Показать шапку
Скрыть шапку
  • Божий закон — это Божье слово (в Исх. 34:28 Десять Заповедей, основное содержание закона, названы «десятью словами» — см. прим. там). Поэтому закон является Божьим свидетельством (Исх. 16:34; Исх. 31:18; Исх. 32:15; Исх. 40:20; Пс. 19:7), Божьим выражением, откровением Бога для Его народа (см. прим. Ин. 1:1 и прим. Евр. 1:11 , абз. 1). Божий закон открывает Божьи качества, показывая, что Бог ревнив (ст. 4-6; ср. 2 Кор. 11:2), свят (ст. 7-11), полон любви (ст. 6, 12-15; ср. Рим. 13:8-10; Гал. 5:14), праведен (ст. 5), правдив (ст. 16; ср. 1 Ин. 1:5-6) и чист (ст. 2-3, 17). Как Божье слово и Божье свидетельство, Божье выражение, закон является прообразом Христа как Божьего Слова и Божьего свидетельства, Божьего выражения (Ин. 1:1, 18; Отк. 19:13; Отк. 1:5; Кол. 1:15).

    В действительности соблюдать закон — значит жить Бога и выражать Бога. Такое житие, житие в Божьем вечном домостроительстве, является житием Богочеловека, жизнью, которая постоянно отрекается от своего «я» и переживает распятие, чтобы жить Христа, который есть Божье свидетельство, благодаря обильному снабжению Духа Иисуса Христа для увеличенного и расширенного выражения Бога (Мф. 16:24; Гал. 2:20; Флп. 1:19-21; Рим. 8:4).

  • Титул «Иегова, твой Бог» употребляется в первых пяти заповедях (ст. 2-3, 4-6, 7, 8-11, 12), но отсутствует в последних пяти (ст. 13-17). Это показывает, что Десять Заповедей делятся на две группы по пять: первая группа связана с Богом, а вторая — с человеком (см. прим. Исх. 20:121).

  • Или: «помимо Меня», «в дополнение ко Мне». Первые три заповеди требуют, чтобы у человека не было никаких идолов, никаких других возлюбленных (см. прим. Исх. 20:62) помимо Бога (Исх. 34:14-17; ср. прим. 1 Ин. 5:21, абз. 1 и прим. Иак. 4:4 и прим. Иак. 4:51).

  • Или: «вырезанного изображения».

  • Или: «подобия».

  • Число тысяча обозначает полноту (ср. Пс. 84:10). Наслаждаться Божьей любовной заботой в самой полной мере — значит наслаждаться ей вечно. Божий гнев поддаётся счёту (ст. 5), но Божья любовная забота превосходит всякий счёт.

  • То, что здесь упоминается любовь, показывает, что Бог дал Своим избранным людям закон с тем намерением, чтобы они любили Его (Втор. 6:5; Мф. 22:35-38; Мк. 12:28-30). Выводя Своих людей из Египта и давая им Свой закон, Бог ухаживал за ними, проявлял Свои чувства к ним и старался завоевать их расположение. В Иер. 2:2; Иер. 31:32 и Иез. 16:8 показано, что завет, заключённый у горы Божьей посредством возвещения закона (Исх. 24:7-8; Исх. 34:27-28), был заветом помолвки, в котором Бог обручил детей Израиля Себе (ср. 2 Кор. 11:2). Десять Заповедей, особенно первые пять, излагали условия помолвки между Богом и Его народом. Высочайшая функция закона состоит в том, чтобы привести Божьих избранных людей в единство с Богом, как жена приходит в единство со своим мужем (ср. Быт. 2:24; Отк. 22:17). Чтобы Бог и Его люди стали едиными, между ними должна существовать взаимная любовь (Ин. 14:21, 23). Раскрытая в Библии любовь между Богом и Его людьми главным образом подобна нежной любви между мужчиной и женщиной (Иер. 2:2; Иер. 31:3). Когда Божьи люди любят Бога и проводят время, общаясь с Ним в Его слове, Бог переливает в них Свой божественный элемент, делая их едиными с Ним в качестве Его супруги, такой же, как Он, по жизни, природе и выражению (Быт. 2:18-25 и прим.). См. прим. Исх. 19:81, абз. 2 и 3.

    Вся Библия представляет собой божественный роман, повествование о том, как Бог ухаживает за Своими избранными людьми и в конечном итоге женится на них (Быт. 2:21-24; Песн. П. 1:2-4; Ис. 54:5; Ис. 62:5; Иер. 2:2; Иер. 3:1, 14; Иер. 31:32; Иез. 16:8; Иез. 23:5; Ос. 2:7, 19; Мф. 9:15; Ин. 3:29; 2 Кор. 11:2; Эф. 5:25-32; Отк. 19:7; Отк. 21:2, 9-10; Отк. 22:17). Когда мы как Божьи люди вступаем в отношения любви с Богом, мы получаем Его жизнь, так же как Ева получила жизнь Адама (Быт. 2:21-22). Именно эта жизнь позволяет нам стать едиными с Богом и делает Его единым с нами. Мы соблюдаем закон не тем, что мы используем свои разум и волю (ср. Рим. 7:18-25), а тем, что мы любим Господа как нашего Мужа и благодаря этому причащаемся Его жизни и природы, становясь едиными с Ним как Его увеличение и выражение.

  • См. прим. Исх. 16:23. Суббота означает, что Бог уже всё сделал, всё завершил и всё приготовил и что человек должен прекратить всю свою работу. Соблюдать субботу — значит прекратить свою работу и принять Бога и всё, что Он совершил для нас, как своё наслаждение, покой и удовлетворение. Это и есть Божье домостроительство. См. прим. Быт. 2:2.

  • Подобно обручальному кольцу, суббота была знаком того, что Божий народ был освящён, отделён для Бога, и принадлежал только Ему.

  • Титул «Иегова, твой Бог» в этом стихе показывает, что пятая заповедь, связанная с почитанием родителей, ставится в один ряд с первыми четырьмя заповедями, связанными с Богом. Это объясняется тем, что, почитая родителей, мы почитаем свой источник, которым в конечном итоге является Сам Бог (Лк. 3:23-38).

  • Заповеди с шестой по десятую (ст. 13-17) требуют, чтобы человек являл своей жизнью добродетели, которые выражают Божьи качества, главными из которых являются святость, праведность, любовь и свет (ср. прим. Исх. 20:11).

  • Нравственный раздел Божьего закона (см. прим. Исх. 25:11) состоит в основном из Десяти Заповедей (ст. 2-17), а также из постановлений (ст. 22-26) и предписаний (с Исх. 21:1 по Исх. 23:19), которые дополняют Десять Заповедей или уточняют их (см. прим. Лк. 1:64). Постановления в ст. 22-26 относительно того, как нужно поклоняться Богу, дополняют вторую и третью заповеди и уточняют их.

  • Это слово показывает, что Бог является говорящим Богом (Евр. 1:1-2) в отличие от идолов, которые немы (Авв. 2:18-19; 1 Кор. 12:2).

  • В поклонении Богу не может быть места для богатства, которое здесь обозначают серебро и золото (ср. Деян. 3:6; 1 Тим. 6:17). Мы не можем служить Богу и мамоне (Мф. 6:24).

  • Жертвенник и жертвы для поклонения Богу создают вход, посредством которого падший человек может войти в Божье домостроительство. Они показывают, что для поклонения Богу падший человек должен быть искуплен и уничтожен крестом и заменён Христом в воскресении. То поклонение, которое нужно Богу, осуществляется через жертвенник и посредством жертв, т. е. через крест (Евр. 13:10) и посредством Христа как действительности жертв (Евр. 10:5-10). Истинный поклонник — это тот, кто поклоняется Богу посредством Христа как всесожжения (Лев. 1) для Божьего удовлетворения и как мирного приношения (Лев. 3) для взаимного удовлетворения с Богом и с другими поклонниками (Ин. 4:23-24 и прим. Ин. 4:244).

  • Согласно ст. 24-26, жертвенник, который Бог требует для поклонения Ему, является примитивным и некультурным в глазах человека, и в нём нет места человеческой мудрости и силе (1 Кор. 1:17-25). Его следовало соорудить из материалов, сотворённых Богом: либо из земли, либо из нетёсаного камня (ст. 25). Это показывает, что крест приготовлен исключительно Божьей работой и что здесь нет места человеческой работе. Поэтому сооружать жертвенник таким образом — значит принимать то, что приготовлено Богом, не добавляя к этому никакой человеческой работы. Кроме того, жертвенник, сделанный из земли или камня, указывает на доступность креста.

  • В надлежащем поклонении Богу не должно быть никаких других имён помимо имени Господа (Исх. 23:13 см. прим. 1 Кор. 1:10).

  • Следствием надлежащего поклонения Богу является Божье посещение и благословение.

  • Добавлять к поклонению Богу человеческую работу — значит осквернять его. Поскольку падший человек в глазах Бога сам является грехом, скверной (Пс. 51:5; 2 Кор. 5:21), для Бога не приемлема никакая его работа (ср. Быт. 4:3-5; Гал. 2:16). Поэтому каждому падшему человеку, который поклоняется Богу, вместе со всеми его делами и путями должен быть положен конец.

  • Ступени обозначают человеческий путь, который побуждает человека добиваться всего своими природными способностями и создаёт различные уровни достижений среди Божьих людей. Приготовленный Богом жертвенник (крест) не возвышается над землёй; он расположен низко, так, чтобы не было необходимости в ступенях и чтобы каждый мог приблизиться к нему.

  • Человеческая нагота обозначает стыд падшего человека (Быт. 3:7). Божье спасение облекает человека в Христа как его праведность (Быт. 3:21; Лк. 15:22; 1 Кор. 1:30; Флп. 3:9), а человеческий путь раскрывает наготу падшей человеческой природы. В принципе, использование человеческой мудрости при построении жертвенника со ступенями отставляет Христа в сторону и приводит к изобличению падшей человеческой природы. Вместо того чтобы использовать в отношении того, что связано с Богом, собственную мудрость, мы должны полностью положиться на Христа и таким образом оставаться под Христом как нашим покровом.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках