Слова «теперь нет никакого осуждения тем, кто в Христе Иисусе» являются убедительным доказательством того, что переживание, наглядный пример которого показан в гл. 7, — это переживание человека, не имеющего Христа.
Слова «теперь нет никакого осуждения тем, кто в Христе Иисусе» являются убедительным доказательством того, что переживание, наглядный пример которого показан в гл. 7, — это переживание человека, не имеющего Христа.
Осуждение, которое подразумевается в 1:18-3:20 и о котором говорится в Рим. 5:16, 18, — это объективное осуждение под Божьим праведным законом как следствие наших внешних грехов. Осуждение, о котором говорится здесь, — это субъективное осуждение в нашей совести как следствие того, что мы внутренне побеждены злым законом обитающего в нас греха, как описано в Рим. 7:17-18, 20-24. Средством от объективного осуждения является кровь распятого Христа (Рим. 3:25). Средством от субъективного осуждения является находящийся в нашем духе Дух жизни, т. е. Христос, который был приготовлен и стал животворящим Духом.
В этой главе слова «в Христе» обозначают не только наше положение, наше местонахождение, в Христе, как в Рим. 6, но и действительность нашего повседневного хождения в возрождённом духе. Таким образом, в этой главе о пребывании в Христе говорится как о некоем требовании или условии. Это перекликается со спасением в Его жизни в Рим. 5:10.
Темой этой главы является закон Духа жизни. Дух и жизнь упоминаются в этом стихе, но только в связи с работой этого закона. Жизнь — это содержание и следствие Духа, а Дух — это окончательное и завершённое проявление Триединого Бога, приготовленного посредством воплощения, распятия и воскресения и ставшего обитающим в нас животворящим Духом, который является жизнью для всех верующих в Христа. Законом, освободившим нас от закона греха, т. е. от закона Сатаны, обитающего в членах нашего падшего тела (Рим. 7:23, Рим. 7:17), является закон этого Духа жизни. Именно этот закон — а не Бог и не Дух — работает в нас, избавляя нас от работы закона греха в нашей плоти и давая нам возможность познавать Бога и приобретать Бога, благодаря чему мы можем являть Его своей жизнью. Этим законом Духа жизни является естественная сила Духа жизни. Этот естественный закон действует автоматически в условиях, когда выполнены его требования (см. прим. Рим. 8:42а).
И Сатана, и Бог, войдя в наше существо и обитая в нас, работают внутри нас не внешними, объективными действиями, а внутренним, субъективным законом. Работа закона Духа жизни — это работа приготовленного Триединого Бога в нашем духе; кроме того, это работа Триединого Бога в нас в Его жизни.
Здесь закон, Дух и жизнь противопоставляются закону, греху и смерти. Два закона противостоят друг другу, Дух противостоит греху, а жизнь — смерти. В гл. 5 греху, т. е. воплощённому в нас Сатане, противостоит благодать, т. е. воплощённый в нас Бог (Рим. 5:21). В гл. 8 греху противостоит Дух, т. е. живущий в нас Бог. Таким образом, благодать в гл. 5 является Духом в гл. 8 — Самим Богом, который воплощён в нас как благодать и который живёт и действует в нас.
В предыдущих главах неоднократно упоминается жизнь (Рим. 1:17; 2:7; 5:10, 17-18, 21; 6:4, 22-23). В этой главе жизнь объединяется с Духом в выражении «Дух жизни». Следовательно, всё, что относится к жизни в предыдущих главах, включено в Духа в этой главе. Жизнь принадлежит Духу, а Дух — это Дух жизни. По сути, Дух и жизнь — это одно (Ин. 6:63). Переживать божественную, вечную, несотворённую жизнь можно посредством Духа жизни.
Духовная жизнь, раскрытая в этой главе, имеет четыре уровня. На первом уровне это была божественная жизнь в Духе (ст. 2). На втором уровне в результате возрождения она стала жизнью в нашем духе (ст. 10). Затем, распространяясь из нашего духа, она пропитывает наш разум для преобразования нашей души, к которой относится наш разум, и становится жизнью в нашей душе (ст. 6). В конечном итоге она пропитает наше тело и станет жизнью в нашем теле (ст. 11), окончательным результатом чего станет преображение нашего тела (Флп. 3:21), т. е. искупление нашего тела (ст. 23).
Главная задача, которую выполняет приготовленный Триединый Бог, обитая в нашем духе как закон Духа жизни, состоит в том, чтобы полностью освободить нас от Сатаны, обитающего в нашей падшей природе в качестве закона греха и смерти (Рим. 7:23-25). Это освобождение нужно не только и не столько для нашего субъективного оправдания, сколько для нашего освящения по предрасположенности.
В некоторых древних рукописях: «тебя».
Закон греха, сила грешить, которая естественно пробуждается в человеке, делает человека рабом греха (Ин. 8:34). Таким образом, человек беспомощен, им управляет и распоряжается грех, и человек многое делает против своей воли. Закон смерти, естественная сила, которая заставляет человека слабеть, чахнуть, стареть и умирать, обитает в человеке и приносит разложение и смерть в каждую часть его существа. С одной стороны, смерть лишает человека сил, с другой — она лишает его чувствительности. Она делает человека бессильным, когда он пытается делать добро, и нечувствительным, когда он совершает грехи.
С одной стороны, закон Божий вне человека — это закон в буквах, мёртвый закон, не имеющий силы жизни, чтобы снабдить ей человека, что позволило бы тому исполнить требования закона. С другой стороны, тело человека растлено Сатаной и стало плотью смерти, из-за чего оно неспособно соблюдать закон. Именно в силу этих двух причин есть «то, чего закон не мог», т. е. закон неспособен угодить Богу тем, что человек будет его соблюдать.
Плоть — это плоть греха, и всё же Сын Божий стал плотью (Ин. 1:14; Евр. 2:14; 1 Тим. 3:16). Однако Он был лишь в подобии плоти и не имел греха плоти (2 Кор. 5:21; Евр. 4:15). Прообразом этого был бронзовый змей, поднятый Моисеем за грешных израильтян (Числ. 21:9; Ин. 3:14). Бронзовый змей был в виде, т. е. в подобии, настоящего змея, но не имел его яда. Именно этот бронзовый змей понёс на себе Божий суд за ужаленных израильтян и покончил с ядовитыми змеями, которые жалили их.
Христос не имел греха плоти, но Он был распят в плоти (Кол. 1:22; 1 Пет. 3:18). Таким образом, на кресте Он судил Сатану, который связан с плотью, и мир, который держится на Сатане (Ин. 12:31; 16:11), тем самым уничтожив Сатану (Евр. 2:14). В то же время посредством распятия Христа в плоти Бог осудил грех, принесённый Сатаной в плоть человека. Благодаря этому у нас есть возможность ходить не согласно плоти, а согласно духу, чтобы праведное требование закона было исполнено в нас (ст. 4).
Не сознательно соблюдалось нами посредством наших внешних стараний, а было естественно и неосознанно исполнено в нас благодаря внутренней работе Духа жизни. Дух жизни — это Дух Христа, а Христос находится в согласии с законом Божьим. Этот Дух внутри нас естественно исполняет все праведные требования закона через нас, когда мы ходим согласно Духу.
Греческое слово обозначает общее хождение в нашем житии. См. прим. Гал. 5:161а. Требования, которые мы должны исполнять, чтобы закон Духа жизни (уже встроенный в нас) работал, таковы:
1) ходить согласно духу (ст. 4);
2) мыслить о том, что от Духа, — обращать разум к духу (ст. 5-6);
3) умерщвлять Духом дела тела (ст. 13);
4) быть водимыми Духом как сыновья Божьи (ст. 14);
5) восклицать Отцу в духе сыновства (ст. 15);
6) свидетельствовать, что мы дети Божьи (ст. 16);
7) стонать, дожидаясь полного сыновства, искупления нашего тела (ст. 23).
Трудно определить значение слова «дух», употребляемого в этой главе, в Гал. 5 и в других местах в Новом Завете, если не указано ясно, что оно относится к Святому Духу Божьему или к нашему возрождённому человеческому духу, как в ст. 9 и ст. 16 этой главы. Судя по тому, как слово «дух» употребляется в Новом Завете, в этом стихе оно обозначает наш возрождённый человеческий дух, в котором обитает и с которым слит Дух, являющийся завершённостью Триединого Бога (ст. 9). Это перекликается с 1 Кор. 6:17: «Тот, кто соединяется с Господом [который есть Дух — 2 Кор. 3:17; 1 Кор. 15:45], есть один дух» — один слитый дух.
К тому, что от плоти, относится всё, что находится в сфере плоти: и злое, и доброе.
Речь идёт о том, чтобы не только ходить и действовать согласно духу, но и всем своим существом быть в согласии с духом. Когда мы существуем согласно духу, наше хождение тоже находится в согласии с духом. В этом духе обитающий в нас закон Духа жизни, т. е. Сам приготовленный Триединый Бог, естественно работает внутри нас и освобождает нас от закона греха и смерти.
То, что от Духа, — это то, что связано с Христом и что Дух получает и возвещает нам (Ин. 16:14-15). Если мы будем усердно мыслить о том, что от Духа, в конечном итоге всё наше существо будет в согласии с духом.
Букв. «разум плоти». В ст. 6-8 большое значение имеет разум. Разум — это ведущая часть души, т. е. личности человека, его индивидуальности. Таким образом, разум представляет душу, т. е. саму личность. В этой главе разум занимает нейтральное положение между возрождённым слитым духом и падшим телом, плотью. В гл. 7 и 8 показано, что разум может действовать двояко, заставляя нас быть либо в духе, либо в плоти. Если разум будет полагаться на возрождённый дух, слитый с Духом Божьим, и присоединится к нему, он приведёт нас в дух и в наслаждение божественным Духом как законом Духа жизни (ст. 2). Если разум присоединится к плоти и будет действовать независимо, он приведёт нас в плоть, и тогда мы будем в состоянии вражды с Богом и неспособны угодить Ему (ст. 7-8).
Жизнь и мир — это результат того, что мы обращаем свой разум к духу. Когда наш разум обращён к духу, наши внешние действия находятся в согласии с нашим внутренним человеком и между нами и Богом нет никаких расхождений. Между нами и Богом царит не вражда (ст. 7), а мир. В итоге мы ощущаем внутреннюю умиротворённость.
Когда наш разум обращён к плоти и к тому, что от плоти, это приводит к смерти, что заставляет нас чувствовать себя отделёнными от наслаждения Богом. Вместо мира и жизни мы ощущаем беспокойство и мёртвость. Когда мы мыслим о плоти и обращаем свой разум к тому, что от плоти, чувство смерти должно служить нам предостережением, побуждающим нас освободиться от плоти и жить в духе.
Букв. «разум духа». Обращать разум к духу — это то же самое, что мыслить о том, что от духа (ст. 5). В ст. 6 и ст. 7-13 показано, что сегодня Христос — это Божья жизнь в божественном Духе (ст. 2), а также Божья жизнь, обитающая в Божьих людях, потому что Божий Дух жизни стал Духом, обитающим в нас, причём в обоих аспектах Дух — это Христос.
Если мы мыслим о плоти, или обращаем свой разум к плоти, мы становимся теми, кто в плоти.
В этой главе раскрывается, каким образом Триединый Бог: Отец (ст. 15), Сын (ст. 3, 29, 32) и Дух (ст. 9, 11, 13-14, 16, 23, 26) — раздаёт Себя как жизнь (ст. 2, 6, 10, 11) в нас, трёхчастных людей, имеющих дух, душу и тело, чтобы сделать нас Своими сыновьями (ст. 14-15, 17, 19, 23, 29) для составления Тела Христова (Рим. 12:4-5).
Т. е. устраивает Себе дом, располагается (ср. Эф. 3:17). Если мы разрешаем Духу Триединого Бога устраивать Себе в нас дом, т. е. обосновываться в нас достаточно просторно, тогда в нашем переживании мы уже не в плоти, а в духе. В этом случае Триединый Бог как Дух сможет распространяться из духа (ст. 10) в душу, представленную разумом (ст. 6), и в конечном итоге даже оживотворит наше смертное тело (ст. 11).
Это показывает, что Христовы мы или нет — зависит от Его Духа. Если бы не было Духа Христа или если бы Христос не был Духом, мы не могли бы соединиться с Ним и принадлежать Ему. Однако Христос есть Дух (2 Кор. 3:17); Он в нашем духе (2 Тим. 4:22), и Он — один дух с нами (1 Кор. 6:17).
1 Пет. 1:11; 6, ср. Деян. 16:7; Флп. 1:19
Дух Божий и Дух Христа — это не два Духа, а один. Павел употреблял эти титулы как взаимозаменяемые, из чего видно, что обитающий в нас Дух жизни в ст. 2 — это всеобъемлющий животворящий Дух всего Триединого Бога. В этом стихе упоминаются все трое Божества: Бог, Дух и Христос. Однако в нас не трое — в нас только один, триединый Дух Триединого Бога (Ин. 4:24; 2 Кор. 3:17; Рим. 8:11). Выражение «Дух Божий» подразумевает, что этот Дух — Дух Того, кто был от вечности в прошлом, кто сотворил вселенную и является началом всего. Выражение «Дух Христа» подразумевает, что этот Дух — воплощение и действительность Христа, Того, кто воплотился. Этот Христос совершил всё, что необходимо для исполнения Божьего плана. Он включает в Себя не только божественность, которой Он обладал от вечности, но и человечество, которое Он обрёл в результате воплощения. Кроме того, Он включает в Себя человеческую жизнь, распятие, воскресение и вознесение. Таков Дух Христа в воскресении, т. е. Сам Христос, который обитает в нашем духе (ст. 10), вкладывая в нас Себя, воплощение приготовленного Триединого Бога, как жизнь воскресения и силу воскресения для преодоления смерти в нашей природе (ст. 2). Таким образом, сегодня мы можем жить в воскресении Христа, т. е. в Самом Христе, живя в слитом духе.
Имеется в виду не изменчивое состояние и переживание, а неизменный источник и положение. Мы имеем Духа Христа с точки зрения источника, нового рождения, поэтому мы Христовы и принадлежим Христу. Однако в нашем текущем переживании и духовном состоянии нам нужно быть не только Христовыми, но и в Христе.
В этом стихе Дух не упоминается, потому что здесь подчёркивается, что сегодня Христос — это Дух и что Дух Христа — это Сам Христос в нас. С точки зрения факта это — Христос; с точки зрения переживания это — Дух. Когда мы переживаем Его, Он Дух; когда мы поклоняемся Ему, призываем Его и говорим о Нём, Он Христос. Мы принимаем Его как нашего Спасителя и Искупителя, но входит Он в нас как Дух. Как Тот, кто искупил нас, Он имеет титул «Христос»; как Тот, кто обитает в нас, Он имеет титул «Дух». В нас обитают не двое, а один в двух аспектах.
До того как мы уверовали в Господа, внутри наш дух был мёртвым, а снаружи наше тело было живым. Теперь, когда в нас есть Христос, хотя снаружи наше тело мёртво по причине греха, внутри наш дух есть жизнь по причине праведности. Когда Христос входит в нас как жизнь, становится явно, что наше тело пребывает в состоянии смерти. В нашем духе находится Христос-Дух как праведность, что приводит к жизни, а в нашей плоти находится Сатана как грех, что приводит к смерти.
В результате падения человека в человеческое тело вошёл грех, который принёс с собой смерть и сделал тело мёртвым и бессильным в том, что связано с Богом. Хотя Бог осудил грех в плоти (ст. 3), этот грех не искоренён, не удалён полностью из падшего человеческого тела. Поэтому наше тело по-прежнему мёртво.
Возрождённый человеческий дух, противопоставляемый падшему человеческому телу. Это не Дух Божий, так как дух, о котором говорится здесь, является жизнью только при том условии, что Христос в нас. Чтобы Дух Божий был жизнью, не требуются никакие особые условия. Следовательно, когда говорится, что дух есть жизнь по причине праведности, может иметься в виду только наш человеческий дух, но не Дух Божий.
Наш дух не только возрождён и оживлён — он стал жизнью. Когда мы уверовали в Христа, Он как божественный Дух жизни вошёл в наш дух и слился с ним; тем самым два духа стали одним духом (1 Кор. 6:17). Теперь наш дух не просто живой — он сам есть жизнь.
В этом стихе мы видим:
1) всего Триединого Бога: «Того, кто воскресил Иисуса из мёртвых», «Христа» и «Духа, обитающего в вас»;
2) процесс, необходимый для Его раздаяния, на который указывают слова «Иисус» (подчёркивается воплощение), «Христос» (подчёркивается распятие и воскресение) и «воскресил» (подчёркивается воскресение);
3) Его раздаяние Себя в верующих, показанное в словах «оживотворит и ваши смертные тела», из которых видно, что раздаяние происходит не только в самой внутренней части нашего существа — оно достигает и внешней его части, охватывая всё наше существо.
См. прим. Рим. 8:92.
Имеется в виду не божественное исцеление, а следствие того, что мы позволяем Духу Божьему устроить Себе в нас дом и пропитать всё наше существо божественной жизнью. Таким образом Он оживотворяет Своей жизнью наше смертное, умирающее тело, не просто исцеляя, но и оживляя его для осуществления Своей воли.
После спасения мы всё ещё можем жить согласно плоти, обращая свой разум к плоти. Но когда мы в духе и ходим согласно духу, мы освобождаемся от плоти и уже не имеем перед ней обязательств, перестаём быть её должниками.
В этом стихе слова «умереть», «умерщвляете» и «жить» употреблены не в физическом, а в духовном смысле.
Мы должны умерщвлять дела тела, но делать это мы должны Духом. С одной стороны, мы должны проявить инициативу в том, чтобы умерщвлять дела тела; Дух не делает это за нас. С другой стороны, мы не должны пытаться справиться со своим телом, полагаясь на свои собственные усилия и не используя силу Святого Духа.
Умерщвление, о котором здесь говорится, — это, по сути, наше содействие обитающему в нас Духу. Внутренне мы должны позволить Ему устроить Себе в нас дом, чтобы Он оживотворил наше смертное тело (ст. 11). Внешне мы должны умерщвлять дела нашего тела, чтобы жить. Когда мы проявляем инициативу в том, чтобы умерщвлять дела своего тела, в работу включается Дух, который применяет к этим делам действенность Христовой смерти, тем самым убивая их.
Мы должны умерщвлять не само тело, а его дела. Тело нужно искупить (ст. 23), а его дела — умертвить. Эти дела включают в себя не только греховное, но и всё, что наше тело делает без Духа.
Водительство Духа является не внешним, а внутренним и состоит из закона Духа жизни (ст. 2), Духа (ст. 9-13) и жизни (ст. 6-11). В этом стихе не сказано, что Дух ведёт нас, — здесь говорится, что мы водимы Духом; отсюда видно, что, хотя Дух готов вести нас, мы должны проявить инициативу в том, чтобы быть водимыми Им. Это означает, что мы должны принимать Его как нашу жизнь и всё для нас и что мы должны умерщвлять всё, что есть в нас от старого творения. Нам не нужно искать водительства Духа, поскольку оно уже присутствует внутри нас, обитая в нашем возрождённом духе. Если мы в своей жизни будем следовать этому водительству, то наше хождение и поведение будут доказывать, что мы Божьи сыновья.
Водительство здесь — это не просто что-то, что Дух делает. Сам Триединый Бог становится водительством в нашем духе. Если мы будем внимательны к Нему как обитающей в нас личности, мы естественным образом будем водимы Им.
Центральная мысль Послания к римлянам состоит в том, что Божье спасение делает грешников сыновьями Бога, имеющими Его жизнь и природу и благодаря этому способными выражать Его, чтобы они стали членами Христа, составляющими Тело Христово для Его выражения. Поэтому в этой главе подчёркивается сыновство (ст. 15, 23). Слово «сыновья» здесь обозначает более высокую ступень роста в божественной жизни, чем «дети» в ст. 16, но не такую высокую, как «наследники» в ст. 17. Слово «дети» указывает на начальную стадию сыновства, стадию возрождения в человеческом духе. Сыновья — это те Божьи дети, которые находятся на стадии преобразования души. Они не только возрождены в своём духе и растут в божественной жизни, но также живут и ходят, будучи водимы Духом. Наследники — это те Божьи сыновья, которые в результате преображения их тела на стадии прославления достигнут полной зрелости во всех частях своего существа. Поэтому они получат право как законные наследники потребовать божественное наследие (ст. 17, 23).
ср. Гал. 4:6
Наш возрождённый человеческий дух, слитый с Духом Сына Божьего (см. прим. Гал. 4:63). Сыновство в этом духе включает в себя жизнь, положение, житие, наслаждение, право первородства, наследие и явление сына. Такое всеобъемлющее сыновство содержится теперь в нашем духе.
Арамейское слово, означающее «отец». После возрождения мы уже не просто твари Бога — мы Его дети. Поскольку теперь мы рождены от Бога и связаны с Ним родственными отношениями, основанными на жизни, для нас вполне естественно и приятно называть Его Отцом (см. прим. Гал. 4:64г).
Здесь не просто сказано, что Дух свидетельствует и наш дух тоже свидетельствует, — здесь говорится, что Дух свидетельствует с нашим духом. Отсюда видно, что наш дух должен проявить инициативу в том, чтобы свидетельствовать первым, и тогда Дух будет свидетельствовать с нашим духом.
Здесь раскрывается, что сегодня Дух Божий, всеобъемлющий Дух Триединого Бога, обитает в нашем возрождённом человеческом духе и работает в нашем духе. Эти два духа едины; они вместе живут, вместе работают и вместе существуют как один слитый дух (1 Кор. 6:17). См. Ин. 3:6; 4:24 и прим. там.
Имеется в виду свидетельствование Духа в тот момент, когда мы восклицаем: «Авва, Отец!» (ст. 15). Такое свидетельствование подтверждает нам и заверяет нас, что мы дети Божьи, обладающие Его жизнью; кроме того, оно также ограничивает нас и сдерживает нас, чтобы мы жили согласно этой жизни, как подобает детям Божьим. Дух свидетельствует о наших родственных отношениях с Богом на самом основном и начальном уровне, а именно о том, что мы Его дети; Он не свидетельствует о том, что мы Его сыновья или Его наследники. Поэтому такое свидетельствование Духа начинается со времени нашего духовного рождения, нашего возрождения.
Это показывает, что наследниками можно быть только при определённом условии. Мы не являемся наследниками просто потому, что мы дети Божьи. После того как мы родились и стали детьми, мы должны вырасти в жизни и стать сыновьями, а затем пройти через страдания, чтобы мы были прославлены и стали законными наследниками.
Т. е. произведя расчёт, заключаю.
Букв. «внутрь нас», «нам».
Букв. «всматривание с вытянутой шеей», «всматривание с полной сосредоточенностью».
Раскрытие или явление чего-то, что прежде находилось под покровом или было скрыто. Мы сыновья Божьи, но мы находимся под покровом, мы ещё не открыты. При втором пришествии Господа, когда мы будем прославлены и наши тела будут полностью искуплены, покров будет снят. Творение дожидается этого. Это откровение будет завершением того процесса определения, который мы сейчас проходим (см. прим. Рим. 1:41).
В настоящее время творение порабощено законом разложения и тления. Его единственная надежда состоит в том, что оно будет освобождено от рабства тления в свободу славы детей Божьих, когда будут открыты сыновья Божьи.
Начаток Духа — это просто Сам Дух как начаток. Триединый Бог — это наше наслаждение; Он является для нас всем. При искуплении нашего тела мы пожнём это благословение; это будет полное наслаждение. Сегодня Дух — это начаток грядущей жатвы, проба нашего полного наслаждения Богом.
В нашем духе у нас есть божественный Дух как начаток, но наше тело ещё не пропитано божественной жизнью. Наше тело — это всё ещё плоть, связанная со старым творением; это всё ещё тело греха и смерти, бессильное в том, что связано с Богом. Поэтому мы стонем вместе с творением (ст. 19, 22) и дожидаемся славного дня, когда обретём полное сыновство, искупление и преображение нашего тела, и будем освобождены от рабства тления.
Это сыновство началось с возрождения нашего духа, продолжается преобразованием нашей души и завершится искуплением нашего тела.
Слова «таким же образом» показывают, что до той помощи Духа, о которой говорится в этом стихе, уже была другая помощь Духа; очевидно, имеется в виду помощь, которую Дух оказывает нам в качестве начатка, о чём говорится в ст. 23. Это подтверждается тем, что и в ст. 23, и в этом стихе говорится, что мы стонем.
Слабость здесь — это наше неведение о том, как молиться. Мы не знаем, какой молитвы желает Бог, и нам не ясно, как молиться согласно ощущаемому нами бремени о сообразовании нас с образом Сына Божьего; поэтому мы стонем (ст. 23). В наших стонах стонет и Дух, ходатайствуя за нас. Он ходатайствует в основном о том, чтобы мы переживали преобразование в жизни для возрастания к зрелости сыновства, что позволит нам быть полностью сообразованными с образом Божьего Сына.
Или: «разум». Имеется в виду не такой разум Духа, который независим от нас. Это разум Духа, который слит с нашим разумом (ст. 6) и стал частью нашего сердца. Дух не только Сам слился с нашим духом — Он также слил Свой разум с нашим разумом.
Ходатайствующий Дух молится за нас не согласно чему-то, что связано с Богом, а согласно Самому Богу — молится, чтобы мы были сообразованы с образом Божьего Сына.
Включая всех людей, все события и все вещи.
Когда Дух ходатайствует за нас, Бог Отец отвечает и устраивает наши обстоятельства так, чтобы всё вместе работало на благо нам.
Судя по контексту, благо здесь не связано с физическими людьми, событиями или вещами. Под благом понимается то, что мы приобретаем больше Христа, и то, что Он внедряется в наше существо, чтобы мы были метаболически преобразованы и в конечном итоге сообразованы с Его образом, с образом Сына Божьего (ст. 29), т. е. приведены в полное сыновство.
Если мы любим Бога, то Его желание важно для нас и мы готовы содействовать Ему. Чтобы Бог работал, необходимо наше содействие, а когда мы содействуем Богу, это подтверждает, что мы призваны Богом согласно Его замыслу.
Рим. 1:6, 7; 8:30; 1 Кор. 1:2, 24
Имеется в виду целенаправленное решение в Божьем плане. Речь идёт о замысле Бога произвести многих братьев Его первородного Сына.
В ст. 29-30 все этапы Божьей работы описываются в прошедшем времени, из чего следует, что в глазах Бога вся работа завершена. Поскольку Бог — это Бог вечности, для Него не существует фактора времени.
Бог предопределил нас, чтобы мы были не просто освящёнными, духовными и победоносными, а полностью сообразованными с образом Его Сына. Такова наша судьба, определённая Богом в вечности в прошлом.
Сообразование — это конечный результат преобразования. Оно включает в себя изменение нашей внутренней сущности и природы, а также изменение нашего внешнего образа, приводящее нас в соответствие с прославленным образом Христа, Богочеловека. Он является «опытным образцом», а мы — «серийным производством». И внутренние, и внешние изменения в нас, в «продукции», — это результат действия закона Духа жизни (ст. 2) в нашем существе.
Христос был единородным Сыном Божьим от вечности (Ин. 1:18). Когда Бог послал Его в мир, Он по-прежнему был единородным Сыном Божьим (1 Ин. 4:9; Ин. 1:14; 3:16). Посредством того что Он прошёл через смерть и вошёл в воскресение, Его человечество было возвышено в Его божественность. Таким образом, в воскресении Он был рождён в Своей божественности со Своим прошедшим смерть и воскресение человечеством как Божий первородный Сын (Деян. 13:33). Одновременно все Его верующие были воскрешены вместе с Ним в Его воскресении (1 Пет. 1:3) и рождены вместе с Ним как многие сыновья Божьи. Тем самым они стали Его многими братьями, составляющими Его Тело и являющимися в Нём совокупным выражением Бога.
Как единородный Сын Божий, Христос имел божественность, но не имел человечества; Он был самосущим и вечносущим, как и Бог. Первородным Сыном Божьим, имеющим и божественность, и человечество, Он стал после Своего воскресения. Используя Своего первородного Сына как основу, образец, материал и средство, Бог производит многих сыновей, и производимые многие сыновья — это многие верующие, которые верят в Божьего первородного Сына и соединяются с Ним. Они точно такие же, как Он, по жизни и по природе, и у них, как и у Него, есть и человечество, и божественность. Они являются Его увеличением и выражением и будут вовеки выражать вечного Триединого Бога. Сегодня церковь является миниатюрой этого выражения (Эф. 1:23), а в вечности Новый Иерусалим будет окончательным проявлением этого выражения (Отк. 21:11). Эта книга раскрывает, что Бог делает грешников Своими сыновьями для этого выражения (Рим. 12:5), и указывает на окончательное проявление этого выражения (Эф. 3:19).
Цель Божьего предузнания, предопределения и призвания заключается в том, чтобы подготовить и произвести многих братьев для Своего первородного Сына (см. прим. Ин. 20:172а), чтобы они, с одной стороны, вместе с Божьим первородным Сыном были многими сыновьями Божьими, имеющими божественную жизнь и природу для выражения Бога, а с другой стороны, были многими членами, составляющими Тело Божьего первородного Сына как совокупное выражение Бога в Его первородном Сыне — полноту Божьего первородного Сына, т. е. полноту Бога в Его первородном Сыне (Эф. 1:23; 3:19).
Ин. 20:17; Мф. 28:10; Евр. 2:11-12; ср. Евр. 2:10
Оправдание — это «мост», по которому грешники, искупленные Христом, переходят от осуждения закона (Рим. 3:19) в положение Божьего принятия (Рим. 5:1-2). В этом положении Бог работает над тем, чтобы сообразовать их с образом Своего Сына, пока Он не приведёт их в Свою славу (Евр. 2:10).
Прославление — это этап в Божьем полном спасении, на котором Бог полностью пропитает наше тело греха, то есть тело смерти, смертное тело (Рим. 7:24; 8:11; 6:6) — славой Своей жизни и природы, следуя тому же принципу, по которому Он возродил наш дух посредством Духа. Таким образом Он преобразит наше тело, сообразовав его с воскрешённым, славным телом Своего Сына (Флп. 3:21). Это заключительный этап в Божьем полном спасении, на котором Бог обретает полное выражение, которое будет окончательно явлено в Новом Иерусалиме в грядущем веке.
Или: «Бог, который оправдывает?»
Или: «Христос Иисус, который умер и, более того, был воскрешён, и который по правую руку Бога, и который ходатайствует за нас?»
В этом стихе сказано, что сегодня Христос находится по правую руку Бога, на небесах; однако в ст. 10 сказано, что сейчас Он в нас, в нашем духе (2 Тим. 4:22). Будучи Духом (2 Кор. 3:17), Он вездесущ: Он и по правую руку Бога, и в нашем духе; и на небе, и на земле.
В этом стихе за нас ходатайствует Христос, а в ст. 26 за нас ходатайствует Дух. Это не два Ходатая, а один — Господь Дух (2 Кор. 3:18). Он ходатайствует за нас с двух сторон. С одной стороны это Дух в нас, который, вероятно, начинает ходатайство за нас; с другой стороны это Господь Христос по правую руку Бога, который, вероятно, завершает ходатайство за нас, причём ходатайствует Он, судя по всему, главным образом о том, чтобы мы были сообразованы с Его образом и приведены в Его славу.
Благодаря Божьей неизменной любви к нам и благодаря тому, что Христос уже совершил всё для нас, ни скорбь, ни гонение не могут сломить или победить нас; наоборот, во всём этом мы более чем побеждаем через Того, кто возлюбил нас.
Любовь Божья является источником Божьего вечного спасения. Эта любовь находится в Христе и излита в наших сердцах через Святого Духа (Рим. 5:5). Ничто не может отделить нас от этой любви Божьей (ст. 38-39). В Божьем спасении эта любовь к нам стала любовью Христовой (ст. 35), которая через благодать Христову совершает для нас множество чудесных вещей, пока в нас не совершится Божье полное спасение. Эти чудесные вещи побуждают Божьего врага нападать на нас со всевозможными страданиями и бедствиями (ст. 35-36). Однако благодаря тому что мы отвечаем на Божью любовь в Христе, эти нападки идут нам на пользу (ст. 28). Поэтому мы более чем побеждаем во всех наших скорбях и бедствиях (ст. 37).
К концу гл. 8 в этой книге рассмотрена первая половина Божьего спасения в Христе. Это спасение спасло нас до такой степени, что, с одной стороны, мы находимся в положении Божьего принятия, наслаждаясь источником этого спасения, т. е. Божьей любовью в Христе, от которой нас не могут отделить никакие люди, события и вещи; с другой стороны, мы находимся в Божьей жизни, и Господь Дух сообразовывает нас, чтобы мы достигли конечной цели этого спасения, т. е. вошли в несравненную божественную славу и были прославлены вместе с Богом (ст. 18, 30).