Начать Духом — значит начать верой в Христа; совершенствоваться плотью — значит совершенствоваться делами закона (ст. 2).
Начать Духом — значит начать верой в Христа; совершенствоваться плотью — значит совершенствоваться делами закона (ст. 2).
Посредством слышания благовестия галаты уверовали в распятого Христа, но получили они Духа. Распят на кресте был Христос, но вошёл в верующих Дух. Когда Он был распят, чтобы искупить верующих, Он был Христом, но когда Он поселяется в верующих, чтобы стать их жизнью, Он — Дух, всеобъемлющий животворящий Дух, всеобъемлющее и окончательное благословение благовестия. Верующие получают этого божественного Духа не благодаря делам закона, а благодаря слышанию веры. Он входит в верующих и живёт в них не потому, что они соблюдают закон, а потому, что они верят в распятого и воскрешённого Христа.
В первых двух главах этого Послания мы видим Христа в божественном откровении как средоточие Божьего домостроительства, но в последних четырёх главах мы видим Духа в нашем переживании, благодаря которому мы обретаем божественную жизнь (гл. 3), рождаемся от Бога (гл. 4), живём и ходим возрождённой жизнью (гл. 5) и принимаем божественный замысел как свою собственную цель (гл. 6). Так мы постоянно наслаждаемся Христом как всеобъемлющим животворящим Духом (ст. 5).
При уверовании в Христа верующие получают Духа. Рассматривать Христа как нечто отдельное от Духа — серьёзное заблуждение. При возрождении мы уверовали в Христа, получили Духа и обрели печать Духа (Эф. 1:13). В этот самый момент возник органический союз — мы были привиты к Триединому Богу (Рим. 11:17), и Дух, как залог (Эф. 1:14), стал для нас окончательным благословением благовестия (ст. 14). После этого получение Духа происходит постоянно, до конца жизни. Бог постоянно снабжает нас Духом (ст. 5).
Закон был основным условием в отношениях между человеком и Богом в Божьем ветхозаветном домостроительстве (ст. 23); вера — это единственный путь, которым Бог осуществляет Своё новозаветное домостроительство в отношении человека (1 Тим. 1:4). Закон связан с плотью (Рим. 7:5) и опирается на усилия плоти — той самой плоти, которая является выражением нашего «я». Вера связана с Духом и полагается на действие Духа — того самого Духа, который делает Христа действительным для нас. В Ветхом Завете человеческое «я» и плоть играли важную роль в соблюдении закона. В Новом Завете Христос и Дух занимают место нашего «я» и плоти, а вера заменяет закон, чтобы мы при помощи Духа жили Христа. Соблюдать закон при помощи плоти — это природный путь человека, путь во тьме человеческих представлений, приводящий к смерти и мукам (Рим. 7:10-11, 24). Получать Духа из слышания веры — это путь, раскрытый Богом, путь в свете Божьего откровения, ведущий к жизни и славе (Рим. 8:2, 6, 10-11, 30). Поэтому мы должны дорожить слышанием веры, а не делами закона. Именно благодаря слышанию веры мы получили Духа, чтобы участвовать в обещанном Богом благословении и жить Христа. Именно о такой вере говорится в ст. 7, 8, 9, 11, 12, 23, 24, 25 этой главы. (См. прим. Гал. 1:232б.)
Крест — это центр всего, что Бог делает в Своём домостроительстве. В этом Послании Павел возвращает увлёкшихся законом верующих к кресту и призывает их смотреть на Христа распятого, чтобы закон уже никогда не увлёк их. Это Послание даёт нам полную картину Христа распятого (Гал. 1:4; 2:19-21; 3:13; 5:24; 6:14).
Распятие Христа показывает, что все требования закона были выполнены смертью Христа и что Христос посредством Своей смерти высвободил Свою жизнь, чтобы вложить её в нас в Своём воскресении и освободить нас от уз закона. Всё это было полностью изображено у галатов перед глазами в слове благовестия. Как можно было пренебречь этим и позволить заворожить себя, скатившись обратно к закону? Как это неразумно!
Обещание, которое Бог дал Аврааму: «Будут благословлены в тебе все племена», было благовестием. Оно было возвещено Аврааму не только до того, как Христос совершил искупление, но и до того, как через Моисея был дан закон. То, что Бог обещал Аврааму, соответствует тому, что Он совершил через Христа. Совершённое Им через Христа является исполнением Его обещания, данного Аврааму. Новозаветное домостроительство — это продолжение Божьих отношений с Авраамом, и оно не имеет ничего общего с Моисеевым законом. Все новозаветные верующие должны находиться в этом продолжении и не должны иметь ничего общего с законом, данным через Моисея.
Дела закона делают людей учениками Моисея (Ин. 9:28). Подобные отношения не имеют ничего общего с жизнью. Вера в Христа делает новозаветных верующих сыновьями Бога, и эти отношения основаны целиком и полностью на жизни. Мы, новозаветные верующие, родились сыновьями падшего Адама, и в Адаме из-за преступлений мы были под Моисеевым законом. Но мы родились заново сыновьями Авраама и освободились от Моисеева закона верой в Христа.
Заворожённые галаты, скатываясь обратно к закону, цеплялись за Моисея, через которого был дан закон; но Павел указал им на Авраама, который был отцом веры. Вера входила в первоначальное домостроительство Божье, а закон был добавлен позднее из-за преступлений (ст. 19). Бог хотел, чтобы, после того как Христос исполнит закон Своей смертью, Божьи люди вернулись к Его первоначальному домостроительству. В случае с Авраамом речь идёт не о том, что он соблюдал закон, а о том, что он верил Богу. Так должно быть со всеми новозаветными верующими.
Пытаясь помешать Божьему домостроительству, Сатана, враг Божий, использует закон (который Бог дал, чтобы временно использовать его для Своего замысла), чтобы удержать и отвлечь Божьих избранных людей от Божьего домостроительства. Закон используется не по назначению, когда с его помощью в падшем человеке пробуждается желание возвыситься путём соблюдения закона и добиться собственной праведности.
Т. е. на кресте.
Благословение, обещанное Богом Аврааму (Быт. 12:3) для всех народов земли. Это обещание было исполнено, и благословение пришло к народам в Христе благодаря Его искуплению посредством креста.
В благовестии мы получили не только благословение прощения, омовения и очищения; помимо всего этого мы получили величайшее благословение, а именно Триединого Бога: Отца, Сына и Духа — в качестве приготовленного всеобъемлющего животворящего Духа, как нельзя более субъективно обитающего в нас для нашего наслаждения. О, какое это благословение, что мы каждый день можем наслаждаться этим всеобъемлющим Духом как нашей долей!
Букв. «приводит в действие».
Всеобъемлющий составной Дух, прообразом которого служит составная масть в Исх. 30:23-25. Это тот Дух, о котором говорится в Ин. 7:39, — Христос в воскресении, вкладывающий в нас жизнь. В Божьем новозаветном домостроительстве этот Дух является для верующих обильным снабжением. Снабжение этим Духом происходит не из дел закона, а целиком и полностью из веры в распятого и прославленного Христа.
Греческое слово означает «снабжать сполна, обильно и щедро». См. Флп. 1:19. Со Своей стороны, Бог обильно снабжает нас Духом; с нашей стороны, мы получаем Духа. День за днём происходит удивительная божественная передача: Бог снабжает, а мы получаем. Чтобы открыться этой небесной передаче с целью получить снабжение всеобъемлющего животворящего Духа, нужно упражнять свой дух, молясь и призывая Господа.
Галаты претерпели гонение за свою веру в Христа, которая обратила их от иудейской религии и языческих обычаев к Христу.
Дух, т. е. воскрешённый Христос, — это Дух жизни; плоть, т. е. наш падший человек, — это плоть греха и смерти. Мы не должны начинать Духом и пытаться совершенствоваться плотью. Если мы начали Духом, мы должны и совершенствоваться Духом, не имея ничего общего с плотью. В Гал. 2:20 противопоставлены Христос и наше «я»; здесь противопоставляются Дух и плоть. Отсюда видно, что в нашем переживании Дух — это Христос, а плоть — это наше «я». Начиная с гл. 3 и до конца Послания в нашем жизненном переживании Дух — это Христос. С точки зрения откровения это — Христос; с точки зрения переживания это — Дух.
Плоть осуждается и отвергается на протяжении всей этой книги (Гал. 1:16; 2:16; 3:3; 4:23, 29; 5:13, 16-17, 19, 24; 6:8, 12-13), и начиная с гл. 3 в каждой главе противопоставляются плоть и Дух (ст. 3; 4:29; 5:16-17, 19, 22; 6:8). Плоть — это предельное выражение падшего трёхчастного человека, а Дух — это окончательная действительность приготовленного Триединого Бога. Плоть тяготеет к соблюдению закона и испытывается законом, но получение Духа и наслаждение Им происходит из веры. Божье домостроительство избавляет нас от плоти и приводит к Духу, чтобы мы участвовали в благословении богатства Триединого Бога. Это достигается не тем, что плоть соблюдает закон, а тем, что человек из веры получает Духа и через веру переживает Его.
Вера в Христа приносит нам то благословение, которое Бог обещал Аврааму, т. е. обещанного Духа (ст. 14).
Букв. «из веры»; это противопоставляется слову «законом»
Букв. «в них»; имеется в виду «в силу их»
Христос, заменив нас Собой на кресте, не только понёс вместо нас проклятие, но и Сам стал проклятием за нас. Проклятие закона является следствием человеческого греха (Быт. 3:17). Когда Христос унёс на кресте наш грех, Он искупил нас от проклятия закона.
В своих отношениях с Богом Авраам не угождал Богу своими делами, а верил Ему.
Вера в Христа принесла галатийским верующим благословение в Христе, позволив им наслаждаться благодатью жизни в Духе; но иудействующие заворожили их и привели под проклятие закона, тем самым лишив их наслаждения Христом и заставив их отпасть от благодати (Гал. 5:4).
Букв. «в законе»; имеется в виду «в силе закона, в силу закона» («Новый перевод» Дж. Н. Дарби — J. N. Darby, «New Translation»).
Закон ничего не даёт — он только требует. Наследие — не от закона, а от обещания. Поэтому наследие было даровано Аврааму через обещание.
В своём первоначальном виде Божье домостроительство не включало в себя закон. Закон был добавлен из-за преступлений человека уже по ходу Божьего домостроительства, причём он должен был оставаться в силе до тех пор, пока не придёт семя, Христос, которому было дано Божье обещание. Поскольку он был добавлен из-за преступлений человека, то после устранения этих преступлений он подлежал удалению. И поскольку Христос, семя, пришёл, закону должен быть положен конец.
Из этого стиха видно, что благословение, которым Бог обещал Аврааму благословить все народы и которое верой в Христа получили верующие, — это Дух, составной Дух, о котором говорится в прим. Гал. 3:52б. По сути, это Сам Бог, приготовленный в Своей Троице путём воплощения, распятия, воскресения, вознесения и сошествия, чтобы мы получили Его как нашу жизнь и как всё для нас. В этом заключается суть Божьего благовестия.
Физическим проявлением благословения, которое Бог обещал Аврааму, была добрая земля (Быт. 12:7; 13:15; 17:8; 26:3-4) — прообраз всеобъемлющего Христа (см. Кол. 1:12 и прим. Кол. 1:122а). Поскольку Христос в конечном итоге становится действительным для нас как всеобъемлющий животворящий Дух (1 Кор. 15:45; 2 Кор. 3:17), благословение обещанного Духа соответствует благословению земли, обещанной Аврааму. На самом деле Дух, делающий Христа действительным для нас, в нашем переживании является доброй землёй как источником Божьего обильного снабжения, которым мы наслаждаемся.
Христос — это семя, а семя — это наследник, который наследует обещания. Здесь Христос показан как уникальное семя, которое наследует обещания. Следовательно, чтобы унаследовать обещанное благословение, мы должны быть едины с Христом. Вне Христа мы не можем унаследовать обещания, данные Богом Аврааму. Для Бога существует только одно семя Авраама — Христос, и, чтобы участвовать в обещаниях, данных Аврааму, мы должны быть в Христе. Он не только семя, наследующее обещания, но и благословение обещаний, которые мы наследуем. Обращаясь от Христа к закону, галатийские верующие лишались и Наследника, и наследия обещаний.
Отсюда видно, что обещание, которое Бог дал Аврааму, стало заветом, т. е. чем-то более твёрдым, чем обещание. Слово, обещание и завет были благовестием, возвещённым Аврааму. Благовестие — это завет, завет — это обещание, а обещание — это слово, сказанное Богом. Хотя благовестие является новозаветным понятием, важно понимать, что новый завет является продолжением, или повторением, того обещания, которое Бог дал Аврааму.
Сначала Аврааму было дано Божье обещание. Закон пришёл 430 лет спустя. Обещание было постоянным, а закон — временным. Временный закон, пришедший позже, не может лишить силы постоянное обещание, данное вначале. Галаты оставили данное вначале постоянное обещание и снова обратились к пришедшему позже временному закону.
Исх. 12:40-41; ср. Быт. 15:13; Деян. 7:6
Отсчёт ведётся от времени, когда Бог дал Аврааму обещание в Быт. 12, и до времени, когда Он дал закон через Моисея в Исх. 20. Этот период рассматривался Богом как время, которое дети Израиля провели в Египте (Исх. 12:40-41). Четыреста лет, упомянутые в Быт. 15:13 и Деян. 7:6, отсчитываются от времени, когда Измаил насмехался над Исааком в Быт. 21, и до того времени, когда дети Израиля освободились от египетской тирании в Исх. 12. Это период, в течение которого потомки Авраама подвергались гонениям со стороны язычников.
Поскольку закон был предписан через ангелов, рукой посредника, а не был дан человеку непосредственно Богом в отличие от обещания, то он занимает в Божьем домостроительстве не первичное, а вторичное положение.
Моисей, человек.
Для оживотворения необходима праведность, а праведность — не от закона; она — в Христе (Рим. 5:17-18). Поэтому закон не может животворить. Кроме того, поскольку закон не может животворить, он не в силах исполнить собственные требования, чтобы произвести праведность. Так что и с этой точки зрения праведность — не от закона.
Букв. «всё»; т. е. всё человечество.
ср. Рим. 11:32; Гал. 3:23
Как тюремщик — узников. Писание, которое рассматривается здесь как нечто одушевлённое, заключило всё человечество под грех — не для того, чтобы заключённые грешники соблюдали закон, а для того, чтобы обещанное Богом было дано верующим посредством веры в Христа. Быть заключённым под грех — значит быть заключённым под закон, как открывается в ст. 23.
Или: «веры Иисуса Христа». См. прим. Рим. 3:221.
См. прим. Гал. 1:232б и прим. Гал. 3:21а. То же в Гал. 3:25. Вера открылась только с пришествием Христа (ср. Ин. 1:12; Ин. 3:16, 18).
В случае с законом между двумя сторонами, Богом и детьми Израиля, имеется посредник. В случае с обещанием есть только Бог, который непосредственно, без всяких промежуточных звеньев, связан с тем, кто это обещание получает. В случае с законом обязательства принимает на себя не одна сторона, а обе; в случае же с обещанием обязательства берёт на себя только тот, кто даёт обещание, т. е. Бог. Следовательно, закон стоит ниже обещания. Галаты отказались от высшего и снова обратились к низшему.
Закон мог только требовать и осуждать, но не мог животворить (см. прим. Рим. 7:101). В законе нет жизни — в нём есть только заповеди. Жизнь — в Христе (Ин. 1:4). Он — животворящий Дух (1 Кор. 15:45); только Он может животворить. Оживотворение — это главное в откровении апостола. Мы должны принимать только Того, кто животворит.
Содержались под опекой, содержались под стражей.
ср. Рим. 6:14
ср. Гал. 3:22
Охраняться под законом и быть заключёнными под закон — это то же самое, что быть овцами, запертыми в загоне (Ин. 10:1, 16). В Божьем домостроительстве закон использовался в качестве загона, в котором Божий избранный народ содержался до пришествия Христа (см. прим. Ин. 10:12). Теперь, когда Христос пришёл, Божьи люди не должны больше оставаться взаперти под законом (см. прим. Ин. 10:92).
Или: «в расчёте на веру». Отсюда видно, что заключение преследует определённую цель: оно завершается верой, приводит охраняемых людей к вере.
Или: «проводником», «хранителем», «опекуном». Имеется в виду человек, который смотрит за несовершеннолетним ребёнком и водит его на занятия к учителю. Бог использовал закон в качестве опекуна, хранителя, детоводителя, с тем чтобы закон следил за Божьими избранными людьми до пришествия Христа, а когда Христос придёт — стал их проводником и привёл их к Христу, чтобы они получили оправдание верой и участвовали в благословении, о котором Бог говорил в Своём обещании и завете.
Поскольку пришла вера в Христа, нам незачем оставаться под охраняющим нас законом.
Совершеннолетние сыновья, которые уже не нуждаются в том, чтобы их опекал раб-охранник. В старом завете Божьи избранные люди приравнивались к младенцам. Теперь, в новом завете, они приравниваются к совершеннолетним сыновьям, которые унаследуют обещанное благословение — всеобъемлющего Духа Христа.
Вера в Христа приводит нас в Христа, соединяя нас с Христом, в котором заключено сыновство. Нам необходимо отождествиться с Христом через веру, чтобы стать в Нём Божьими сыновьями.
У Авраама есть только одно семя — Христос (ст. 16). Поэтому, чтобы быть семенем Авраама, мы должны быть Христовыми, быть частью Христа. Поскольку мы едины с Христом, мы тоже семя Авраама, наследники согласно обещанию, наследующие обещанное Богом благословение, т. е. всеобъемлющего Духа как окончательную завершённость приготовленного Бога, который является нашей долей. В новом завете верующие как Божьи избранные люди, будучи совершеннолетними сыновьями, являются такими наследниками; они не под законом, а в Христе. Иудействующие, которые оставались под законом без Христа, были, подобно Измаилу (Гал. 4:23), потомками Авраама согласно плоти; они не были подобны Исааку (Гал. 4:28), наследнику Авраама согласно обещанию. Но верующие в Христа являются такими наследниками, наследующими обещанное благословение. Поэтому мы должны оставаться в Христе и не обращаться к закону.
Поскольку закон не может животворить (ст. 21), он не в силах произвести сыновей Божьих, но Дух, которого получают из веры (ст. 2) и который животворит (2 Кор. 3:6), в силах сделать это. Закон держал Божьих избранных людей под опекой до прихода веры (ст. 23). Вера в Христа, который является всеобъемлющим животворящим Духом, делает Божьих избранников семенем Авраама, «небесными звёздами» (Быт. 22:17) согласно Божьему обещанию.
Уверовать — значит уверовать в Христа (Ин. 3:16), и быть крещёнными — значит быть крещёнными в Христа. Благодаря вере и крещению мы вошли в Христа. Тем самым мы облеклись в Христа и отождествились с Христом. Крещение, если оно правильное, истинное и живое, вводит верующих в имя Триединого Бога — божественное имя (Мф. 28:19); в Христа — живую Личность (Гал. 3:27); в смерть Христа — действенную смерть (Рим. 6:3); и в Тело Христово — живой организм (1 Кор. 12:13), позволяя верующим органически соединиться не только с Христом, но и с Его Телом. Кроме того, крещение переводит верующих из старого состояния в новое, прекращая их старую жизнь и зарождая в них новую жизнь Христа, чтобы они жили в Теле Христовом, в организме, посредством элементов Триединого Бога.
Рим. 13:14; ср. Эф. 4:24; Кол. 3:10
См. прим. Кол. 3:112.
Различия между расами и национальностями.
Различия между слоями общества.
ср. 1 Кор. 11:11
Различия между полами.
В этой главе открывается, что Бог, в соответствии со Своим вечным замыслом, дал Аврааму обещание. Прежде чем исполнить это обещание, Он дал закон, чтобы тот служил опекуном Божьих избранных людей. Затем в назначенное время пришёл Христос, обещанное семя, чтобы исполнить обещание, и принёс обещанное благословение. Это благодать. Таким образом, благодать пришла с Христом и с исполнением обещания. Так это выглядит со стороны Бога. С нашей стороны нам нужна возможность постигнуть и сделать действительным для себя всё то, чем Христос, семя, является и что Он совершил, а также наслаждаться всем этим. Поэтому со стороны Бога мы видим благодать, а с нашей стороны мы видим веру. Теперь, когда у нас есть благодать, вера и исполнившее обещание семя, мы уже не нуждаемся в услугах закона в качестве нашего опекуна. Поэтому закон нужно оставить. Нужно отвернуться от опекуна и оставаться с Христом, чтобы наслаждаться обещанным благословением, пребывая в благодати и вере. Это благословение есть не что иное, как приготовленный Триединый Бог в качестве всеобъемлющего животворящего Духа.
Верующие едины в Христе благодаря Его жизни воскресения и Его божественной природе, так что они представляют собой одного нового человека, о чём говорится в Эф. 2:15. Этот один новый человек целиком и полностью в Христе. В нём нет места для нашего природного существа, для нашей природной предрасположенности и для нашего природного характера; в этом одном новом человеке всё и во всём — Христос (Кол. 3:10-11). Это единство в Христе достигается посредством крещения, которое кладёт конец всем разделяющим различиям и вводит верующих в божественный органический союз с приготовленным Триединым Богом, в результате чего у верующих появляется субъективная уверенность в том, что они едины друг с другом.
Гал. 3:14, 26; 5:6; Эф. 3:6; 1 Кор. 1:30