В своих двух Посланиях, содержащих только восемь глав, Пётр показал всё Божье домостроительство от вечности в прошлом прежде основания мира (1 Пет. 1:2, 20) до новых небес и новой земли в вечности в будущем (2 Пет. 3:13). Он раскрыл важнейшие положения, связанные с Божьим домостроительством, о которых пророчествовали пророки и проповедовали апостолы (1 Пет. 1:10-12), с четырёх сторон:
1) Со стороны Триединого Бога:
Бог Отец в вечности согласно Своему предузнанию избрал некоторых людей (1 Пет. 1:1-2; 2:9) и призвал их в Свою славу (1 Пет. 5:10; 2 Пет. 1:3). Христос, который был предузнан Богом прежде основания мира, но явлен в последние времена (1 Пет. 1:20), искупил и спас Божьих избранных людей (2, 1 Пет. 1:18-19) Своей заместительной смертью (1 Пет. 2:24; 3:18) через Свои воскресение в жизни и вознесение в силе (1 Пет. 1:3; 3:21-22). Дух, посланный с неба, освятил и очистил тех, кто искуплен и спасён Христом (1 Пет. 1:2, 12, 22; 4:14). (Ангелы жаждут вникнуть в это — 1 Пет. 1:12.) Божественная сила Триединого Бога обеспечила искупленных всем относящимся к жизни и благочестию (2 Пет. 1:3-4), чтобы оберегать их к полному спасению (1 Пет. 1:5). Бог также воспитывает их (1 Пет. 5:6) некоторыми из Своих различных правительственных судов (1 Пет. 1:17; 2:23; 4:5-6, 17; 2 Пет. 2:3-4, 9; 3:7), и Он усовершенствует, утвердит, укрепит и упрочит их Своей всякой благодатью (1 Пет. 5:10). Господь проявляет долготерпение по отношению к ним, чтобы все они имели возможность покаяться к спасению (ст. 9, 15). Затем Христос явится в славе со Своим полным спасением для тех, кто любит Его (1 Пет. 1:5, 7-9, 13; 4:13; 5:4).
2) Со стороны верующих:
Верующие, будучи Божьим владением, были избраны Богом (1 Пет. 1:1-2; 2:9), призваны Его славой и добродетелью (1 Пет. 2:9; 3:9; 2 Пет. 1:3, 10), искуплены Христом (1 Пет. 1:18-19), возрождены Богом через Его живое слово (1 Пет. 1:3, 23) и спасены через воскресение Христа (1 Пет. 3:21). Сейчас они оберегаются силой Божьей (1 Пет. 1:5); очищаются, чтобы любить друг друга (1 Пет. 1:22); растут, питаясь словесным молоком (1 Пет. 2:2); развивают в жизни духовные добродетели (2 Пет. 1:5-8) и преобразовываются и созидаются в духовный дом, святое священство, чтобы служить Богу (1 Пет. 2:4-5, 9). Они являются Божьим избранным родом, царственным священством, святым племенем и особым народом, которым Бог лично владеет, чтобы им выражать Его добродетели (1 Пет. 2:9). Они воспитываются при помощи Его правительственного суда (1 Пет. 1:17; 2:19-21; 3:9, 14, 17; 4:6, 12-19; 5:6, 9), ведут превосходный образ жизни в святости и в благочестии, чтобы прославлять Его (1 Пет. 1:15; 2:12; 3:1-2), служат как хорошие домоправители Его разнообразной благодати для Его прославления через Христа (1 Пет. 4:10-11) (под образцовым пастырством старейшин — 1 Пет. 5:1-4), а также ожидают и ускоряют пришествие Господа (1 Пет. 1:13; 2 Пет. 3:12), чтобы быть богато снабжёнными входом в вечное царство Господа (2 Пет. 1:11). Кроме того, они ожидают новых небес и новой земли, на которых обитает праведность, в вечности (ст. 13), а также постоянно растут в благодати и знании нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа (ст. 18).
3) Со стороны Сатаны:
Сатана — это противник верующих, дьявол, который, как рыкающий лев, ходит вокруг, ища, кого бы пожрать (1 Пет. 5:8).
4) Со стороны вселенной:
Падшие ангелы были осуждены и ожидают вечного суда (2 Пет. 2:4); древний нечестивый мир был уничтожен потопом (2 Пет. 2:5; 3:6); нечестивые города были превращены в пепел (2 Пет. 2:6); лжеучителей и еретиков-насмешников в отступничестве, а также человечество в его порочном образе жизни постигнет суд к уничтожению (2 Пет. 2:1, 3, 9-10, 12; 3:3-4, 7; 1 Пет. 4:5); небеса и земля будут сожжены (ст. 7, 10-11); а все мёртвые люди и все бесы подвергнутся суду (1 Пет. 4:5). Затем придут новые небеса и новая земля как новая вселенная, в которой вечно будет обитать Божья праведность (ст. 13).
Павел в своих трудах тоже говорил обо «всём этом» (за исключением новых небес и новой земли). Поэтому Пётр сослался на труды Павла, чтобы подкрепить собственные труды, особенно в том, что касается Божьего правительственного и воспитательного суда над верующими. Павел решительно и неоднократно подчёркивал этот вопрос в своих трудах (1 Кор. 11:30-32; Евр. 12:5-11, 12:29; 2:3; 4:1; 6:8; 10:27-31, 39; 1 Кор. 3:13-15; 4:4-5; 2 Кор. 5:10; Рим. 14:10). Судя по всему, именно по этой причине Пётр дал высокую оценку трудам Павла.
Сколько красоты и превосходства в этой высокой оценке! Хотя коринфяне пытались разделить Петра и Павла согласно своим разделяющим предпочтениям (1 Кор. 1:11-12), Пётр дал высокую оценку Павлу, сказав, что Павел, подобно ему, учил «всему этому» и что труды Павла нельзя искажать, а следует воспринимать так же, как «остальные Писания», относиться к ним с таким же уважением, как к Ветхому Завету. То, что Пётр дал такую высокую оценку, — это не мелочь, потому что именно его Павел укорил лицом к лицу относительно новозаветной веры (Гал. 2:11-21). Отсюда видно, что Пётр смело признал, что, хотя ранние апостолы, такие как Иоанн, Павел и он сам, отличались друг от друга по стилю, терминологии, манере выражаться, определённым аспектам своих взглядов и тому, как они излагали свои учения, — все они участвовали в одном и том же едином служении, служении Нового Завета (2 Кор. 3:8-9; 4:1). Такое служение преподносит людям в качестве своего средоточия всеобъемлющего Христа как воплощение Триединого Бога, который, пройдя процесс воплощения, человеческого жития, распятия, воскресения и вознесения, раздаёт Себя через искупление Христа и посредством действия Святого Духа в Своих искупленных людей как их единую долю жизни и как их жизненное снабжение и всё для них ради созидания церкви как Тела Христова, завершающегося полным выражением Триединого Бога, Его полнотой, согласно вечному замыслу Отца.