Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
Гл.
-
Главы книги «Евангелие по Матфею»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28
Чтения
Закладки
Мои чтения
  • Слова в «то время» соединяют эту главу с гл. 11. В то время, когда Господь призывал людей обрести покой от стараний соблюсти закон и религиозные правила, Он пошёл через засеянные поля в субботу и Его ученики начали срывать колосья и есть, нарушая, как могло показаться, субботу.

  • Суббота была учреждена для того, чтобы евреи помнили о завершении Божьего творения (Быт. 2:2), хранили знак заключённого с ними Божьего завета (Иез. 20:12) и помнили о совершённом для них Божьем искуплении (Втор. 5:15). Поэтому осквернить субботу было серьёзным проступком в глазах религиозных фарисеев. С их точки зрения, это не разрешалось законом, не разрешалось Писаниями. Но их знание Писаний было недостаточным. Опираясь на свои скудные знания, они заботились об обряде соблюдения субботы, а не о том, что люди голодны. Как это глупо — соблюдать пустой обряд!

  • Фарисеи сказали, что ученикам Господа не разрешается срывать в полях колосья и есть; таким образом, они осудили учеников за то, что те поступали вопреки Писаниям. Но Господь ответил: «Неужели вы не читали..?» — указав им на другой аспект Писаний, который оправдывал Его и Его учеников. Таким образом фарисеи были осуждены за недостаточное знание Писаний.

  • Эти слова Господа подразумевают, что Он действительный Давид. В древности Давид и его последователи, когда их отвергли, вошли в дом Божий и ели хлебы Присутствия (Мф. 12:4), нарушая, как могло показаться, левитский закон. Теперь были отвергнуты действительный Давид и Его последователи, и ученики совершили некоторое действие — стали срывать колосья и есть, нарушая, как могло показаться, правило субботы. Никто не осуждал Давида и его последователей, и точно так же не следовало осуждать Христа и Его учеников.

    Кроме того, эти слова Господа подразумевают устроительный переход от священства к царству. В древности приход Давида изменил устроение: век священников сменился веком царей, в котором цари были выше священников. В веке священников вождь народа был обязан слушать священника (Числ. 27:21-22), но в веке царей священник был обязан повиноваться царю (1 Цар. 2:35-36). Поэтому то, что сделал царь Давид и его последователи, не было противозаконным. Теперь приход Христа снова изменил устроение: на этот раз век закона сменился веком благодати, в котором Христос выше всех. Всё, что Он делает, правомерно.

  • Здесь Господь указал фарисеям на ещё один случай в Писаниях, показав, как плохо они знают Писания.

  • Господь открыл фарисеям, что Он больше, чем храм. Это указывало на ещё один поворот: поворот, в котором исполнился прообраз, поворот от храма к личности. В случае с Давидом произошёл поворот от одного века к другому. В этом случае — случае со священниками — произошёл поворот от храма к личности, которая больше, чем храм. Если священники, занимавшиеся делами в храме в субботу, были невиновны, то как могли быть виновны ученики Господа, которые в субботу занимались делами в Том, кто больше храма? В первом случае царь нарушил левитское правило; во втором случае священники нарушали субботнее правило. Согласно Писаниям, никто из них не был виновен. Поэтому то, что Господь сделал здесь, было правомерно с точки зрения Писаний.

  • Здесь Господь указал на третий поворот: поворот, утверждающий Его права, поворот от субботы к Господину субботы. Будучи Господином субботы, Он имел право менять правила в отношении субботы. Таким образом, Господь объявил осуждавшим Его фарисеям тройное определение. Он был действительным Давидом, большим храмом и Господином субботы. Поэтому Он мог делать в субботу всё, что хотел, и что бы Он ни делал, это было оправдано Им Самим. Он был выше всех обрядов и правил. Поскольку там присутствовал Он, не следовало обращать внимания ни на какие обряды и правила.

  • В этой главе описано движение Господа во время двух суббот (Лк. 6:1, 6). Сделанное Им в первую субботу показывает, что Он заботился о Себе как о Главе Тела. Будучи Главой, Он является всем: действительным Давидом, бо́льшим храмом и Господином субботы. Сделанное Им во вторую субботу означает, что Он заботился о Своих членах. В эту субботу Он исцелил сухую руку человека, уподобив этого человека овце (Мф. 12:11-12). Рука — это член тела, а овца — это член стада. Господь готов сделать всё, чтобы исцелить Своих членов, чтобы помочь Своим падшим овцам. Суббота это или не суббота, для Господа важно исцелить мёртвых членов Его Тела. Правила для Него не имеют значения — для Него важнее всего помочь Его падшим овцам.

  • Господь сказал этому человеку слово: «Вытяни свою руку». В слове Господа была оживляющая жизнь. Вытянув руку, человек принял животворящее слово Господа, и его сухая рука опять стала здоровой благодаря жизни, которая заключена в Его слове.

  • В глазах религиозных фарисеев Господь, нарушая субботу, уничтожал завет Бога с народом Израиля, т. е. уничтожал связь между Богом и Израилем. Поэтому они держали совет против Него, как бы им уничтожить Его. Из-за нарушения субботы иудейские приверженцы религии отвергли небесного Царя.

  • Греческое слово означает «мальчик-прислуга».

  • Отсюда ясно видно, что, будучи отвергнут иудеями, небесный Царь с Его небесным царством обратится к язычникам и что язычники примут Его и будут полагаться на Него (Мф. 12:21).

  • Или: «праведность», «(праведный) суд». То же в Мф. 12:20.

  • Евреи часто делали из тростника флейты. Когда тростинка надламывалась, её переламывали. Кроме того, они делали факелы из льна, который может гореть, будучи пропитан маслом. Когда масло кончалось, лён начинал дымить и его гасили. Среди людей Господа некоторые подобны надломленной тростинке, которая не может издавать музыкальных звуков; другие подобны дымящему льну, который не может давать яркого света. Однако Господь не переломит надломленных и не погасит дымящих.

  • Греческое слово обозначает факел, сделанный из льна.

  • Слепой и немой человек обозначает того, у кого нет духовного зрения, т. е. того, кто неспособен видеть Бога и всё духовное и поэтому неспособен хвалить Бога и говорить за Бога. Таково истинное состояние всех падших людей.

  • Отсюда видно, что они признали Христа своим Мессией, своим Царём.

  • Сатана является правителем этого мира (Ин. 12:31) и правителем власти воздуха (Эф. 2:2). У него есть своя власть (Деян. 26:18) и свои ангелы (Мф. 25:41), которые ему подчиняются: начальства, власти и мироправители тьмы этого мира (Эф. 6:12). Таким образом, у него есть своё царство, власть тьмы (Кол. 1:13).

  • Дух Божий — это сила царства Божьего. Где властвует Дух Божий, там царство Божье и там у бесов нет возможности что-либо сделать.

  • Здесь говорится о царстве Божьем, а не о царстве небес. Даже к этому времени царство небес ещё не пришло. Что же касается царства Божьего, то оно уже присутствовало.

  • Дом здесь обозначает царство Сатаны.

  • Сильный — это Сатана, лукавый.

  • Или: «орудия», «инструменты»; отсюда — значения «добро», «имущество». Падшие люди, находясь во власти Сатаны, являются его сосудами, т. е. его орудиями, и используются им. Они являются его добром, которое хранится в его доме, его царстве.

  • Отсюда видно, что Господь, когда изгонял бесов, сначала связывал Сатану.

  • Хулить Духа — это не то же самое, что оскорблять Духа (Евр. 10:29). Оскорбить Духа — значит сознательно ослушаться Его. Это делают многие верующие. Если они исповедают этот грех, они будут прощены и очищены кровью Господа (1 Ин. 1:7, 9). Однако хулить Духа — значит клеветать на Него, как это делали фарисеи в Мф. 12:24. Господь изгнал беса Духом, но фарисеи, видя это, сказали, что Господь изгоняет бесов Веельзевулом, правителем бесов. Это была хула на Духа. При такой хуле отвержение небесного Царя фарисеями достигло высшей точки.

  • В домостроительстве Триединого Бога Отец составил план искупления (Эф. 1:5, 9), Сын совершил искупление согласно плану Отца (1 Пет. 2:24; Гал. 1:4), а Дух достигает грешников, применяя искупление, которое совершил Сын (1 Кор. 6:11; 1 Пет. 1:2). Если грешник будет хулить Сына, как это делал Савл Тарсянин, у Духа ещё будет возможность работать над ним и побудить его покаяться и уверовать в Сына, чтобы получить прощение (см. 1 Тим. 1:13-16). Но если грешник будет хулить Духа, у Духа не будет возможности работать над ним и не останется никого, кто мог бы побудить его покаяться и уверовать. Поэтому такой человек не может быть прощён. Это сообразуется не только с логикой в том, что касается здравого смысла, но и с Божьим правлением в том, что касается Божьего управляющего принципа, который раскрывают здесь слова Господа.

  • В правительственном управлении Бога Его прощение является устроительным. Для Своего управления Он запланировал различные века. Период от первого пришествия Христа до вечности устроительно делится на три века:
    1) этот век, нынешний век, от первого пришествия Христа до Его второго пришествия;
    2) грядущий век, тысячелетие, тысяча лет для воссоздания и небесного царствования, от второго пришествия Христа до конца старого неба и старой земли;
    3) вечность, вечный век нового неба и новой земли.
    Божье прощение в этом веке приносит грешникам вечное спасение. Это прощение даётся и грешникам, и верующим. Божье прощение в грядущем веке связано с устроительной наградой верующих. Если верующий после спасения согрешит и если, прежде чем он умрёт или прежде чем вернётся Господь, он не очистится посредством исповеди и очищения кровью Господа (1 Ин. 1:7, 9), то этот грех не будет прощён в этом веке, а останется и подвергнется суду у судного престола Христа (2 Кор. 5:10). В этом случае верующий не получит в награду царство, т. е. не будет участвовать с Христом в славе и радости в проявлении царства небес, а подвергнется наказанию для очищения от греха и будет прощён в грядущем веке (Мф. 18:23-35). Такого рода прощение сохранит за верующим вечное спасение, но не позволит ему участвовать в славе и радости грядущего царства.

  • Букв. «из плода».

  • Греческое слово означает «неработающее». Праздное слово — это неработающее слово, недейственное слово, слово, которое не имеет положительной функции и является бесполезным, непригодным, бесплодным и пустым. Те, кто говорил такие слова, за каждое из них дадут отчёт в день суда. Если так, то тем более нам придётся отчитываться за каждое порочное слово!

  • Какое предостережение! Мы обязаны научиться управлять своей речью и ограничивать её.

  • Знамение — это чудо, имеющее некое духовное значение. Иудеи всегда ищут знамений (1 Кор. 1:22).

  • Под веком в Мф. 12:32 понимается время; под поколением здесь понимаются люди.

  • Сердце земли называется «преисподними частями земли» (Эф. 4:9) и адом (Деян. 2:27). Господь сошёл туда после Своей смерти. Ад, то же, что «Шеол» в Ветхом Завете (см. прим. Мф. 11:23), делится на две области: область мучений и область утешения (Лк. 16:23-26). Область утешения — это рай, куда отправился Господь со спасённым грабителем, после того как они умерли на кресте (Лк. 23:43). Таким образом, «сердце земли», «преисподние части земли», «ад» и «рай» — это синонимичные термины, которые обозначают то место, где Господь находился три дня и три ночи после Своей смерти и до Своего воскресения.

  • Греческое слово, переведённое здесь как «большее» и употреблённое также в Мф. 12:42, означает «лучшее по качеству и большее по количеству». Это не то же самое слово, которое переведено как «большее» в ст. 6 и которое означает «больший по внешним размерам или степени». Как Пророк, которого Бог послал к Своему народу (Втор. 18:15, 18), Христос больше, чем пророк Иона. Иона был пророком, который обратился от Израиля к язычникам и был помещён в чрево большой рыбы. Пробыв там три дня, он вышел и стал знамением, призывавшим то поколение к покаянию (Ион. 1:2, 1:71; 3:2-10). Это был прообраз Христа: Ему предстояло обратиться от Израиля к язычникам, быть погребённым в сердце земли на три дня и затем быть воскрешённым и стать знамением, призывающим это поколение к спасению.

  • См. прим. Мф. 12:41. Как Сын Давида, как Царь, Христос больше, чем царь Соломон. Соломон построил храм Божий и говорил слово мудрости. К нему пришла языческая царица (3 Цар. 6:2, 3; 10:1-8). Это тоже был прообраз Христа: Он строит церковь, делая её храмом Божьим, и говорит слово мудрости. К Нему обращаются ищущие язычники.

    Этот прообраз, а также прообраз в Мф. 12:41, показывает, что Христу — и как посланному Богом Пророку, и как помазанному Богом Царю — предстояло обратиться от Израиля к язычникам, о чём пророчески говорится в Мф. 12:18, 21.

    С исторической точки зрения царь Соломон предшествовал пророку Ионе, но с точки зрения духовного значения первым, как написано у Матфея, был Иона. Это ещё раз показывает, что изложение событий у Матфея ведётся не в исторической последовательности, а в последовательности, соответствующей доктрине (см. прим. Мф. 8:161, абз. 2). С точки зрения доктрины Христос сначала должен был умереть и быть воскрешённым, а уже затем Он строит церковь и говорит слово мудрости. Смерть и воскресение Христа — это настоящее знамение для этого поколения: и для иудеев, и для язычников (1 Кор. 1:22, 24).

  • Нечистый дух, т. е. бес (Мф. 12:22), ищет покоя, но не может найти его в безводных местах, потому что пристанищем для бесов, после того как Бог произвёл суд водой в Быт. 1:2, стало море. (См. «Жизнеизучение Бытия», сообщение 2.) Поскольку бес не может найти покой в сухих местах, он возвращается в человеческое тело, которым он раньше владел, и поселяется в нём (Мф. 12:44-45).

  • С точки зрения доктрины, Мф. 12:43 является продолжением Мф. 12:22. Между этими двумя стихами описывается то, как иудеи отвергают Христа, а Христос оставляет их. Здесь Господь уподобил злое поколение отвергающих Его иудеев человеку, который одержим бесом. В глазах Господа отвергавшие Его иудеи были подобны людям, одержимым бесами. Знамения Ионы и Соломона показывают, что язычники покаются, а случай с одержимым показывает, что отвергающие Господа иудеи не покаются. Они лишь выметут грязь и займутся украшением, добавив себе для красоты что-то хорошее. Они не примут Христа и не позволят Ему наполнить их. Напротив, они останутся пустыми и незанятыми. Таково фактическое состояние сегодняшних евреев. Перед концом этого века они будут в семь раз более одержимы бесами и состояние их будет хуже, чем когда-либо.

  • Отсюда видно, что небесный Царь отказался от Своего родства согласно плоти с иудеями. В этой главе отвержение Христа иудеями достигло своей высшей точки и вынудило Христа полностью оставить их. В этот момент начался разрыв между ними и Христом, и они были отрезаны от Христа (Рим. 11:17, 19-20).

  • После разрыва с иудеями Христос обратился к язычникам. Отныне Его родство с последователями было родством не согласно плоти, а согласно духу. Кто исполняет волю Его Отца, тот брат, который помогает Ему, сестра, которая сочувствует Ему, и мать, которая нежно любит Его.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках