То же, что Вавилон.
То же, что Вавилон.
Бог строит из камней (3 Цар. 6:7; Мф. 16:18; Ин. 1:42; 1 Кор. 3:12; 1 Пет. 2:5; Отк. 21:18-20), которые Бог создаёт Своей божественной работой посредством творения и преобразования, а город Вавилон и Вавилонская башня были построены из кирпичей (ср. Исх. 1:11, 14), которые человек изготавливает своим трудом, обжигая сотворённую Богом землю.
Земля предназначена для того, чтобы из неё росла жизнь (Быт. 1:11). Делать кирпичи — значит убивать, выжигать, в земле тот элемент, благодаря которому растёт жизнь. Как символ, земля обозначает человечество (Быт. 2:7; 3:19; Мф. 13:3-8 и прим; 1 Кор. 15:47). Таким образом, спровоцированный Сатаной бунт убивает путём выжигания тот элемент в человеке, благодаря которому растёт божественная жизнь, и толкает человека вопреки его предназначению строить самостоятельную, безбожную жизнь.
Букв. «обожжём так, чтобы обжечь», т. е. «обожжём тщательно».
ср. Быт. 4:17
Построенный за счёт человеческого труда город означает, что человек оставил Бога и заменил Его созданной им самим безбожной культурой (см. прим. Быт. 4:172а).
Люди начали строить эту башню для того, чтобы сделать себе имя и объявить о своём бунте против Бога, о своём противостоянии Богу. Когда в Быт. 12:7-8 Авраам строит жертвенник и призывает имя Иеговы, это является противоположностью того, что было сделано здесь.
Согласно историческим свидетельствам и археологическим находкам, город Вавилон и Вавилонская башня были наполнены именами идолов. Таким образом, в Вавилоне человек последовал за Сатаной, возвысил себя, противопоставив себя Богу, отрёкся от Божьего имени, отверг Божьи права на человека и Божью власть над человеком и впал в идолослужение. Это было четвёртое падение человека — падение от человеческого правления под Божьей властью к спровоцированному Сатаной коллективному бунту всего человеческого рода против Бога (см. прим. Быт. 6:32б).
Втор. 1:28; 9:1; ср. Дан. 4:11, 22
Слова «Давайте сойдём и смешаем» показывают, что, когда строилась Вавилонская башня, Триединый Бог лично сошёл и Сам произвёл суд над этим бунтом. См. прим. Быт. 1:13.
Чтобы человечество не смогло объединиться против Него, Бог поразил взбунтовавшееся человечество разделением и путаницей: что касается проживания, человечество оказалось рассеяно, разделено, и уже не могло жить в одном месте (ст. 8-9); что касается языка, то язык был смешан, так что у людей уже не могло быть единого говорения, т. е. единого понимания, мнения и представления (ст. 7, 9). В надлежащей церковной жизни, наоборот, царят единство и согласие; у всех верующих один разум с одним мнением и одни уста с одним говорением (1 Кор. 1:10; Рим. 15:5-6; Флп. 2:2; Флп. 4:2). Ср. Деян. 2:5-11.
Взбунтовавшись при построении Вавилонской башни, человек достиг в своём падении низшей точки, в результате чего Бог был в итоге вынужден оставить сотворённый род Адама и призвать из этого рода одного человека, Авраама, чтобы у Него всё-таки осталась возможность исполнить тот замысел, который был у Него при сотворении человека (Быт. 1:26-28).
Быт. 11:4, 9; Втор. 32:8; ср. Быт. 10:25, 32
Слово «Вавилон» означает «смешение».
Быт. 11:31; 12:5; 13:1, 5; 14:12; 19:1-36; Лк. 17:28-29; 2 Пет. 2:7
Слово «Ур» означает «свет». Согласно Деян. 7:2, впервые Бог славы явился Аврааму в Уре Халдейском, когда тот был ещё в Месопотамии, прежде чем он жил в Харране (ср. ст. 31). До того как Бог впервые явился Аврааму, Авраам и его родственники служили другим богам (Иис. Н. 24:2). Именно на таком тёмном фоне — в обстановке идолопоклонства, обстановке Вавилона (ст. 3-4), — Бог призвал Авраама, отца веры (Рим. 4:16; Гал. 3:7). То, что Бог пришёл к Аврааму и явился ему, принесло Аврааму свет (ср. Мф. 4:16; Деян. 9:1-3 2 Кор. 4:6) и побудило его выйти из земли сатанинского идолослужения. См. прим. Деян. 7:22б и прим. Евр. 12:22.
Бог пришёл и призвал Авраама, чтобы у Него было новое начало в отношении падшего человека. Призвав Авраама, Бог совершил переход от одного рода к другому — переход от сотворённого рода Адама к призванному роду Авраама (см. прим. Рим. 4:161). Переход к другому роду в Божьем призвании — это на самом деле переход к другой жизни, переход от жизни Адама к жизни Христа (Гал. 2:20; Флп. 1:21), от падшей жизни старого творения к другой жизни, которая сильнее и лучше, — жизни нового творения, несотворённой жизни Бога. Процесс этого перехода к другой жизни изображён в последующих главах Бытия в виде объединённых переживаний Авраама, Исаака и Иакова.
Халдея была бесовским местом, страной идолослужения, в Месопотамии — области, находившейся между двумя великими реками, Евфратом и Тигром. Поэтому, чтобы из Халдеи, страны идолослужения, перейти в добрую землю, в землю Ханаана, Аврааму, первому еврею (Быт. 14:13 и прим.), нужно было перейти Евфрат. См. прим. Евр. 1:12, абз. 2 и прим. Евр. 11:132
Авраам вышел из Халдеи, но, вместо того чтобы, согласно Божьему призванию (Деян. 7:3), идти в Ханаан, он поселился в Харране. Это говорит о том, что Авраам не захотел в полной мере откликнуться на Божий призыв.
Согласно Деян. 7:2-3, Бог явился Аврааму в Уре Халдейском и призвал его, сказав: «Выйди из твоей земли и из твоей родни и войди в землю, которую Я покажу тебе». Тогда Бог впервые явился Аврааму и призвал его. Однако Авраам не принял Божьего призвания сразу же и некоторое время оставался в Уре. После смерти Арана, брата Авраама (ст. 28), Бог в Своём всевластии побудил отца Авраама, Фарру, переселиться со своей семьёй из Ура в Харран. Таким образом, выход из Ура произошёл не по инициативе Авраама, а по инициативе его отца. См. Деян. 7:4 и прим.
ср. Быт. 17:15
Имя «Сара» означает «моя княгиня».