Букв. «древних», «старых».
Букв. «древних», «старых».
Более чинное и торжественное обращение, чем просто «братья».
Это было единственное в своём роде совещание, в котором участвовали апостолы вселенской церкви и старейшины поместной церкви в Иерусалиме. Эти две группы занимали ведущее положение в новозаветном движении Господа на земле. На этом совещании не было председателя — председательствующим был Дух (ст. 28), пневматический Христос, Глава церкви (Кол. 1:18) и Господь всех (Деян. 10:36). Слова «произошло долгое обсуждение» (ст. 7) показывают, что на совещании каждый имел право высказаться. Решение было принято на основе:
1) свидетельства, которым поделился Пётр (ст. 7-11);
2) фактов, которые изложили Варнава и Павел (ст. 12);
3) заключительного слова, с которым выступил Иаков (ст. 13-21), занимавший ведущее положение среди апостолов и старейшин в Иерусалиме (Деян. 12:17; 21:18; Гал. 1:19; 2:9) в силу влияния, которое он оказывал на верующих своей набожностью (см. прим. Иак. 1:41б).
См. прим. Деян. 15:14д.
См. прим. Деян. 15:13г.
См. прим. Мф. 3:71а.
Деян. 26:5; ср. Деян. 5:17; 24:5, 14; 28:22
Деян. 15:4, 22, 41; Деян. 5:11
Когда Павел, Варнава и некоторые другие пошли в Иерусалим, это было движение церкви, а не их собственное движение как отдельных людей. Они действовали не сами по себе, отдельно от церкви, а совокупно, в церкви и вместе с церковью. Это было движение Тела Христова.
Павел, Варнава и некоторые другие отправились к апостолам и старейшинам в Иерусалим не потому, что Иерусалим был штаб-квартирой Божьего движения, и не потому, что церковь в Иерусалиме была главной церковью, управлявшей другими церквями, а потому, что Иерусалим был тем источником, откуда пришло еретическое учение об обрезании. Чтобы решить эту проблему и устранить корень беспокойства, им нужно было обратиться к источнику. В отличие от ситуации в Римско-католической церкви, у Божьего движения на земле, согласно Божьему новозаветному домостроительству, нет штаб-квартиры и не существует главной церкви, которая управляла бы другими церквями. Штаб-квартира движения Бога в Его новозаветном домостроительстве находится на небесах (Отк. 4:2-3; 5:1), а правит всеми церквями Христос, Глава церкви (Кол. 1:18; Отк. 2:1).
Деян. 15:4, 6, 22-23; Деян. 11:30; 16:4
Или: «от основания мира».
Букв. «сужу».
Отсюда видно, что в своём заключительном слове Иаков по-прежнему был под сильным влиянием Моисеева закона из-за своих прочных иудаистских корней (см. прим. Иак. 1:261 и прим. Иак. 2:101). Влияние этих корней сохранилось даже к тому времени, когда Павел в последний раз посетил Иерусалим (Деян. 21:20-26).
См. прим. Иак. 2:21.
Деян. 15:3, 4, 41
ср. Деян. 1:23
См. прим. Деян. 11:21а и прим. Деян. 10:141а. В Божьем новозаветном домостроительстве соблюдение обрезания делает Христа бесполезным для верующих.
Это сводит на нет веру в Божьем новозаветном домостроительстве и является настоящей ересью. Поэтому «какие-то люди», которые учили братьев-христиан этой ереси, были, возможно, как раз теми, кого Павел в Гал. 2:4 считал лжебратьями.
С твёрдым намерением оказать иудаистское влияние на верующих из язычников.
Отсюда видно, что для Бога важны не внешние законнические предписания, которые не могут очистить внутреннее существо человека, а внутреннее очищение человеческого сердца. Это перекликается с тем, что Господь подчеркнул в Мк. 7:1-23. Человеческое сердце может очистить только Святой Дух божественной жизнью, а никак не внешние предписания мёртвых букв.
Ярмо закона, которое было узами в рабстве (Гал. 5:1 и прим. Гал. 5:14в). Требовать от людей, чтобы они соблюдали закон рабства, — значит не только порабощать людей, но и испытывать Бога. Даже Бог не мог и не хотел заставлять человека соблюдать закон мёртвых букв.
Эта благодать включает в себя личность Господа (см. прим. Гал. 2:211а) и Его искупительную работу (Рим. 3:24). Пётр и верующие из иудеев были спасены этой благодатью, а не соблюдением Моисеева закона. В том, что касается Божьего спасения, соблюдение закона не имеет никакого значения ни для иудеев, ни для язычников.
См. прим. 1 Кор. 12:283г.
В некоторых рукописях этот стих опущен.
Более чинное и торжественное обращение, чем просто «братья».
Царство Израиля. Отстроить шатёр Давида — значит воссоздать царство Израиля (Деян. 1:6).
Или: «которые названы Моим именем».
Гал. 1:7; 2:4; 5:10, 12; ср. Тит. 1:10-11
Букв. «передали», «отдали».
Букв. «свои души». Имеется в виду не только их жизнь, но и само их существо, которое они отдали за имя Господа.
Варнава и Павел были людьми, чьи жизни были отданы за имя Господа (ст. 26), однако сразу же после их победы в борьбе за веру против ереси, связанной с обрезанием, между ними возник настолько острый спор, связанный с родственником одного из них, что они отделились друг от друга. Ответственность за этот неприятный эпизод, видимо, лежит на Варнаве, так как после этого случая он больше не появляется в божественном повествовании Деяний о движении Господа в Божьем новозаветном домостроительстве. Причиной его поражения, возможно, было его природное родство с Марком, его двоюродным братом (Кол. 4:10), который в силу каких-то отрицательных причин оставил Варнаву и Павла во время их первого путешествия служения (Деян. 13:13 и прим. Деян. 13:131). Марк впоследствии был восстановлен и вернулся в служение Павла (2 Тим. 4:11; Флм. 1:24), однако с Варнавой этого не произошло. Разногласия, которые возникают среди соработников из-за личных связей, ужасны! Хорошо запомните это!
Так Павел начал своё второе путешествие служения, закончившееся в Деян. 18:22.