужем (Ис. 54:5), а человек занимает положение жены. Как человек должен быть под главенством Бога, так женщина должна быть под главенством мужчины (1 Кор. 11:3). Это защищает от хитростей врага. Здесь Ева присвоила себе главенство тем, что заговорила со змеем напрямую, не будучи покрытой своим мужем. Поэтому она попала в ловушку змея и оказалась обманута (1 Тим. 2:14). Эта ошибка Евы изображает ошибку человека, состоящую в том, что человек отодвигает Бога в сторону и присваивает себе главенство над Богом, действует независимо от Него, тем самым давая Сатане, лукавому, возможность обмануть его. См. прим. Рим. 7:41.

  • Эта клевета лукавого ввела Еву в заблуждение относительно Божьей любви и заставила её усомниться в Божьем сердце, в тех мотивах, по которым Бог запретил человеку есть от дерева познания добра и зла (Быт. 2:16-17). Она отравила чувства Евы, внушив ей неприязнь к Богу.

  • Или: «боги».

  • В процессе своего падения человек не использовал свой дух для того, чтобы обратиться к Богу; таким образом, он начал действовать в обход Бога и отодвинул Бога в сторону. Вместо духа он использовал свою душу: рассуждал со змеем в разуме, вожделел дерево познания в чувствах и принял в воле решение взять плод и съесть его.

  • Первое падение человека повлекло за собой множество ужасных последствий. Прежде всего, человек преступил Божью заповедь (Быт. 2:17; Рим. 5:14) и потому попал под Божье осуждение (Рим. 5:16) и проклятие (ст. 17-19). Кроме того, он оказался отделён от Бога (ст. 8) и отчуждён от Божьей жизни (Эф. 4:18), содержавшейся в дереве жизни (ст. 23-24). Более того, при падении злые мысли, чувства и воля Сатаны проникли в разум, чувства и волю человека и тем самым осквернили его душу (ст. 1, 4-6). Когда человек съел от дерева познания, Сатана вошёл в его тело и стал тем грехом, который находится внутри человека (ср. прим. Рим. 7:81, Рим. 7:11, 17, 20 ). В результате человеческое тело, которое было сотворено чистым и безгрешным, изменило свою природу и превратилось в плоть греха (прим. Рим. 7:182). Дух человека вследствие падения омертвел (ср. прим. Эф. 2:1, Эф. 2:5 ) — потерял связь с Богом и перестал функционировать в отношении Бога. Таким образом, все три части человека: тело, душа и дух — оказались повреждены в результате падения. Кроме того, падший человек был сделан грешником по составу (Рим. 5:19) и стал жертвой смерти (Рим. 5:12, 14; 1 Кор. 15:22). Соответственно, человек оказался испорчен и уже не пригоден для осуществления Божьего замысла, согласно которому он должен был, обладая Божьим образом, выражать Бога и, обладая Его владычеством, представлять Его (Быт. 1:26). Наконец, из-за падения человека всё творение оказалось подчинено суете и рабству тления (Рим. 8:20-21).

  • Здесь начинает функционировать человеческая совесть. Поскольку совесть является одной из функций человеческого духа. (см. прим. Быт. 2:7, абз. 3), она существовала с тех пор, как Бог сотворил человека. Однако отчётливо функционировать совесть начала только после того, как человек причастился дерева познания. После падения Адам начал стыдиться своей наготы (ср. Быт. 2:25), потому что начала функционировать его совесть. С тех пор совесть человека отвечает за то, чтобы отвергать зло и принимать добро. См. прим. Рим. 9:12 .

  • Листья смоковницы относятся к растительной жизни, в которой нет необходимой для искупления крови (ср. Евр. 9:22). Набедренные повязки из листьев смоковницы олицетворяют собственные дела человека, которыми он пытается прикрыть свою греховность. Подобные дела не могут скрыть наготу человека, чтобы он был оправдан, принят, перед Богом (ср. Рим. 3:20). См. прим. Быт. 3:211 и прим. Быт. 3:21.

  • Или: «голос».

  • Букв. «ветра»; евр. «ру́ах».

  • Хотя сотворённый Богом человек оказался испорчен Божьим противником, неизменный и вечный Бог никогда не передумает и не откажется от Своего вечного домостроительства, которое Он создал в вечности в прошлом для вечности в будущем (Эф. 3:9-11). Поэтому Он должен был спасти человека, которого Он сотворил для Своего неизменного замысла, даже если для этого пришлось бы пожертвовать Своим единородным Сыном (Ин. 3:16). Вот почему ещё в вечности в прошлом Христос как второй в Божественной Троице готовился войти во время (Мих. 5:2) и умереть за падшего человека согласно божественному решению, принятому на совещании Божественной Троицы в вечности в прошлом (прим. Деян. 2:23; 1 Пет. 1:18-20 и прим. 1 Пет. 1:20).

  • Сразу же после падения Адам и Ева поняли, что результатом их преступления будет смерть (ср. Рим. 1:32; 6:23). Поэтому они прятались от присутствия Господа в ожидании смертного приговора (ст. 8). Однако Бог пришёл и искал их не для того, чтобы объявить им смертный приговор, а для того, чтобы возвестить им благовестие и спасти их от их падения (ср. Ин. 3:17; Лк. 19:10). Возвещённое Богом благовестие начиналось словами «Где ты?» Этот вопрос был не вынесением приговора, а началом благой вести.

  • Бог задавал Адаму и Еве вопросы не потому, что Он намеревался осудить их, а потому, что Он хотел подвести их к тому, чтобы они исповедали свои преступления (ср.1 Ин. 1:9).

  • Бог не стал судить Адама и Еву, но Он произвёл суд над змеем, прокляв его.

  • Это подразумевает, что Бог ограничил деятельность Сатаны и его свободу передвижения рамками земли. Если мы обращаем разум к тому, что наверху, над землёй, то змей, Дьявол, Сатана, не может прикоснуться к нам. (Кол. 3:1-3; 1 Ин. 5:18; Рим. 16:20).

  • Женщина здесь обозначает прежде всего Еву и затем деву Марию, мать Господа Иисуса (Гал. 4:4). Кроме того, она обозначает всех Божьих людей, которые занимают перед Богом положение женщины, полагаясь на Него (см. прим. Быт. 3:21); иллюстрацией этого служит вселенская женщина в Отк. 12:1 (см. прим. к этому стиху). Таким образом, вражда между змеем и женщиной — это вражда между Сатаной и всеми Божьими людьми (см. прим. Отк. 12:42). Ненависть змея к Божьим людям и его борьба с Божьими людьми начались, когда Каин, подстрекаемый Сатаной, убил Авеля (Быт. 4:8; 1 Ин. 3:12), и с тех пор во всех поколениях они продолжаются и будут продолжаться, пока Сатана не будет навеки брошен в огненное озеро (Отк. 20:7-10).

  • Семя змея — это люди, которые следуют за Сатаной. Поскольку Сатана, древний змей (Отк. 12:9; 20:2), ввёл себя как грех в плоть человека (см. прим. Рим. 7:182), все люди стали в глазах Бога змеями (Мф. 23:33). Будучи последователями Сатаны, они являются его сыновьями, его семенем, причём не в результате усыновления, а по рождению (Мф. 3:7; 13:38; Ин. 8:44; 1 Ин. 3:10). Поэтому их природа и жизнь являются змеиными. Сатана использует их для того, чтобы гнать семя женщины и сражаться против него.

  • Семя женщины — это воплотившийся Иисус Христос, который, будучи Самим Богом, родился от девы Марии и стал человеком; пророчество об этом содержится в Ис. 7:14, исполнение мы видим в Мф. 1:23, а подтверждение — в Гал. 4:4. Таким образом, данное здесь обещание означает, что Бог Сам придёт как человеческое семя и сокрушит голову змея, нанёсшего вред человеку. В конечном итоге семя женщины расширяется и включает в себя побеждающих верующих, более сильную часть Божьего народа; их олицетворяет ребёнок мужского пола в Отк. 12:5 (см. прим. 2 к этому стиху). Ребёнок мужского пола, совокупное семя женщины, включает в себя Господа Иисуса, индивидуальное семя женщины. В Пс. 2:8-9, Отк. 2:26-27 и Отк. 12:5 показано, что Господь Иисус как Божий Помазанник, победители в церквях и ребёнок мужского пола будут править народами при помощи железного жезла; это доказывает, что Господь Иисус, победители и ребёнок мужского пола составляют единое целое. Господь, идущий впереди Победитель (Отк. 3:21), является Главой, центром, действительностью, жизнью и природой ребёнка мужского пола, а ребёнок мужского пола — идущие за Господом победители — является Его Тело.

  • Семя женщины поразило змея в голову, когда Господь Иисус Своей смертью на кресте уничтожил Сатану — того, кто имеет могущество смерти (Евр. 2:14 и прим. ; 1 Ин. 3:8). Когда Господь уничтожал змея на кресте, змей поразил Его в пяту, т. е. ранил Его, пригвоздив Его ноги к кресту (Пс. 22:16)

    Благодаря смерти Господа на кресте Сатана, древний змей, был осуждён, изгнан (Ин. 12:31; 16:11). Вынесенный ему приговор будет окончательно приведён в исполнение победителями как ребёнком мужского пола, совокупным семенем женщины (Отк. 12:9 и прим. Отк. 12:91).

  • Деторождение с болью и муками (1 Тим. 2:14-15; 5:13-14) и господство мужа (1 Кор. 11:3; 1 Тим. 2:11-12) были предписаны Богом как ограничение и защита для женщины, от которой исходила инициатива при падении человека.

  • Или: «муках». То, что земля произрастила терновник и чертополох (ст. 18), то, что человек во все дни своей жизни должен мучиться и трудиться в поте лица (ст. 17, 19), и то, что он должен возвратиться в землю, т. е. умереть (ст. 19), — всё это было предписано Богом как ограничение и защита для падшего и грешного человека.

  • Имя «Ева» означает «живая». Когда Бог возвестил в ст. 15 благую весть о том, что семя женщины уничтожит змея, это было первым случаем благовествования во всей Библии. Услышав благую весть, Адам поверил, что они с Евой останутся живы и не умрут (ср. Ин. 3:14-16), поэтому он назвал свою жену именем Ева — «живая». Таким образом, Бог был первым благовестником, а Адам — первым верующим.

  • Вероятно, эти одеяния были сделаны из шкур ягнят, которые были принесены в качестве заместительной жертвы за согрешивших Адама и Еву и кровь которых была пролита для прощения грехов (Евр. 9:22). Заклание Богом этих ягнят предызображало заместительную смерть Христа как Агнца Божьего, который пролил Свою драгоценную кровь для совершения искупления, на основании чего Бог оправдывает верящих грешников (Ин. 1:29; Отк. 13:8; 1 Пет. 1:18-20; 1 Пет. 3:18; Эф. 1:7; Рим. 3:24).

    То, что Бог одел Адама и его жену в кожаные одеяния, означает, что Бог оправдал их через их веру (Рим. 3:28). Одеяния — это прообраз Христа как Божьей праведности, покрывающего нас, чтобы мы могли быть оправданы Богом (Иер. 23:6; 1 Кор. 1:30). Они были сделаны Богом и заменили сшитые Адамом набедренные повязки из листьев смоковницы (ст. 7). См. прим. Лк. 15:224

  • Подлинная замена основана на союзе. Когда Бог одел Адама в одеяние из шкур ягнят, Адам стал един с ягнёнком. Таким образом, грешник стал един с заменой. Это и есть союз. Союз делает замену действующей. Когда мы верим благовестию, мы облекаемся в Христа как покрывающую нас праведность (ср. Лк. 15:22) и помещаемся в Христа (1 Кор. 1:30), что делает нас едиными с Христом. Поскольку мы едины с Христом, всё, что Он совершил на кресте, становится нашим. Уверовать в Иисуса Христа — значит стать едиными с Ним, войти с Ним в союз (см. прим. Ин. 3:16). В таком союзе всё, чем Христос является, всё, чем Он обладает, всё, что Он сделал и сделает, и всё, чего Он достиг и что Он приобрёл, становится нашим. См. прим. Быт. 6:143, абз. 2, прим. Быт. 8:181, абз. 2, прим. Исх. 12:222 и прим. 1 Ин. 2:22 .

    Основные элементы благовестия показаны в ст. 15 и ст. 21, где говорится, что Бог, Творец человека, стал после падения человека его Спасителем, став человеческим семенем и умерев, чтобы уничтожить Сатану, искупить падшего человека и стать его праведностью перед Богом, чтобы человек был оправдан и был в Боге, будучи един с Богом.

  • У Адама и Евы было предвкушаемое искупление, но не было фактического искупления, которое было совершено Христом на кресте. По своей природе они по-прежнему были греховными. Если бы в этом состоянии они съели от дерева жизни, то они вечно жили бы со своей греховной природой. Бог не допустил этого. Греховный человек не должен прикасаться к дереву жизни, которое обозначает Бога как жизнь для человека. Поэтому Бог был вынужден, пока не совершится фактическое искупление, закрыть путь к дереву жизни. Когда произойдёт фактическое искупление, которое унесёт грех человека (Ин. 1:29) и покончит с его греховной природой (Ин. 3:14 и прим. Рим. 8:3 и прим. 3), тогда доступ к дереву жизни снова будет открыт (Отк. 22:14).

  • Бог закрыл путь к дереву жизни при помощи трёх вещей: херувимов, пламени и меча. Херувимы обозначают Божью славу (ср. Иез. 9:3; 10:4; Евр. 9:5), пламя обозначает Божью святость (Втор. 4:24; 9:3; Евр. 12:29), а меч, которым убивают, указывает на Божью праведность (ср. Плач. 3:42-43; Рим. 2:5). Эти Божьи качества предъявляли определённые требования к греховному человеку. Поскольку греховный человек не мог соответствовать этим требованиям (Рим. 3:10-18, 23), он не имел доступа к Богу как дереву жизни, пока Христос не выполнил все требования Божьей славы, святости и праведности Своей всеобъемлющей смертью на кресте и не открыл новый и живой путь, которым мы можем входить в Святое Святых и причащаться дерева жизни (Евр. 10:19-20 и прим. Евр. 10:20; прим. Отк. 22:14).

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках