Отрывок 1 Ин. 2:28-29; 3:1-3 представляет собой цельный фрагмент, посвящённый праведному житию Божьих детей.
Отрывок 1 Ин. 2:28-29; 3:1-3 представляет собой цельный фрагмент, посвящённый праведному житию Божьих детей.
См. прим. 1 Ин. 2:52в.
Из Триединого Бога, который подразумевается в предыдущем стихе (см. 1 Ин. 2:29 и прим. 1 Ин. 2:292), здесь особо упомянут Отец. Он является источником божественной жизни, Тем, от кого мы рождены с помощью этой жизни. Любовь Божья была явлена в том, что Бог послал Своего Сына умереть за нас (1 Ин. 4:9; Ин. 3:16), чтобы мы получили Его жизнь и тем самым стали Его детьми (Ин. 1:12-13). Бог послал Своего Сына для того, чтобы родить нас. Поэтому любовь Божья — это рождающая любовь, особенно в Отце.
Эти слова перекликаются со словами «рождён от Него» в предыдущем стихе. Мы рождены от Отца, источника жизни, и теперь мы дети Божьи — дети, которые принадлежат Богу. Мы причащаемся жизни Отца и благодаря этому выражаем Триединого Бога.
Или: «из-за этого», «по этой причине». Поскольку мы стали детьми Божьими благодаря таинственному рождению с помощью божественной жизни, мир не знает нас.
См. прим. 1 Ин. 2:294.
Мир в неведении о том, что мы возрождены Богом; он не знает нас, потому что не узнал Самого Бога. Мир был в неведении о Боге, поэтому он в неведении и о нашем божественном рождении.
Поскольку мы дети Божьи, мы будем подобны Ему в зрелости жизни, когда Он будет явлен. Мы будем подобны Ему — вот «какие мы будем». Это ещё не явлено. Отсюда видно, что детей Божьих ждёт великое будущее с ещё более великолепным благословением: у нас будет не только божественная природа, но и божественное подобие. Причащаться божественной природы — это уже великое благословение и наслаждение, а быть подобным Богу, обладать Его подобием — это будет ещё большее благословение и наслаждение.
См. прим. 1 Ин. 2:291.
Местоимение «Он» относится к Богу в предыдущем предложении и обозначает Христа, который должен быть явлен. Это не только показывает, что Христос есть Бог, но и подразумевает Божественную Троицу. Когда будет явлен Христос, будет явлен Триединый Бог; когда мы увидим Его, мы увидим Триединого Бога; когда мы будем подобны Ему, мы будем подобны Триединому Богу.
1 Ин. 2:28; ср. 1 Ин. 3:5, 8
ср. Ин. 17:24; 1 Кор. 13:12
Видя Его, мы будем отражать Его подобие (2 Кор. 3:18), что сделает нас такими же, как Он.
Надежда быть подобным Господу, обладать подобием Триединого Бога.
Судя по контексту этого раздела, 1 Ин. 2:28-29; 3:1-24, очищать себя — значит делать праведность (ст. 7; 1 Ин. 2:29), жить праведной жизнью, которая является выражением праведного Бога (1 Ин. 1:9), выражением Праведного (1 Ин. 2:1). Для этого нужно быть чистым от любых пятен неправедности, как и Он совершенно чист. Это тоже описывает жизнь, пребывающую в Господе.
1 Ин. 3:5, 7; 2:6; 1 Ин. 4:17
См. прим. 1 Ин. 1:65. Делать грех — значит не просто совершать грех в виде отдельных поступков, а жить в грехе (Рим. 6:2), жить жизнью, которая не подчиняется принципу Божьей власти над человеком.
Т. е. состояние, при котором человек без закона, не имеет закона. Это не означает, что человек не имеет Моисеева закона (ср. Рим. 5:13), поскольку грех был в мире ещё до того, как был дан Моисеев закон. В данном случае быть без закона — значит быть без принципа Божьей власти над человеком, не подчиняться этому принципу. Делать беззаконие — значит жить жизнью, которая нарушает принцип Божьей власти над человеком и не подчиняется этому принципу. Поэтому беззаконие — это грех, и, наоборот, грех — это беззаконие.
То же греческое слово, что и в Ин. 1:29. Там Христос как Агнец Божий уносит грех мира, который пришёл в мир через Адама (Рим. 5:12). Здесь Он уносит грехи, совершаемые всеми людьми. В Ин. 1 рассматривается проблема греха в целом, включая и греховную природу, и греховные поступки. В этой главе рассматриваются только плоды греха, т. е. грехи, совершаемые человеком в повседневной жизни. Христос уносит и то и другое.
Ис. 53:5, 6, 11, 12; 1 Пет. 2:24
В Том, кто уносит и грех (греховную природу), и грехи (греховные поступки), нет греха. Поэтому Он не знал греха (2 Кор. 5:21), не совершил греха (1 Пет. 2:22) и был без греха (Евр. 4:15). Это дало Ему право унести и обитающий в человеке грех, и грехи, совершаемые человеком в повседневной жизни.
Т. е. остаётся в общении божественной жизни и ходит в божественном свете (1 Ин. 1:2-3, 6-7). См. прим. 1 Ин. 2:278.
Т. е. не грешит привычно. Это тоже является условием для жизни, пребывающей в Господе. Это не означает, что дети Божьи вообще не совершают грехов, — в отдельных случаях они могут совершить грех. Это означает, что возрождённые верующие, имеющие божественную жизнь и живущие ей, не делают греха. Их отличительное свойство и привычка состоят в том, чтобы не грешить, а пребывать в Господе. Житие верующего состоит в том, чтобы пребывать в Господе; жизнь грешника состоит в том, чтобы грешить.
Т. е. делает грех, живёт греховной жизнью.
3 Ин. 1:11; ср. Мф. 5:8
Т. е. не получил никакого видения Господа и не имеет осознания Его. Такое состояние подобно состоянию неверующего.
См. прим. 1 Ин. 2:11.
Или: «обманывает вас».
См. прим. 1 Ин. 1:65. Делать праведность — значит жить праведной жизнью (см. прим. 1 Ин. 2:295б), жить правильно, подчиняясь принципу Божьей власти. Согласно следующему стиху, это означает не делать греха, а согласно ст. 4 — это означает не делать беззакония. Всё это входит в наше очищение себя (ст. 3).
Судя по контексту, слово «праведен» означает здесь то же, что слово «чист» в ст. 3. Быть праведным — значит, подобно Христу, быть чистым, не иметь никаких пятен греха, беззакония и неправедности.
См. прим. 1 Ин. 1:65. Из этого стиха видно, что в этой книге «делать грех» (см. прим. 1 Ин. 3:41а) и «грешить» — это синонимы; и то и другое означает «жить в грехе», «совершать грех привычно». Такая жизнь — от дьявола, жизнь которого является жизнью греха и который постоянно грешит от начала. Грех — это его природа, а то, что он грешит, — это его отличительное свойство.
См. прим. Отк. 2:101в.
В абсолютном смысле, т. е. с тех пор как дьявол начал бунтовать против Бога и попытался свергнуть Божью власть. См. прим. 1 Ин. 1:12, абз. 2.
Букв. «к этому»; т. е. с этой целью. Дьявол постоянно грешит с древних времён и рождает грешников, чтобы они делали грех вместе с ним. Сын Божий был явлен для того, чтобы расстроить и уничтожить греховные дела дьявола, т. е. осудить посредством Своей смерти на кресте в плоти (Рим. 8:3) грех, которому он, лукавый, положил начало; чтобы уничтожить силу греха, греховную природу дьявола (Евр. 2:14); и чтобы унести и грех, и грехи (прим. 1 Ин. 3:51).
Или: «разрушить», «расстроить».
См. прим. 1 Ин. 2:296.
То, что мы не делаем греха, не означает, что мы не совершаем греха в виде отдельных поступков; это означает, что мы не живём в грехе. См. прим. 1 Ин. 3:41а.
ср. Мф. 13:4; 1 Пет. 1:23
Имеется в виду Божья жизнь, которую мы получили от Бога, когда были рождены от Него. Эта жизнь как божественное семя пребывает в каждом возрождённом верующем. Поэтому они не делают греха и не могут грешить.
ср. 1 Ин. 2:14
Т. е. не может привычно жить в грехе. Возрождённый верующий может в отдельных случаях впадать в грех, но божественная жизнь как божественное семя в его возрождённой природе не позволит ему жить в грехе. Точно так же овца может упасть в грязь, но её «чистая» жизнь не позволит ей оставаться и валяться в грязи, как это сделала бы свинья.
Делать грех или не делать его, т. е. жить или не жить в грехе, — это вопрос не поведения, а того, чьи мы дети: дети Божьи или дети дьявола. Таким образом, это вопрос жизни и природы. Люди, будучи падшими потомками Адама, рождаются детьми дьявола, лукавого (Ин. 8:44), и обладают его жизнью, причащаются его природы и живут в грехе автоматически и привычно. Их жизнь состоит в том, чтобы делать грех. Верующие же, которые благодаря искуплению вышли из своего падшего состояния и родились заново в своём духе, являются детьми Бога, обладающими Его жизнью, причащающимися Его природы и не живущими в грехе. Их жизнь состоит в том, чтобы делать праведность. К чьим детям относится человек — к детям Божьим или к детям дьявола, проявляется в том, что он делает — праведность или грех. Верующий, рождённый заново, может совершить грех, а неспасённый человек может совершить праведность. И то и другое является их внешним поведением, а не внешним житием; следовательно, в этом не проявляется то, что они представляют собой по своей внутренней жизни и природе.
1 Ин. 3:14; 4:8, 20
Праведность — это природа Божьих дел; любовь — это природа Божьей сущности. Любовь — это то, чем Бог является; праведность — это то, что Бог делает. Любовь — это нечто внутреннее; праведность — это нечто внешнее. В силу этого любовь по сравнению с праведностью является более убедительным проявлением того, что мы дети Божьи. Поэтому начиная с этого стиха и до ст. 24 апостол, говоря о проявлении детей Божьих, переходит от праведности к любви как ещё одному условию для жизни, пребывающей в Господе.
См. прим. 1 Ин. 2:71.
В относительном смысле (см. прим. 1 Ин. 1:12, абз. 2).
1 Ин. 3:14, 18, 23; 1 Ин. 2:10; Ин. 13:34; 15:12
Это более высокое условие для жизни, пребывающей в Господе.
То, что Каин был от лукавого, означает, что он принадлежал к детям дьявола; брат Каина, Авель, был от Бога, т. е. принадлежал к детям Божьим (ст. 10).
См. прим. 1 Ин. 5:194б.
Т. е. люди из мира, которые, подобно Каину, являются детьми дьявола (ст. 10) и входят в качестве составных частей в систему Сатаны, его «космос» (мир — Ин. 12:31). Если люди из мира, которые лежат в лукавом, дьяволе (1 Ин. 5:19), ненавидят верующих (детей Божьих), нам не нужно удивляться; для них это естественно.
Смерть — от дьявола, Божьего врага, Сатаны, которого обозначает дерево познания добра и зла, приносящее смерть; жизнь — от Бога, источника жизни, которого обозначает дерево жизни, дающее жизнь (Быт. 2:9, 16-17). Смерть и жизнь не только исходят от двух источников — Сатаны и Бога; они также представляют собой две сущности, два элемента и две сферы. Перейти из смерти в жизнь — значит перейти из источника, сущности, элемента и сферы смерти в источник, сущность, элемент и сферу жизни. Это произошло в нас при возрождении. Мы знаем это, т. е. внутренне осознаём это, потому что любим братьев. Любовь (Божья любовь) к братьям является убедительным свидетельством этого. Вера в Господа позволяет нам перейти из смерти в жизнь; любовь к братьям свидетельствует о том, что мы перешли из смерти в жизнь. Иметь веру — значит получить вечную жизнь; любить — значит жить вечной жизнью и выражать её.
Если кто-то не любит братьев, это свидетельствует о том, что он не живёт сущностью и элементом божественной любви и не остаётся в сфере этой любви, а живёт в сущности и элементе сатанинской смерти и пребывает в её сфере.
1 Ин. 2:9, 11; ср. Мф. 5:22-23
В том, что касается божественных качеств, ненависть противоположна любви, смерть — жизни, тьма — свету, а ложь (обман) — истине. Все противоположности этих божественных добродетелей — от лукавого, от дьявола.
Слово «человекоубийца» здесь не обозначает фактического убийцу, а показывает, что с точки зрения духовной нравственности ненависть равносильна убийству. Никакой фактический убийца (неспасённый человек), каким был Каин (ст. 12), не имеет вечной жизни, пребывающей в нём. Поскольку мы знаем это, мы, перешедшие из смерти в жизнь и имеющие вечную жизнь, пребывающую в нас, не должны вести себя как неспасённый убийца и ненавидеть своих братьев в Господе. Этот раздел посвящён жизни, пребывающей в Господе. Верующий, который имеет вечную жизнь, но не пребывает в Господе и не позволяет Господу, т. е. вечной жизни, пребывать и работать в нём, может в отдельных случаях ненавидеть брата и совершать другие грехи, но он не будет делать это привычно.
Букв. «душу».
Букв. «души».
Букв. «внутренность».
См. прим. 1 Ин. 2:52в.
См. прим. 1 Ин. 2:11.
«Дело» противопоставляется «слову», а «истинность» — «языку». Под языком понимается забава пустословия, а под истинностью — действительность любви.
См. прим. 1 Ин. 1:66, пункт 7.
Имеется в виду действительность вечной жизни, полученной нами от Бога при нашем божественном рождении, которая даёт нам способность любить братьев божественной любовью (ст. 14-18). Из того, что мы любим братьев божественной любовью, мы узнаём, что мы — от этой действительности. См. прим. 1 Ин. 1:66.
Или: «смягчим», «уверим», «успокоим». Убедить своё сердце перед Богом — значит иметь добрую совесть, совесть без преткновений (1 Тим. 1:5, 19; Деян. 24:16), чтобы наше сердце смягчилось, уверилось и успокоилось. Это тоже является условием для жизни, пребывающей в Господе. Чтобы пребывать в Господе, необходимы спокойное сердце и совесть без преткновений. Кроме того, это жизненно необходимо для нашего общения с Богом, которое рассматривалось в первом разделе этого Послания. Сердце, которое беспокоит преткнувшаяся совесть, препятствует нашему пребыванию в Господе и нарушает наше общение с Богом.
В действительности нас обвиняет (осуждает) наша совесть, которая является частью не только нашего духа, но и нашего сердца. Совесть в нашем сердце является представителем Божьей власти внутри нас. Если наша совесть осуждает нас, то Бог, который больше Своего представителя и знает всё, обязательно осудит нас. Ощущение такого осуждения в нашей совести предупреждает нас об опасности нарушения нашего общения с Богом. Если мы прислушаемся к нему, это поможет нашему общению с Богом и поможет нам непрерывно пребывать в Господе.
ср. 1 Кор. 4:4
Пс. 139:1-6, 23-24; ср. Ин. 2:24-25
ср. Евр. 10:22
Греческое слово означает «смелость в речи», «уверенность». Мы имеем такую смелость в спокойствии — соприкасаться с Богом, общаться с Ним и обращаться к Нему с просьбами, потому что в нашем сердце нет осуждения совести. Это сохраняет нас в пребывании в Господе.
Преткновения в совести осуждающего сердца являются препятствиями для нашей молитвы. Совесть без преткновений в спокойном сердце выпрямляет и расчищает путь для прошения, которое мы приносим Богу.
Речь идёт не о том, что мы собственными стараниями и силами соблюдаем заповеди Моисеева закона, а о том, что составляет часть жития верующих, вытекающую из пребывающей в них божественной жизни, благодаря тому что они привычно соблюдают новозаветные заповеди Господа посредством внутреннего действия силы божественной жизни. Мы соблюдаем заповеди Господа, одновременно делая, т. е. привычно совершая, угодное в Его глазах, и это становится необходимым требованием для того, чтобы Бог ответил на наши молитвы, и составляет условие для жизни, пребывающей в Господе (ст. 24).
См. прим. 1 Ин. 1:65.
В этом суть всех заповедей в предыдущих и последующих стихах. Все заповеди сводятся к двум: верить в имя Сына Божьего Иисуса Христа и любить друг друга. В первой говорится о вере, во второй — о любви. Иметь веру — значит получить божественную жизнь в наших отношениях с Господом; любить — значит жить божественной жизнью в наших отношениях с братьями. Вера затрагивает источник божественной жизни; любовь выражает сущность божественной жизни. И то и другое необходимо, чтобы верующие жили жизнью, пребывающей в Господе.
Этот стих завершает раздел, который начинается в 1 Ин. 2:28, о нашем пребывании в Господе согласно научению божественного помазания, которое раскрыто в предыдущем разделе (1 Ин. 2:20-27). В этом разделе открывается, что пребывание в Господе состоит в том, что дети Бога живут Его вечной жизнью как божественным семенем (ст. 15, ст. 9 и прим. 1 Ин. 2:296), которое растёт по мере того, как они делают праведность родившего их Бога (1 Ин. 2:29; 3:7, 10) и любовь родившего их Отца (ст. 10-11, 14-23). Такое пребывание и то, что служит основанием для него: божественное рождение и божественная жизнь как божественное семя, — таинственны, но реальны в Духе.
Мы пребываем в Господе, затем Он пребывает в нас. Наше пребывание в Нём является условием для Его пребывания в нас (Ин. 15:4). Мы наслаждаемся Его пребыванием в нас благодаря нашему пребыванию в Нём.
Букв. «из Духа». Выражение «по Духу...» относится к словам «мы узнаём».
До настоящего момента в этом Послании Дух не упоминался, хотя Дух, не будучи назван, подразумевается в помазании в 1 Ин. 2:20, 27. В действительности Дух, т. е. всеобъемлющий составной животворящий Дух (см. прим. Флп. 1:194г), играет важнейшую и ключевую роль во всех тайнах, раскрытых в этом Послании: в божественной жизни, общении божественной жизни, божественном помазании, пребывании в Господе, божественном рождении и божественном семени. Именно благодаря этому Духу мы рождаемся от Бога, получаем божественную жизнь как божественное семя в нас, имеем общение божественной жизни, помазываемся Триединым Богом и пребываем в Господе. Этот удивительный Дух даётся нам как обещанное благословение Нового Завета (Гал. 3:14); Его даёт без меры Христос, который над всеми, который наследует всё и который должен безгранично увеличиваться (Ин. 3:31-35). Этот Дух и вечная жизнь (ст. 15) являются основными элементами, при помощи которых мы живём жизнью, постоянно пребывающей в Господе. Поэтому именно благодаря этому Духу, убедительно свидетельствующему с нашим духом, мы являемся детьми Божьими (Рим. 8:16) и знаем, что Господь всех пребывает в нас (1 Ин. 4:13). Именно посредством этого Духа мы соединяемся с Господом в один дух (1 Кор. 6:17). Наконец, именно благодаря этому Духу мы наслаждаемся богатством Триединого Бога (2 Кор. 13:14).