Десять — это большая часть двенадцати (Быт. 42:3-4; 3 Цар. 11:30-31; Мф. 20:24). Поэтому десять дев олицетворяют большинство верующих, которые умрут до пришествия Господа. Двое мужчин или две женщины в Мф. 24:40-41 олицетворяют оставшихся верующих, которые доживут до пришествия Господа.
Девы обозначают верующих в аспекте жизни (2 Кор. 11:2). Верующие, составляющие народ царства, подобны чистым девам. Как девы, они несут Господне свидетельство (светильник) в веке тьмы и выходят из мира, чтобы встретить Господа. Для этого им нужно, чтобы Святой Дух не только обитал в них, но и наполнил их.
Светильники обозначают дух верующих (Прит. 20:27), который содержит в себе Духа Божьего как масло (Рим. 8:16). Верующие излучают свет Духа Божьего из своего духа. Таким образом, они становятся светом мира и сияют, как светильник, во тьме этого века (Мф. 5:14-16; Флп. 2:15-16), неся Господне свидетельство для прославления Бога.
Слово «вышли» означает, что верующие выходят из мира, чтобы встретить приходящего Христа.
Число пять состоит из четырёх плюс один. Это означает, что человек (которого обозначает число четыре), к которому добавлен Бог (которого обозначает число один), несёт ответственность. То обстоятельство, что пять дев неразумны, а пять — благоразумны, не означает, что половина верующих неразумны, а другая половина — благоразумны. Оно означает, что все верующие несут ответственность за то, чтобы наполняться Святым Духом.
То, что эти пять дев неразумны, не означает, что это — ложные верующие. По своей природе они такие же, как пять благоразумных дев.
Человек — это сосуд, созданный для Бога (Рим. 9:21, 23-24), а личность человека заключена в его душе. Поэтому слово «сосуды» здесь обозначает души верующих. У пяти благоразумных дев масло есть не только в светильниках — они берут масло и в своих сосудах. То, что у них есть масло в их светильниках, означает, что Дух Божий обитает в их духе (Рим. 8:9, 16), а то, что они берут масло в своих сосудах, означает, что Дух Божий наполняет и пропитывает их души.
ср. 1 Кор. 11:30
Задремать — значит заболеть (Деян. 9:37; 1 Кор. 11:30).
Сон обозначает смерть (1 Фес. 4:13-16; Ин. 11:11-13). Пока Господь задерживает Своё возвращение, большинство верующих заболевают и затем умирают.
Полночь обозначает самое тёмное время этого тёмного века (ночи). Таким временем будет конец этого века, время великой скорби.
Этот крик обозначает голос архангела (1 Фес. 4:16).
Слово «встали» означает воскресение из мёртвых (1 Фес. 4:14). Это воскресение, предсказанное в 1 Фес. 4:16 и 1 Кор. 15:52.
Букв. «украсили». Слова «поправили свои светильники» означают, что девы работают над свидетельством в своём житии. Отсюда видно, что после нашего воскресения наше житие для Господнего свидетельства всё ещё нуждается в том, чтобы над ним работали, если это житие не было приведено к совершенству до нашей смерти.
Эти слова подразумевают, что даже после того, как неразумные верующие будут воскрешены, им всё равно будет нужно наполнение Святым Духом.
Слово «гаснут» доказывает, что светильники неразумных дев были зажжены; в них было немного масла, но его запас был недостаточным. Верующие, которых олицетворяют неразумные девы, возрождены Духом Божьим, и Дух Божий обитает в них, но они не наполнены Им в достаточной степени, так чтобы всё их существо было пропитано Им.
Никто не может приобрести наполнение Святым Духом для кого-то другого.
Теми, кто продаёт масло, здесь являются, судя по всему, два свидетеля, которые появляются во время великой скорби, — две маслины и два сына масла (Отк. 11:3-4 с примечаниями; Зах. 4:11-14).
ср. Отк. 3:18
Слово «купите» показывает, что необходимо чем-то заплатить. Наполнение Святым Духом имеет определённую цену: например, необходимо отказаться от мира, преодолеть своё «я», любить Господа больше всего и всё считать утратой ради Христа. Если мы не заплатим сегодня, нам придётся заплатить после своего воскресения.
Имеется в виду приход Господа в воздух (1 Фес. 4:16), часть Его пришествия (парусии).
Это, судя по всему, те, кто приглашён на брачный обед Агнца (Отк. 19:9 и см. прим. Отк. 19:91б).
Мы должны быть готовы (Мф. 24:44): в нашем сосуде всегда должно быть масло, всё наше существо всегда должно быть наполнено Духом Божьим. Ради Господнего пришествия (парусии) мы должны каждый день стараться бодрствовать и быть готовыми.
Имеется в виду восхищение воскрешённых верующих в воздух (1 Фес. 4:17) в тот момент, когда Господне пришествие (парусия) сойдёт в воздух.
Имеется в виду брачный обед Агнца (Отк. 19:9), который будет накрыт в воздухе (1 Фес. 4:17) на пути Господнего пришествия (парусии). Он состоится перед проявлением царства и будет наградой — взаимным наслаждением с Господом. Эта награда будет дана тем из верующих, кто готов, кто приобрёл наполнение Святым Духом ещё до своей смерти.
Имеется в виду не дверь спасения, а дверь, через которую входят в наслаждение свадебным пиром Господа.
ср. Лк. 13:25-27
Имеется в виду приход тех воскрешённых верующих, которые предстанут перед Господом позднее. Он происходит после из-за их неготовности.
ср. Мф. 7:21-23
«Не знаю» в смысле «не признаю», «не одобряю», как в Лк. 13:25. У неразумных дев светильники были зажжены, они вышли встретить Господа, умерли и были воскрешены и восхищены, но заплатили за наполнение Святым Духом с опозданием. Из-за этого Господь отказывается признать их, т. е. одобрить их, для участия в Его свадебном пире. Они упускают эту устроительную награду, но не лишаются своего вечного спасения.
Эти слова, совпадающие со словами в Мф. 24:42, показывают, что ст. 1-13 являются дополнением к Мф. 24:40-44, где говорится о том, что верующие должны бодрствовать, чтобы быть восхищенными. Стихи 40-44 в гл. 24 показывают восхищение тех из живых верующих, кто готов. Стихи 1-13 в этой главе нужны, чтобы показать восхищение тех, кто умер и теперь воскрешён.
ст. 14-30; ср. Лк. 19:12-27
Эта притча о талантах, подобно притче о десяти девах, говорит о царстве небес.
Человек здесь обозначает Христа, который отправлялся в другую страну — на небеса.
Рабы обозначают верующих в аспекте служения (1 Кор. 7:22-23; 2 Пет. 1:1; Иак. 1:1; Рим. 1:1). Положение верующих по отношению к Христу имеет два аспекта: с точки зрения жизни они девы, которые живут ради Него; с точки зрения служения, работы, они Его купленные рабы, которые служат Ему.
Талант, наибольшая единица веса, был равноценен 6 000 динариев (см. прим. Ин. 6:71). В притче о девах масло обозначает Духа Божьего (ст. 3-4), а в этой притче таланты обозначают духовные дары (Рим. 12:6; 1 Кор. 12:4; 1 Пет. 4:10; 2 Тим. 1:6). Для жизни нам нужно масло, т. е. Дух Божий, и, более того, — наполнение Им, чтобы мы могли жить девственной жизнью для Господнего свидетельства; для служения, для работы, нам нужен талант, т. е. духовный дар, чтобы мы как хорошие рабы имели всё необходимое для осуществления того, что Господь намерен осуществить. Наполнение Духом в жизни позволяет нам использовать духовный дар в служении (работе), и духовный дар в служении сочетается с наполнением Духом в жизни, чтобы мы были совершенным членом Христа.
Выражение «собственная способность» обозначает нашу природную способность, которая складывается из того, что сотворено Богом, и из того, чему мы научились.
Выражение «пустил их (таланты) в оборот» обозначает использование нами того дара, который дал нам Господь.
Выражение «приобрёл ещё пять» (талантов) обозначает использование полученного от Господа дара в полной мере, без всяких потерь и растрат.
Основной акцент в этой притче делается на том, кто получил один талант, т. е. наименьший дар. Наименее одарённым очень легко употребить свой дар не по назначению или оставить его без внимания.
Земля обозначает мир; таким образом, выражение «раскопал землю» обозначает появление связей с миром. Любая причастность к миру, любая связь с ним, даже короткий мирской разговор, приведут к тому, что дар, который мы получили от Господа, окажется зарыт.
Выражение «спрятал деньги своего господина» обозначает превращение Господнего дара в бесполезный, лежащий без дела под прикрытием тех или иных земных предлогов. Находить предлоги для того, чтобы не использовать дар Господа, — значит прятать дар. Такая опасность всегда существует в случае тех, кто получил один талант, т. е. тех, кто считает свой дар наименьшим.
Слова «долгое время» обозначают весь век церкви.
Слово «приходит» обозначает сошествие Господа в воздух (1 Фес. 4:16) при Его пришествии (парусии). Зарыв свой талант в землю, злой раб решил, что всё будет хорошо. Он и не подозревал, что его господин придёт сосчитаться с ним.
Слово «сосчитывается» обозначает совершение Господом суда у Его судного престола (2 Кор. 5:10; Рим. 14:10) в воздухе (в Его парусии), где житие, поведение и работа верующих подвергнутся суду, который определит, что они получат: награду или наказание (1 Кор. 4:5; Мф. 16:27; Отк. 22:12; 1 Кор. 3:13-15). См. прим. Евр. 10:351б.
Имеется в виду приход к судному престолу Христа.
Приобретение ещё пяти талантов — это результат полного использования дара в пять талантов.
Слово «малое» обозначает работу Господа в этом веке.
Предлог «над» обозначает власть править в грядущем царстве.
Слово «многое» обозначает обязанности в грядущем царстве.
Выражение «радость своего господина» обозначает наслаждение Господом в грядущем царстве. Имеется в виду внутреннее удовлетворение, а не внешнее положение. Участвовать в радости Господа — это величайшая награда, это лучше, чем слава и положение в царстве.
Точно так же Господь похвалил того, кто получил пять талантов.
Точно такую же награду Господь дал тому, кто получил пять талантов. У раба с двумя талантами дар был меньше, чем у раба с пятью талантами, но оба получили от Господа одинаковую похвалу и награду. Отсюда видно, что похвала и награда Господа зависят не от размеров или объёма нашей работы, а от нашей верности в использовании Его дара в полной мере. Такую же похвалу и награду получил бы и раб с одним талантом, если бы он был так же верен.
К судному престолу Христа в воздухе пришёл и тот, что получил один талант и не принёс никакой прибыли Господу. Это доказывает, что он был не только спасён, но и восхищен в воздух. Ни один неспасённый не может быть восхищен и прийти к судному престолу Христа.
Греческое слово обозначает внешнее, объективное знание, а не внутреннее, субъективное осознание.
На первый взгляд Господь жёсток в Своей строгости. Он требует, чтобы мы в полной мере использовали Его дар для Его работы, что требует от нас абсолютной преданности Ему.
На первый взгляд работа Господа всегда начинается с нуля. Он жнёт там, где не сеял, и собирает там, где не веял; при этом может показаться, что Он требует, чтобы мы работали для Него с пустыми руками. Для того, кто получил один талант, это не должно служить поводом, чтобы оставить свой дар без использования; напротив, это должно заставить его проявлять веру, чтобы он смог использовать свой дар в самой полной мере.
Букв. «рассыпал». То же в ст. 26.
Испуг подразумевает отрицательную настроенность. Мы же должны быть настроены положительно и проявлять напористость в использовании Господнего дара.
Это проявление чрезмерной пассивности. Мы должны быть активными в работе Господа.
Просто сохранить дар Господа и не потерять его недостаточно; мы должны, используя его, принести прибыль.
Господь признаёт, что Он строг в том, чего Он требует от Своих рабов для Своей работы.
Это обозначает использование Господнего дара для спасения людей и для преподнесения им Его богатства.
Слово «прибыль» обозначает полезный результат, который мы, используя дар Господа, получаем для Его работы.
Это означает, что в грядущем царстве дар Господа будет взят у ленивых верующих.
Это означает, что дар верных верующих будет увеличен.
Всякому, кто принесёт прибыль в веке церкви, в грядущем веке царства будет дано ещё больше даров; но что касается того, кто не принёс прибыли в веке церкви, в грядущем веке царства у него будет взят даже тот дар, который он имеет.
См. прим. Мф. 22:132а.
См. прим. Мф. 8:122 и см. прим. Мф. 22:132а.
Эти слова, совпадающие со словами в Мф. 24:51, показывают, что ст. 14-30 являются дополнением к Мф. 24:45-51. В обоих отрывках говорится о верности для Господней работы. Стихи 45-51 в гл. 24 рассматривают неверность раба в исполнении Господнего поручения. Стихи 14-30 в этой главе нужны, чтобы рассмотреть неверность раба в использовании Господнего таланта.
См. прим. Мф. 8:123б.
Союз «но» показывает, что сказанное в ст. 31-46 представляет собой другую часть — часть, в которой говорится о язычниках.
Речь идёт об открытом аспекте Господнего пришествия. (См. прим. Мф. 24:271 и см. прим. Мф. 24:371) Он будет продолжением Его пришествия, о котором говорится в Мф. 24:30.
«Сын Человеческий» — это титул Христа, связанный с Его царством, т. е. с Мессианским царством (Мф. 13:41). Его суд здесь является подготовкой к этому царству.
Престол Давида (Лк. 1:32-33), который будет находиться в Иерусалиме (Мф. 19:28; Иер. 3:17).
Под всеми народами понимаются все язычники, которые останутся ко времени возвращения Христа на землю, после того как Он уничтожит при Армагеддоне тех из язычников, кто последует за Антихристом (Отк. 16:14, 16; 19:11-15, 19-21). Все эти оставшиеся язычники будут собраны и судимы у Христова престола славы. Это будет суд Христа над живыми перед тысячелетием (Деян. 10:42; 2 Тим. 4:1). Он отличается от Его суда над мёртвыми у великого белого престола после тысячелетия (Отк. 20:11-15). Суд, о котором говорится здесь, будет произведён на земле после Его суда над верующими у Его судного престола в воздухе (ст. 19-30).
Господь является Пастырем не только для верующих (Ин. 10:11; Евр. 13:20) и евреев (Пс. 79:2; Иер. 31:10), но и для всех язычников (Пс. 100:1-3).
ср. Мф. 26:64
Почётное место (3 Цар. 2:19; Пс. 45:9).
После суда у Христова престола славы «овцы» перейдут в тысячелетие и будут там народом, который будет жить под царственным правлением Христа и побеждающих верующих (Отк. 2:26-27; 12:5; 20:4-6) и под священническим служением спасённых евреев (Зах. 8:20-23). Именно в этом смысле «овцы» унаследуют (грядущее) царство. В тысячелетии будет три части:
1) земля, на которой будет покоиться благословение Божьего творения, о котором говорится в Быт. 1:28-30
2) израильский народ в Ханаане, от Нила до Евфрата, откуда спасённые евреи будут править всей землёй (Ис. 60:10-12; Зах. 14:16-18);
3) небесная и духовная часть (1 Кор. 15:50-52), проявление царства небес, где побеждающие верующие будут наслаждаться наградой царства (Мф. 5:20; 7:21).
То царство, которое унаследуют «овцы», состоит из первой части.
Благословение первой части в тысячелетии, т. е. благословение Божьего творения, было приготовлено «овцам» от основания мира, а благословение в третьей части, т. е. благословение небесного и духовного царства, было определено верующим прежде основания мира (Эф. 1:3-4).
Все страдания в ст. 35-39 постигнут тех из верующих, кто будет оставлен на время великой скорби (Мф. 24:21) для испытания (Отк. 3:10 и см. прим. Отк. 3:103в).
Это произойдёт во время великой скорби, когда верующие подвергнутся гонению со стороны Антихриста (Отк. 13:6-7; 20:4).
Под «этими», видимо, понимаются верующие, которые преодолеют гонение со стороны Антихриста (Отк. 15:2 и см. прим. Отк. 15:22б). Они будут с Христом на этом суде.
Братьями Христа являются Его верующие (Мф. 12:49-50).
Христос един с верующими, которые являются Его членами, как показано в Деян. 9:4.
Огонь в огненном озере (Отк. 20:14-15). «Козлы» погибнут в огненном озере — позже Антихриста и лжепророка (Отк. 19:20), но раньше дьявола и воскрешённых грешников (Отк. 20:10, 15). Это будет частичное исполнение Отк. 14:10.
Огненное озеро приготовлено дьяволу и его ангелам, а не человеку. Однако если человек последует за дьяволом в противостоянии Господу, он разделит огненное озеро с дьяволом и падшими ангелами.
Это тоже произойдёт во время гонения со стороны Антихриста.
Имеется в виду гибель в огненном озере (ст. 41).
Чтобы во время гонения со стороны Антихриста о верующих, оставшихся на земле, проявлялась забота, народам будет проповедано вечное благовестие (Отк. 14:6-7 с примечаниями), как изображено в притче о неводе в Мф. 13:47-50. По этой причине Господь будет судить народы не согласно Моисееву закону и не согласно благовестию Христа, а согласно вечному благовестию. Это связано с Божьим устроением. Те, кто послушается этого благовестия и будет хорошо относиться к страдающим верующим, получат благословение, будут сочтены праведниками и унаследуют царство (ст. 34), а те, кто этого не сделает, будут прокляты (ст. 41) и погибнут навеки.
ср. Ин. 3:15-16; Мф. 19:29
Благовестие благодати (Деян. 20:24) приносит вечную жизнь в верующих (Ин. 3:15-16), чтобы они жили Божьей жизнью, а вечное благовестие приводит «овец» в вечную жизнь, чтобы они жили в сфере Божьей жизни.