В ковчеге есть только одна дверь, только один вход. Эта единственная дверь является прообразом Христа (Ин. 10:9).
В ковчеге есть только одна дверь, только один вход. Эта единственная дверь является прообразом Христа (Ин. 10:9).
Три яруса ковчега обозначают Триединого Бога с точки зрения нашего переживания Его: сначала Дух, которого обозначает нижний ярус, достигает нас и приводит нас к Сыну (1 Пет. 1:2; Ин. 16:8, 13-15), а затем Сын ведёт нас в нашем переживании выше и приводит нас к Отцу (Ин. 14:6; Эф. 2:18 см. прим. 1 Ин. 4:82в).
См. прим. Быт. 9:91а.
ср. Исх. 40:16
Употреблённое здесь еврейское слово имеет тот же корень, что и слово, означающее «полдень». В ковчеге было только одно окно, и оно было обращено к небесам; это означает, что в церкви, Божьем строении, есть только одно откровение и одно видение (Деян. 2:42; 1 Кор. 4:17; 1 Тим. 1:3-4), которое открывается через одно новозаветное служение (2 Кор. 3:6-9; 4:1). Свет приходит свыше (Деян. 26:13-19).
В одном локте примерно полметра.
Числа три и пять, которые присутствуют в размерах ковчега, — это основные числа в Божьем строении (ср. Исх. 27). Число три обозначает Триединого Бога, раздающего Себя в человека (Мф. 28:19; 2 Кор. 13:14; Эф. 3:16-19). Число пять состоит из числа четыре, которое обозначает человека как одну из Божьих тварей — Отк. 4:6-7 и прим. Отк. 4:63г) и числа один, которое обозначает единого Бога (Втор. 6:4; Ис. 45:5; 1 Кор. 8:4). Числа три и пять указывают на слияние Триединого Бога с человеком. Именно так осуществляется Божье строение.
Размеры ковчега — это числа три и пять, умноженные либо на десять, либо на сто. Число десять обозначает завершённость (Дан. 1:12, 20), а число сто — полноту (Мф. 13:23). Это означает, что Божье строение представляет собой полное и завершённое слияние Триединого Бога с человеком.
Ной строил ковчег не согласно собственным фантазиям, а в строгом соответствии с Божьим откровением. Ср. Исх. 25:9; 1 Пар. 28:11-19; 1 Кор. 3:10-12; прим. Эф. 2:202б)
Корень слова, переведённого в этом стихе как «смола», и слова, которое переводится в Ветхом Завете как «заглаживание», означает в первую очередь «покрывать». Смола в данном случае — это прообраз искупающей крови Христа, покрывающей Божье строение изнутри и снаружи (Лев. 4:5-7; 6:30; 16:14-19; Евр. 9:21). Смола внутри ковчега была нужна для того, чтобы у Ноя и его семьи был мир (ср. Евр. 9:14), а смола снаружи была нужна для Божьего удовлетворения (ср. Исх. 12:13). То, что Ноя и его семью от суда, от потопа, спасла нанесённая на ковчег смола, означает, что верующих в Христа от Божьего суда спасает искупающая кровь Христа (Рим. 5:9).
Чтобы проявилась действенность нанесённой на ковчег смолы, Ной и его семья должны были войти в ковчег, то есть соединиться с ковчегом. Точно так же, чтобы применить совершённое кровью Христа искупление, мы должны оказаться в Христе, то есть соединиться с Ним, уверовав в Него (Ин. 3:16; 1 Кор. 1:30; Эф. 1:7). См. прим. Быт. 3:212а, прим. Исх. 12:222 и прим. 1 Ин. 2:22.
Разновидность кипариса; смолистое, влагостойкое дерево. Оно олицетворяет распятого Христа, способного противостоять водам смерти (Деян. 2:24).
Ковчег — это прообраз Христа (1 Пет. 3:20-21), причём не только индивидуального Христа, но и совокупного Христа, церкви, которая есть Тело Христово и новый человек (1 Кор. 12:12; Эф. 2:15-16; Кол. 3:10-11). Построение ковчега — это прообраз того, как те, кто работает вместе с Богом, строят совокупного Христа, используя в качестве строительного материала элемент Его богатства (1 Кор. 3:9-12; 2 Кор. 6:1; Эф. 3:8-10; Эф. 4:12). Построив ковчег и войдя в него, Ной оказался не только спасён от потопа, от того суда, которым Бог поразил порочное поколение, но и отделён от этого поколения и перенесён в новый век (прим. 1 Пет. 3:203б). Точно так же, строя церковь и входя в церковную жизнь, мы будем спасены от суда, которым Бог поразит нынешнее порочное поколение во время великой скорби (Мф. 24:37-39; Лк. 17:26-27; 1 Фес. 5:3), и будем отделены от этого поколения (Лк. 21:36; Отк. 3:10) и перенесены в новый век, век тысячелетия.
Подобно своему прадеду Эноху (Быт. 5:23-24), Ной ходил с Богом верой (Евр. 11:7); этой верой был божественный элемент Бога, который перелился в Ноя и стал его способностью верить (Рим. 3:22 и прим. ). В результате он стал наследником Божьей праведности (ср. Рим. 4:3, 9) и глашатаем праведности (2 Пет. 2:5), протестующим против порочного поколения. протестующим против порочного поколения. Праведность Ноя укрепила позицию Бога, который собирался произвести Свой суд над этим нечестивым поколением.
Или: «благодать». Ной смог ходить с Богом (ст. 9) посреди этого испорченного, развращённого и прелюбодейного поколения, потому что он обрёл благодать (ср. Евр. 4:16). Благодать — это Бог, который приходит к нам, чтобы быть нашим жизненным снабжением, нашей силой и всем для нас (см. прим. 1 Кор. 15:101а). Благодать — это Бог, который приходит к нам, чтобы быть нашим жизненным снабжением, нашей силой и всем для нас (Иез. 14:14; ср. Рим. 5:17-21 и прим.).
Сатана полностью растлил человека, и Бог решил уничтожить человека, которого Он сотворил для Своего замысла. Таким образом, Бог, казалось бы, потерпел поражение. Однако слова «но Ной» указывают на обстоятельство, которое было устроено Богом в Его всевластии и которое позволило Богу продолжить осуществление Его первоначального замысла в отношении человека. Благодаря жизни и работе Ноя Бог одержал победу над Своим врагом и сменил век. Ср. прим. Дан. 1:81 и Эф. 2:4.
Или: «стремление», «желание».
Или: «исполины». Слово «нефилимы» означает «падшие». В результате противозаконных браков между падшими ангелами и людьми на свет появились нефилимы, исполины, «могучие люди, которые были издревле, люди знаменитые» (ср. Числ. 13:32-33). Бог послал потоп, чтобы уничтожить поколение Ноя, потому что это поколение стало нечистым. Ради того чтобы исполнить Свой замысел, Бог не мог допустить существования подобного человеческого рода.
ср. Пс. 90:10
При своём первом падении человек не использовал свой дух (см. прим. Быт. 3:61) при втором падении он чрезмерно использовал свою душу и изобрёл новую религию (см. прим. Быт. 4:31). При третьем падении человек начал злоупотреблять падшим телом и стал плотью, полной вожделений, блуда и насилия (ст. 2, 5, 11). Падшая плоть — это самый сильный и самый порочный враг Бога (Рим. 7:5-25; Рим. 8:1-13), которого Бог ненавидит всем Своим существом. Во время третьего падения весь человеческий род стал плотью. Поэтому Бог вмешался и сказал Своему слуге Ною, что Он собирается уничтожить всё это поколение (ст. 7, 13). Здесь предызображён век, который будет непосредственно предшествовать возвращению Господа (Мф. 24:37-39).
Это второе упоминание о Духе в этой книге (ср. Быт. 1:2). До этого Божий Дух терпеливо работал и боролся с человеком, желая остановить человека в его бунте и падении. Однако теперь наступил момент, когда Дух Божий перестал бороться с человеком; это означает, что Бог оставил человека.
Во время третьего падения человека некоторые подчиняющиеся Сатане падшие ангелы спускались на землю, приобретали человеческие тела и использовали эти тела, вступая в противозаконный брак с дочерьми человеческими; тем самым они осквернили человеческий род, смешав его с падшими духами. Согласно Иуд. 1:6-7 (см. прим. Иуд. 1:61 и прим. Иуд. 1:71), примеру падших ангелов, совершавших блуд с иной плотью, последовали Содом и Гоморра (Быт. 19:4-9; Рим. 1:27).