Показать шапку
Скрыть шапку
  • У еврейского народа было два календаря: гражданский и священный, связанный с Божьим спасением. Это перекликается с тем обстоятельством, что у Божьих людей есть два рождения, два начала: физическое рождение с физическим началом и духовное рождение с духовным началом (ср. Ин. 3:3-6). Пасху, новое начало для детей Израиля, совершали в первом месяце священного года — месяце авиве (Исх. 13:4 и прим.).

  • Исход — это книга картин, которые изображают Божье спасение, открывающееся в Новом Завете. Изображённая в этой главе пасха — это всеобъемлющий прообраз Христа как нашего искупления, с которого начинается наше переживание Божьего спасения. Это — полное развитие Христова искупления, первое указание на которое мы видим в Быт. 3:21 (см. прим. там). Прообразом Христа является вся пасха (1 Кор. 5:7); Христос — это не только пасхальный ягнёнок (Ин. 1:29), но и все аспекты пасхи. См. прим. в этой главе и прим. Ин. 6:4 и прим. 1 Кор. 5:7.

  • Это показывает, что мы должны не только помочь собственной семье получить Божье спасение, но и привести семьи наших соседей к тому, чтобы они разделили Божье богатое и безграничное спасение, которое наша семья не может исчерпать.

  • То, что один дом мог быть слишком мал для целого ягнёнка, то, что ягнёнка брали по числу душ, и то, что на ягнёнка рассчитывались по тому, сколько каждый может съесть, означает, что, как пасхальный ягнёнок, Христос вседостаточен. Степень, до которой Им можно наслаждаться, зависит и от количества людей, и от нашей способности причащаться Его.

  • Это означает, что Господь Иисус как Божий искупающий Агнец был свежим и не использовался ни для каких других целей (Евр. 10:5-10).

  • Согласно Мф. 25:32-46, овцы обозначают добрых людей, а козлы — злых. При Своём распятии Христос был одновременно овцой и козлом: Сам Он был целиком и полностью добрым, но как наша Замена Он был грешником в том смысле, что Он был сделан грехом за нас (2 Кор. 5:21).

  • Пасхального ягнёнка брали в десятый день месяца (ст. 3) и четыре дня исследовали, чтобы удостовериться, что он без порока (ст. 5); затем его убивали в четырнадцатый день. Точно также Господа Иисуса как действительного пасхального ягнёнка четыре дня исследовали и в итоге признали совершенным, не имеющим никаких изъянов (Ин. 8:46; Ин. 18:38; Исх. 19:4, 6), прежде чем Его убили в день Пасхи (Лк. 22:7-8, 14-15; Ин. 18:28). См. прим. Мк. 10:11, прим. Мк. 12:371 и прим. Мк. 14:122.

    Семь дней в Библии обозначают полный период времени, а конец недели обозначает конец жизни. То, что пасхального ягнёнка убивали в четырнадцатый день месяца, по окончании двух полных недель, означает, что смерть Христа положила конец всей истории нашей старой жизни.

  • Как пасхальный ягнёнок, Христос был убит всем Божьим народом. Ср. прим. Ин. 19:201.

  • Букв. «между двумя вечерами»; вероятно, имеется в виду время между закатом и наступлением темноты. То же в Исх. 16:12; Исх. 29:39, 41 и Исх. 30:8.

  • Кровь, которую наносили на косяки и перекладину дверей в домах, — это прообраз искупающей крови Христа (Мф. 26:28; Ин. 19:34; 1 Пет. 1:18-19). Эта кровь открывала искупленным путь для входа в дом; это подразумевает, что кровь Христа открывает нам путь для входа в Христа, прообразом которого является дом (Евр. 10:19). Та же самая кровь закрывала доступ для уничтожителя, тем самым защищая искупленных от суда (ст. 23).

  • Дома, в которых дети Израиля ели пасхального ягнёнка, — это прообраз Христа. Ягнёнок был средством искупления, а дом был средством сохранения искупленных. Как Искупитель, Христос является ягнёнком, а как Хранитель, Он является домом. Кровь ягнёнка находилась на дверях, а плоть ягнёнка находилась в доме. Таким образом, ягнёнок, дом и те, кто наслаждался пасхой, становились одним целым. Это — картина того, как искупленные отождествляются с Христом. См. прим. Исх. 12:222.

  • Кровь пасхального ягнёнка предназначалась для искупления, для того, чтобы искупить детей Израиля от Божьего смертного суда, а плоть ягнёнка предназначалась для жизненного снабжения, для того, чтобы укрепить людей для выхода из Египта. Плоть ягнёнка обозначает распятую и воскрешённую жизнь Христа как снабжение для Божьих искупленных людей. Благодаря воплощению, распятию и воскресению Христа Его плоть стала пищей для Божьих искупленных. В действительности пасхи кровь Христа можно пить, плоть Христа можно есть и весь Христос съедобен (Ин. 6:51-57, 63 и прим.).

  • Закваска в Писаниях обозначает то, что является в Божьих глазах греховным, порочным, растленным и нечистым (1 Кор. 5:6, 8). Есть с бесквасным хлебом — значит избавиться от всего греховного (см. прим. Исх. 12:15). Есть с горькими травами — значит сожалеть и каяться, переживать горечь в отношении греховных вещей.

  • Есть Христа «сырым» — значит считать Христа не Искупителем, а только образцом или примером человеческого жития, которому нужно подражать. Есть Христа так, как если бы Он был сварен в воде, — значит считать Его смерть на кресте не смертью для нашего искупления, а просто смертью мученика, который был гоним людьми. Есть Христа «зажаренным на огне» — значит верить, что на кресте Христос пострадал за нас, претерпев Божий святой гнев, с которым Бог совершает Свой суд, на что указывает огонь (Евр. 12:29).

  • Голова обозначает мудрость, ноги обозначают деятельность и движение, а внутренности обозначают внутренность Христова существа, в том числе Его разум, чувства, волю и сердце со всеми их функциями. Есть пасхального ягнёнка с головой, ногами и внутренностями — значит принимать Христа во всей Его целости, в Его мудрости, деятельности, движении и внутренности (Ин. 6:57; 1 Кор. 1:24; Отк. 14:4; Флп. 1:8).

  • То, что ничего от ягнёнка не должно было оставаться до утра, означает, что мы должны принимать Христа не частично, а полностью.

  • Дети Израиля применяли пасху таким образом, чтобы стать Божьим войском (ст. 17, 41, 51). И то, что они препоясали чресла, и то, что они надели сандалии, было их подготовкой к сражению (ср. Эф. 6:14, 15). И пояс, и сандалии, и посох были предназначены для их пути из Египта, пути войны (Исх. 13:18). Поскольку сражение должно было начаться в ближайшее время, они ели пасхального ягнёнка поспешно. То, что они съели ягнёнка, подготовило их к сражению.

  • Существительное «пасха», которое происходит от еврейского глагола, означающего «пройти мимо» (ст. 13), показывает, что благодаря крови Христа, действительного пасхального ягнёнка (Ин. 1:29), Божий суд проходит мимо нас.

  • Первородные здесь обозначают природного человека, старого человека в Адаме. Поскольку первым человеком был Адам (1 Кор. 15:45), первородные включают в себя всех, кто находится в Адаме (ср. 1 Кор. 15:22). Искупающая кровь Христа не действенна для тех, кто остаётся в Адаме (см. прим. 1 Ин. 2:22; ср. прим. Исх. 12:222 ). Кроме того, чтобы применять Христа как Пасху полностью и в достаточной степени, мы должны осудить внутри себя всё, что связано с первородными, т. е. с Адамом (1 Кор. 5:6-8; Эф. 4:22).

  • Первородные были составными частями Египта, а боги были составными элементами царства Сатаны. Во время пасхи суду подверглись и те и другие. За всеми египетскими богами стояли Сатана и бесы (ср. 1 Кор. 10:20). Поэтому в пасхальную ночь Сатана и все бесы тоже подверглись суду. В исполнении пасхи и мир, и Сатана с его злой властью тьмы подверглись Божьему суду посредством смерти Христа на кресте (Ин. 12:31; Кол. 2:15; Евр. 2:14).

  • Это показывает, что мы должны вечно помнить искупление Христа — помнить конкретно и в подробностях.

  • Пасху следовало праздновать как праздник Иегове; иначе говоря, её следовало есть с наслаждением — для Иеговы и вместе с Иеговой. Акцент в Пасхе делается на вкушении пасхи (ст. 8-11; Лк. 22:11, 15). Значение вкушения состоит в том, что мы живём тем, что мы едим (Ин. 6:57).

  • Сама Пасха, которую совершали в четырнадцатый день первого месяца (ст. 2, 6), продолжалась только один день. Праздник Бесквасного хлеба, служивший продолжением Пасхи, длился семь дней (ст. 15-20; Исх. 13:6-7). См. прим. Мф. 26:17 и прим. 1 Кор. 5:8.

  • Во время праздника Пасхи ягнёнка следовало есть с бесквасным хлебом (ст. 8 и прим. Исх. 12:8). То, что в продолжение Пасхи семь дней (полный отрезок времени) ели бесквасный хлеб, означает, что в течение всей своей христианской жизни, начиная с того момента, когда мы приняли Христа и были спасены, мы должны продолжать своё наслаждение, избавляясь от всего греховного. В течение семи дней, пока продолжался праздник Бесквасного хлеба, закваска не должна была находиться в домах (ст. 19) и закваски не должно было быть видно среди народа Израиля (Исх. 13:7). Это означает, что, хотя для нас невозможно быть полностью свободными от греха, мы должны избавиться от всякого греха, который виден, т. е. оставить сознаваемый нами грех (ср. Евр. 12:1). Устранить проявившийся грех — значит праздновать праздник Бесквасного хлеба (1 Кор. 5:7-8). Если мы будем мириться с грехом после того, как он был изобличён, мы потеряем наслаждение общением с Божьим народом (ст. 19; 1 Кор. 5:13). Избавиться от греха можно, только если каждый день есть Христа как распятую, воскрешённую и безгрешную жизнь, которую обозначает бесквасный хлеб.

  • Букв. «душа». То же во всей этой главе.

  • Это означает, что, когда мы причащаемся Божьего спасения, в этом есть место только вкушению, наслаждению, и нет места никакой человеческой работе (ср. Рим. 3:20).

  • Иссоп был одним из самых мелких растений (3 Цар. 4:33). Здесь он обозначает нашу веру, относительно которой Бог не требует, чтобы она была большой (Мф. 17:20). Кровь Христа, пасхального ягнёнка, применяется не большой верой, а малым количеством веры. Даже малой веры достаточно для того, чтобы применить кровь Христа и благодаря этому войти в Него как дом и полностью насладиться Пасхой.

  • Чтобы участвовать в пасхе, дети Израиля должны были войти в окроплённые кровью дома и оставаться в них (Исх. 12:13, 22-23). По тому же принципу мы, чтобы участвовать в Христе и Его искуплении, должны отождествиться с Христом, войдя в Него и оставаясь в Нём (Эф. 1:7; 1 Кор. 1:30; Ин. 15:4; ср. Гал. 5:2, 4). Дом и кровь были неотделимы друг от друга; точно так же Христос и Его искупление составляют единое целое. См. прим. Быт. 3:21, прим. Быт. 6:143 и прим. Быт. 8:181, абз. 2.

  • ср. Ис. 26:20

  • ср. Исх. 3:8, 17

  • В десятом и последнем бедствии были убиты первородные египтян и даже первородные их скота (см. прим. Исх. 12:12). Это было сделано Богом, чтобы явить Его всевластие, т. е. Его абсолютные права, власть и силу, по отношению к фараону и Его милость по отношению к Израилю (Рим. 9:14-24). Это последнее бедствие заставило фараона покориться (Исх. 11:1; Исх. 12:21-30, 33), хотя и лишь на время.

  • Чтобы совершить спасение Своего народа, Бог могуществом Своей руки (Исх. 13:3, 14) заставил фараона и всех египтян покориться, так что они изгнали народ из Египта (ст. 39; Исх. 11:1). Кровь пасхального ягнёнка спасла Божий народ от Божьего суда, а то, что Бог покорил Своей рукой его окружение, было необходимо для спасения от незаконной власти фараона. Здесь изображено то, как всемогущий спасающий Бог спасает Своих искупленных людей от Сатаны и мира.

  • Поскольку дети Израиля были изгнаны из Египта, у них не было времени взять с собой заквашенную пищу (ст. 34, 39). Таким образом, они ушли из Египта в чистоте, без закваски. См. прим. Исх. 12:8.

  • Это был не грабёж, а запоздалая и праведная плата за долгие годы рабского труда. Серебро, золото и одежду (ст. 35), которые египтяне дали детям Израиля, Божий народ использовал не для своего обогащения, а для построения скинии (Исх. 25:2-8; Исх. 35:4-9). Грабить мир — значит не брать у мира что-то неправедно, а трудиться в мире и использовать приобретённое своим трудом для построения Божьего жилища, Божьего свидетельства на земле.

  • Совершая полный исход из Египта, дети Израиля взяли с собой всё своё имущество. Их исход был настолько внушительным, что смешанное множество людей, которые не были израильтянами, было готово последовать за ними. Именно так Бог предписывает нам выходить из мира.

  • В Септуагинте добавлено: «и в Ханаанской земле».

  • Во время пасхальной ночи Бог бодрствовал, наблюдая за Своим народом, чтобы вывести их из мира, а они содействовали Ему, бодрствуя вместе с Ним и Ему. Чтобы совершить исход из мира, мы не должны «спать»; мы должны бодрствовать, быть бдительными, быть настороже (Рим. 13:11-13; 1 Фес. 5:5-7).

  • Иноплеменник обозначает как неверующего, так и природного человека, который ничем не отличается от неверующего. Наёмный слуга (ст. 45) обозначает природного человека, который работает для Бога в природной жизни, чтобы получить вознаграждение (Рим. 4:4-5 и примечания). Купленный слуга (ст. 44) обозначает того, кто искуплен Господом и служит Ему как раб (Рим. 1:1 и прим.). Такой искупленный человек должен быть также обрезан (ст. 44, 48); иначе говоря, его природная жизнь должна быть отсечена посредством креста (Флп. 3:3; Кол. 2:11). Только те, кто искуплен и обрезан, имеют право причащаться Христа как Божьей Пасхи.

  • Когда Христос был распят, Его ноги не были перебиты (Ин. 19:33, 36). Несломанная кость Христа обозначает Его несокрушимую и неразрушимую вечную жизнь, которая вкладывает жизнь в нас. См. прим. Быт. 2:212 и Ин. 19:36.

  • Божий народ ушёл из Египта как войско в боевом порядке (Исх. 13:18). Божье полное искупление производит войско, которое сражается за Божьи интересы на земле (ср. Эф. 6:10-20).

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках