Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
Гл.
-
Главы книги «2-е послание Петра»
1 2 3
Чтения
Закладки
Мои чтения
  • Показав верующим (в гл. 1) богатое обеспечение божественной жизни и сияющее озарение божественной истины и тем самым обеспечив поддержание жизни и сделав им «прививку» — предохранив от яда отступничества, в этой главе апостол, оставаясь верным, показал верующим в качестве предостережения страшное содержание отступничества и его ужасный результат. Это предостережение очень сходно с предостережением в Иуд. 1:4-19.

  • Или: «привносить незаконным путём». Букв. «вносить попутно», «вносить окольным путём». Это слово означает «вводить новую тему, к которой слушатели не подготовлены». Здесь оно означает, что лжеучители привносили и вводили свои лжеучения попутно с истинными учениями.

  • Греческое слово означает «выбор точки зрения (доктрины), отличающейся от общепринятой»; «самостоятельно выбранные доктрины, отличные от истины» (Г. Алфорд). Такие доктрины вызывают разделение и производят секты. Это слово употребляется также в Деян. 5:17; 15:5; 24:5, 14; 26:5; 28:22; 1 Кор. 11:19 и Гал. 5:20 а также в Тит. 3:10 в форме прилагательного — «еретический» (букв. «еретический человек»; переведено как «раскольник»). Здесь оно обозначает ложные и еретические доктрины, привнесённые лжеучителями, еретиками. Такие доктрины подобны доктринам сегодняшнего модернизма.

  • Подразумевается личность Господа и Его искупительная работа. Лжеучители во времена Петра, подобно сегодняшним модернистам в их отступничестве, отрекались и от личности Господа как Владыки, и от Его искупления, которым Господь купил верующих.

  • В этом Послании Пётр использовал три различных греческих слова, говоря о последствиях отступничества под Божьим правительственным судом:
    1) «Апо́ллюми» означает «полностью уничтожить»; в среднем залоге — «погибнуть», как в 2 Пет. 3:6. Имеется в виду не прекращение существования, а порча, утрата (не существования, а благополучия). В Мф. 10:28; 22:7; Мк. 12:9; Лк. 17:27, 29; Ин. 3:16; 10:28; 17:12; 1 Кор. 10:9-10; 2 Кор. 2:15; 4:3; 2 Фес. 2:10 и Иуд. 1:5, 11 это слово раскрывает дополнительные подробности, связанные с Божьим правительственным судом. В 2 Пет. 3:9 оно обозначает наказание в Божьем правительственном воспитании.
    2) «Апо́лейа», родственное слову «апо́ллюми», обозначает утрату (благополучия, а не существования), разрушение, уничтожение или гибель (физическую, духовную или вечную). Это слово переведено как «уничтожающие» и «уничтожение» в 2 Пет. 2:1 и как «уничтожение» 2 Пет. 2:3; 3:7, 16. Это же слово используется для обозначения различных результатов Божьих разнообразных судов (см. прим. 1 Пет. 1:17, абз. 2). В случаях, подобных тем, которые описаны в 2 Пет. 2:1, 3; 3:7; Ин. 17:12; Рим. 9:22; Флп. 1:28; 3:19; 2 Фес. 2:3 и Отк. 17:8, 11, оно обозначает вечную гибель. В случаях, подобных тем, которые описаны в 2 Пет. 3:16 (см. прим. 2 Пет. 3:164) и Евр. 10:39 (см. прим. Евр. 10:392), оно обозначает наказание в Божьем правительственном воспитании, а не вечную гибель. В Мф. 7:13 и 1 Тим. 6:9 оно означает принцип, действующий в каждом из случаев.
    3) «Фтора́» обозначает растление, ведущее к уничтожению; уничтожение, приносимое растлением; уничтожение посредством растления (применительно к нравственности, душе и телу). Оно переведено как «растление» в 2 Пет. 1:4 и 2 Пет. 2:19 и как «уничтожение» и «растление» в 2 Пет. 2:12 однокоренной глагол употреблён в будущем времени страдательного залога и переведён как «будут уничтожены» в 2 Пет. 2:12 в Иуд. 1:10 он употреблён в настоящем времени страдательного залога и переведён как «растлеваются». Более полно значение этого слова можно увидеть в Рим. 8:21; 1 Кор. 3:17 и прим. 1 Кор. 3:17 и прим. 1 Кор. 3:172; 1 Кор. 15:33; 2 Кор. 7:2; 11:3; Гал. 6:8; Отк. 11:18 и Отк. 19:2.

  • Букв. «последуют до конца».

  • Т. е. тропа христианской жизни согласно истине, т. е. согласно действительности содержания Нового Завета (1 Тим. 2:4; 3:15; 4:3; 2 Тим. 2:15, 18; Тит. 1:1). Этот путь обозначается и другими названиями в соответствии с его различными достоинствами, например «прямой путь» (ст. 15 и прим. 2 Пет. 2:151; ср. Евр. 12:13), «путь праведности» (ст. 21 и прим.; Мф. 21:32), «путь мира» (Лк. 1:79; Рим. 3:17), «путь спасения» (Деян. 16:17), «путь Божий» (Мф. 22:16; Деян. 18:26), «путь Господа» (Ин. 1:23; Деян. 18:25) и «Путь» (Деян. 9:2; 19:9, 23; 22:4; 24:22). На него клевещут, называя его путём ереси (Деян. 24:14).

  • В Первом послании Петра подчёркивается Божий правительственный суд (1 Пет. 4:17-18). Во Втором послании Петра эта тема продолжается. Под Божьим правлением падшие ангелы были схвачены и сберегаются для суда (ст. 4), а век потопа и города Содом и Гоморра подверглись суду (ст. 5-9). Но особенно серьёзный суд Бог произведёт над новозаветными еретиками (ст. 10). И все нечестивые подвергнутся суду и будут уничтожены в день, когда небеса и земля будут сожжены огнём (2 Пет. 3:7). Поэтому Бог справедливости и святости начал Свой правительственный суд с собственного дома — с верующих. См. прим. 1 Пет. 1:17, абз. 2.

  • Т. е. с давних времён, как показывают примеры в ст. 4-9.

  • См. прим. 2 Пет. 2:15, пункт 2.

  • Падшие ангелы (см. прим. 1 Пет. 3:193 и прим. Отк. 12:41), которые, согласно последовательности исторических фактов, изложенных в этой главе, первыми пали во вселенной.

  • Мрачные глубины, в которых падшие ангелы заключены, как в тюрьме. См. прим. 1 Пет. 3:194.

  • Или: «до».

  • Суд великого дня (Иуд. 1:6), т. е. вероятно, суд великого белого престола, производимый над всеми мёртвыми и бесами, а также, вероятно, над падшими ангелами (Отк. 20:11-15). Это логично: все ангелы, бесы и люди, которые присоединились к Сатане в его бунте, будут судимы в одно и то же время, одним и тем же образом и с одинаковым результатом сразу же после того, как их злой предводитель подвергнется суду и будет брошен в огненное озеро (Отк. 20:10), в которое будут брошены и они. См. прим. 1 Пет. 1:17, абз. 2.

  • То, каким является человек: праведным и благочестивым или неправедным и нечестивым, имеет большое значение с точки зрения Божьего правительственного суда (ст. 5-9). Быть праведным — значит быть правым по отношению к человеку перед Богом, а быть благочестивым — значит выражать Бога перед человеком. Таким был образ жизни, который вели Ной и Лот, и этот образ жизни уберёг их от правительственного суда Бога согласно Его праведности.

  • Или: «сокрушение».

  • Т. е. жить в плоти в человеческих вожделениях, а не в воле Божьей; исполнять желание язычников (1 Пет. 4:2-3) и вести суетный, нечестивый образ жизни (1 Пет. 1:18).

  • Беспринципные люди; употреблённое здесь греческое слово отлично от того, которое переведено как «беззаконный» в ст. 8. «Беззаконниками» здесь названы в первую очередь те, кто нарушает закон природы и совести.

  • Те, кто, подобно Ною и Лоту (ст. 5, 7), ведёт благочестивую жизнь, в отличие от тех, кто живёт нечестиво (ст. 6).

  • Те, кто, подобно людям во времена Ноя и жителям Содома и Гоморры (ст. 5-7), ведёт неправедную жизнь, развратный образ жизни беззаконников.

  • Или: «до».

  • День окончательного суда, суда у великого белого престола (см. прим. 2 Пет. 3:74, прим. 2 Пет. 2:44 и прим. Иуд. 1:6).

  • См. прим. 1 Пет. 1:17, абз. 2.

  • Отсюда и до конца главы предметом обличения снова становятся лжеучители и их последователи, которые впервые подверглись обличению в ст. 1-3. Подвергшись Божьим правительственным мерам, они особенно будут сберегаться наказанными для дня суда, потому что идут вслед за плотью, для удовольствия потворствуют вожделению осквернения и растлевающей роскоши и презирают правление Господа, бунтуя против власти Господа (ст. 10, 13-14, 18). Тем самым они становятся людьми, которые подобны:
    1) неразумным животным (ст. 12);
    2) пятнам и порокам среди верующих, являющихся Божьим сокровищем (ст. 13);
    3) Валааму — так как оставляют прямой путь ради неправедной выгоды (ст. 15);
    4) безводным родникам и туманам, гонимым бурей (ст. 17-19);
    5) псам и свиньям — так как оскверняются и внутренне, и внешне (ст. 20-22).

  • Имеются в виду вообще все, кто имеет власть править, включая, конечно же, Господа Христа, который был помазан и поставлен Богом и который является центром божественного правления, владычества и власти (Деян. 2:36; Эф. 1:21; Кол. 1:16).

  • Себялюбивы; ищут удовольствия для себя.

  • Букв. «славы»; имеются в виду в широком смысле и ангелы, и люди, облечённые силой и властью (ст. 11; Иуд. 1:9; Тит. 3:1-2).

  • Здесь сказано обобщённо: «ангелы» и «против них», т. е. против «высших» в ст. 10, но в Иуд. 1:9 в связи с тем же случаем названы конкретно архангел Михаил и дьявол.

  • Чтобы соблюсти порядок власти в Божьем правлении.

  • Или: «не имеющие рассудка», т. е. не воспринимающие нравственные категории. Высшим органом восприятия внутри человека является его дух, ведущей частью которого является совесть. С тех пор как человек пал, человеком согласно Божьему правлению правит совесть. Некоторые люди сделались бесчувственными (Эф. 4:19 и прим.) и отказались от ощущения своей совести, отрёкшись от Бога (Рим. 1:23-32). К этой категории относятся и еретики первого столетия, такие как саддукеи в древнем иудаизме (Деян. 23:8), и модернисты в сегодняшнем христианстве. Они окончательно отреклись от Господа, так что их совесть прожжена и утратила своё ощущение (1 Тим. 4:2 и прим. 1 Тим. 4:2), как если бы у них вообще не было духа (Иуд. 1:10, ср. Иуд. 1:19). Тем самым они становятся подобны неразумным животным, тварям, которые следуют своим инстинктам, будучи рождены природными для того, чтобы их уловил, посредством их вожделений, Сатана, уничтожающий людей, и чтобы они были растлены к уничтожению. Приведённое здесь описание показывает нам, что падшие люди могут быть подобны неразумным животным!

  • Букв. «живые существа» (в том числе человек); это слово обозначает людей, которые живут подобно животным.

  • Букв. «к ловле и уничтожению»; отсюда видно, что они обречены на то, что их поймают для уничтожения, на то, чтобы сделаться рабами растления (ст. 19). Благодаря снабжению жизни посредством божественного обеспечения (2 Пет. 1:3-4) мы способны избежать этого растления, приводящего к уничтожению. См. прим. 2 Пет. 2:15, пункт 3.

  • Это же греческое слово переводится как «растление».

  • Это же греческое слово переводится как «растлены»; имеется в виду уничтожение, вызванное растлением.

  • В некоторых рукописях: «получают плату за неправедность».

  • Т. е. расплату за неправедные дела.

  • Для подлинных верующих, являющихся Божьим сокровищем, потворствующие вожделению еретики — это то же, что пятна и пороки для драгоценных камней.

  • Букв. «прелюбодейки».

  • Идти прямым путём, таким как путь истины (ст. 2 и прим. 2 Пет. 2:22) и путь праведности (ст. 21 и прим. 2 Пет. 2:211), — значит вести прямую, правую жизнь, в которой нет искривлённого и перекошенного, нет неправедности.

  • Букв. «последовав до конца».

  • Валаам не был лжепророком — это был подлинный языческий пророк, но он полюбил плату за неправедность (Числ. 22:5, 7; Втор. 23:4; Неем. 13:2; Отк. 2:14).

  • Т. е. ослица.

  • Иссохшие учителя-еретики — это безводные родники и туманы, гонимые бурей, т. е. безводные облака, уносимые ветрами (Иуд. 1:12), так как у них нет ничего жизненного, чтобы удовлетворить нужду жаждущих.

  • Это также Божьи правительственные меры.

  • Или: «поступающих», «ведущих себя».

  • См. прим. 2 Пет. 2:15, пункт 3.

  • Или: «тому он и стал рабом».

  • Идти путём праведности — значит вести жизнь, которая является правильной и по отношению к Богу, и по отношению к человеку; это ещё один аспект пути истины (ст. 2 и прим. 2 Пет. 2:22) и прямого пути (ст. 15 и прим. 2 Пет. 2:151). Идя этим путём, человек живёт согласно праведности Бога и может принять Его правительственный суд (ст. 3, 9) ради Его царства праведности (Рим. 14:17; Мф. 5:20). В своих Посланиях Пётр сделал акцент и на образе жизни, и на пути жизни, поскольку его писания основаны на правительственной точке зрения Божьего управления. Чтобы соответствовать правлению Того, кто свят и праведен, Божий народ должен вести не развратный и суетный (ст. 7; 1 Пет. 1:18), а святой, чистый, добрый и превосходный образ жизни (1 Пет. 1:15; 2, 3:16; 2:12; 2 Пет. 3:11), идя Божьим прямым путём праведности и истины.

  • Псы и свиньи являются нечистыми животными согласно предписаниям Божьей святости (Лев. 11:27, Лев. 11:7; Мф. 7:6 и прим. Мф. 7:6). Псы часто едят что-то грязное. Их рвёт тем, что они съели, и они поворачиваются к собственной рвоте, становясь грязными внутренне. Свиньи валяются в грязи, делаясь грязными внешне. Отрёкшиеся от Бога еретики в конечном итоге становятся подобны этим грязным животным, делаясь грязными и внутренне, и внешне. (Какого серьёзного суда заслуживают они согласно праведности Бога в Его правительственном управлении!) Поэтому они очень заразны, и верующим запрещается иметь контакты с ними (2 Ин. 1:9-11).

  • Букв. «на собственную рвоту».

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках