Показать шапку
Скрыть шапку
  • Ропот — это выражение плоти, всей совокупности падшего существа человека (ср. Флп. 2:14). Жажда народа была утолена благодаря двенадцати родникам в Элиме (Исх. 15:27), однако народ был ещё голоден из-за отсутствия пищи. В такой ситуации была изобличена плоть Божьего народа. Это показывает, что нехватка Христа как нашего духовного питания всегда приводит к изобличению нашей плоти с её вожделениями. После того как плоть была изобличена, Бог послал манну, которая питала Его народ (ст. 13-15). Бог решает проблему плоти Своего народа, меняя его рацион. Единственный способ победить плоть — это наполняться Христом, наслаждаясь Им каждый день как небесным жизненным снабжением, которое обозначает манна (см. прим. Исх. 16:41 и прим. Исх. 16:151).

  • Египетский рацион обозначает мирские вещи и развлечения, которыми люди питаются, чтобы получить удовлетворение. В Египте дети Израиля ели только египетскую пищу; поэтому они стали египтянами и по составу, и по аппетиту. То, что здесь им захотелось египетской пищи, показывает, что их переживание искупления посредством пасхального ягнёнка и исхода из Египта с переходом через Красное море не изменило их внутреннего состава и мирского вкуса (Числ. 11:4-5). Вопреки Божьему желанию народ хотел жить так же, как он жил в Египте (ср. 1 Пет. 1:18 и примечания).

  • Это была манна (ст. 15, 31), прообраз Христа как единственной небесной пищи для Божьего народа (Ин. 6:31-35). Дав Своему народу в пищу манну, Бог показал, что Он намерен изменить его природу, изменить сам его состав, для осуществления Своего замысла. Поскольку дети Израиля всё ещё состояли из египетского элемента и потому были такими же, как египтяне, они не имели права созидать скинию как жилище Бога на земле. В течение сорока лет Бог кормил детей Израиля только манной (ст. 35; Числ. 11:6). Это показывает, что намерение Бога в Его спасении состоит в том, чтобы внедрить Себя в верующих в Христа и изменить их состав, кормя их Христом как их единственной небесной пищей, чтобы тем самым пересоставить их Христом, благодаря чему они получат право созидать церковь как Божье жилище. На самом деле, пересоставившись Христом, верующие сами становятся Божьим жилищем (ср. 1 Кор. 3:16-17; 1 Кор. 6:19; 2 Кор. 6:16; 1 Тим. 3:15; Евр. 3:6; Отк. 21:2-3).

  • Или: «согласно Моему наставлению». Правила относительно сбора манны (ст. 4-5, 16-30) были испытанием, которое должно было показать, соответствует ли Божий народ Богу. Когда Божий народ ел манну, это ограничивало его и заставляло его жить, вести себя и ходить согласно Богу. Когда он ел перепелов, это, напротив, было чем-то диким и необузданным (ст. 13; Числ. 11:31-33), соответствовавшим египетскому стилю, обычаю и манере.

  • Бог решил проблему плоти Своего народа, показав ему Свою славу. Божья слава явилась, чтобы спасти Божий народ от его ропота, осудив его.

  • Бог послал перепелов (ср. Числ. 11:31), чтобы удовлетворить вожделение народа в еде (ст. 12; ср. Числ. 11:18, 32), показать ему Свою достаточность и наказать его Своим гневом (ср. Числ. 11:19-20, 33-34). Египетский рацион соответствовал вожделению плоти народа и питал её, побуждая народ становиться всё более плотским. Манна, напротив, пришла с неба (ст. 4) и делала тех, кто её ел, небесными.

  • Перепела, которые удовлетворили вожделение народа, появились вечером, но манну Бог всегда посылал утром, благодаря чему у народа каждый день было новое начало. Более того, Он посылал её с росой (ст. 14; Числ. 11:9), которая обозначает освежающую и орошающую благодать Господа, которую нам приносят Его свежие сострадания (ср. Пс. 133:3; Прит. 19:12; Плач. 3:22-23). Благодать — это Бог, который достигает нас, чтобы освежить и оросить нас. Христос как наша ежедневная манна всегда приходит посредством этой благодати.

  • Евр. «ман ху»; отсюда происходит слово «манна». Манна — это прообраз Христа как небесной пищи, которая позволяет Божьим людям идти Божьим путём (Ин. 6:31-35, 48-51, 57-58). Согласно Божьему домостроительству, Христос должен быть уникальным рационом, единственной пищей, силой, удовлетворением и поддержкой для Божьих людей, и Божьи люди должны жить только Им (Числ. 11:6; Ин. 6:57). Чтобы стать для нас пищей, Христос воплотился, был распят и воскрешён и благодаря этому стал всеобъемлющим животворящим Духом, который обитает в нашем духе (Ин. 6:63 и прим.).

    Хотя известно, что манна пришла с неба (ст. 4), элемент и сущность манны являются тайной. Манна не принадлежала к старому творению, однако она была способна питать физическое тело человека. Следовательно, она должна была содержать в себе определённые элементы и минеральные вещества, которые были частью старого творения. Христос как действительная манна тоже является таинственным. В воскресении Он стал животворящим Духом (1 Кор. 15:45), однако у Него есть тело, которое можно увидеть и потрогать (Лк. 24:36-43). Поэтому трудно сказать, является ли Христос духовным или материальным.

  • Бог посылал манну каждое утро, и собирать её нужно было каждое утро (ст. 21). Это показывает, что мы не можем запасать снабжение Христа. Переживание Христа как нашего жизненного снабжения должно быть ежедневным, должно происходить каждое утро (ср. Мф. 6:34).

  • В манне, которую народ запасал, заводились черви, и она начинала смердеть, а манна, оставленная на жарком солнце, таяла (ст. 21). Однако манна, собранная на шестой день, и манна, сохранявшаяся в золотом сосуде, не портилась и не таяла (ст. 22-24, 32-34). Это показывает, что всё, что связано с манной, было чудесным и что собирать манну, наслаждаться ей и хранить её нужно было согласно Божьим, а не человеческим предписаниям. То же самое можно сказать о нашем переживании Христа как нашего жизненного снабжения.

  • Слово «суббота» означает «покой»; оно образовано от глагола, означающего «перестать (делать что-либо)».

  • Или: «наставления».

  • Свойства манны изображают свойства Христа как небесной пищи для Божьего народа. Манна была тонкой (ст. 14); это показывает, что Христос является ровным и уравновешенным и что Он стал достаточно маленьким для того, чтобы мы могли есть Его. Манна была круглой (ст. 14); это показывает, что Христос как наша пища является вечным, совершенным и полным, что в Нём нет никаких недостатков и изъянов. Манна была белой (ст. 31); это показывает, что Христос является чистым внешне и свободным от всяких примесей внутренне. Манна была подобна инею (ст. 14); это означает, что Христос как наша небесная пища не только охлаждает и освежает нас, но и убивает в нас всё отрицательное. Манна была подобна кориандровому семени (ст. 31); это показывает, что Христос полон жизни, которая растёт в нас и умножается. Манна была твёрдой (на это указывает то, что народ «молол [её] между двумя жерновами или толок в ступе; потом варил её в горшках» — Числ. 11:8); это означает, что, собрав Христа как манну, мы должны затем приготовить Его себе в пищу — «перемолоть, истолочь и сварить» Его в ситуациях и обстоятельствах своей повседневной жизни. Манна была подобна по виду бдолаху (Числ. 11:7); это показывает, что Христос светел и прозрачен. Вкус манны был как вкус лепёшек, испечённых в масле (Числ. 11:8), что указывает на благоухание Святого Духа во вкусе Христа. Вкус манны был как у медового коржа (ст. 31), что указывает на сладость во вкусе Христа. Кроме того, из манны можно было делать лепёшки (Числ. 11:8); это показывает, что Христос подобен нежным и питательным лепёшкам.

  • Открытая манна — манна, которая лежала на земле каждое утро, была предназначена для того, чтобы Божий народ наслаждался ей открыто. Однако гомор манны, помещённый в сосуд (ст. 33), был скрытым и не был предназначен для открытого употребления всем собранием. В сосуд перед Иеговой был положен гомор манны — как раз то количество, которое собирал и съедал народ (ст. 16-18). В духовном переживании это означает, что мы можем сохранить столько Христа, сколько мы съели. Христос, которого мы едим как открытую манну, естественным образом становится скрытой манной благодаря тому, что Он переваривается и усваивается в наше внутреннее существо. Кроме того, тот Христос, которого мы едим, становится памятью в последующих поколениях. Тот Христос, которого мы едим и которым мы наслаждаемся, будет вечной памятью, потому что этот Христос становится самим нашим составом, что позволяет нам созидать Божье жилище во вселенной и даже самим становиться этим жилищем.

  • Согласно Евр. 9:3-4, эта манна хранилась в золотом сосуде в Ковчеге Свидетельства, который находился в Святом Святых в скинии. Золото в Библии обозначает божественную природу. Манна в золотом сосуде означает, что Христос, которым мы наслаждаемся как нашим жизненным снабжением, сохраняется внутри нас в божественной природе, которую мы получили посредством возрождения (2 Пет. 1:4). Ковчег, в котором хранился золотой сосуд с манной, — это прообраз Христа. Христос как скрытая манна сохраняется в божественной природе, а божественная природа находится в Христе, прообразом которого является Ковчег. Этот Христос находится в нашем духе (2 Тим. 4:22), который в нашем переживании является Святым Святых (см. прим. Евр. 10:19). Хранившаяся в золотом сосуде манна была центром скинии, Божьего жилища в Ветхом Завете; точно так же Христос, которого мы съели, переварили и усвоили, является центром нашего существа как части церкви, Божьего жилища сегодня (2 Тим. 4:22; Эф. 2:22).

    В Отк. 2:17 показано, что победителям, которые побеждают деградацию мирской церкви, будет дано право есть скрытую манну и им будет дан белый камень (см. Отк. 2:17 и прим. Отк. 2:17). Это показывает, что, когда мы едим Христа и сохраняем Его в себе как скрытую манну, Он делает нас победителями, а также преобразовывает нас в белые камни для построения Божьего жилища, которое обретёт завершённость в Новом Иерусалиме.

  • Поскольку золотой сосуд с манной находился в Ковчеге (Евр. 9:4), под Свидетельством здесь, очевидно, понимается не Ковчег, а находившиеся в Ковчеге скрижали закона (Исх. 34:1, 29; Исх. 25:21; Исх. 40:20). Закон — это свидетельство о том, каков Бог (см. прим. Исх. 20:11). Таким образом, то, что манна в золотом сосуде была помещена перед Свидетельством, показывает, что манна соответствует Божьему свидетельству, Божьему закону, и удовлетворяет его требованиям. Когда мы принимаем Христа как своё небесное жизненное снабжение, Христос как сохраняемая в божественной природе внутри нас скрытая манна делает нас соответствующими Божьему свидетельству и исполняющими его требования (Рим. 8:4), благодаря чему мы становимся Божьим выражением.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках