Главы 9 и 10 могут навести на мысль, что Бог, первоначально избрав Израиля, теперь отказался от него. Однако здесь апостол, используя в качестве примеров себя и Илию, доказывает, что это не так.
Главы 9 и 10 могут навести на мысль, что Бог, первоначально избрав Израиля, теперь отказался от него. Однако здесь апостол, используя в качестве примеров себя и Илию, доказывает, что это не так.
Букв. «души».
«Ваал», что по-еврейски означает «господин», «владыка», — это имя главного идола у финикийцев и хананеев.
Израиль преткнулся о камень преткновения, о Христа (Рим. 9:32), но не упал, а лишь оступился (т. е. ошибся), чтобы Божье спасение пришло к язычникам (Деян. 13:46). Таково домостроительство Бога в Его избрании.
Три патриарха: Авраам, Исаак и Иаков, названные в ст. 28 «отцами», — это начаток теста, принесённый Богу для Его насыщения. Кроме того, они являются корнем, который поддерживает ветви Божьей благородной маслины — Израиля.
Прививание производит органический союз (см. прим. Рим. 6:51). Происходит не замена плохой жизни на лучшую, а такое соединение двух жизней, при котором они разделяют одну слитую жизнь и одно житие. Такое слияние жизни происходит, когда две сходные, но в то же время различные жизни проходят через смерть (отсечение) и воскресение (рост). Это изображает наш союз с Христом.
Слова в Мф. 2:15: «Из Египта Я призвал Моего Сына», цитата из Ос. 11:1, показывают, что Христос и настоящий Израиль составляют одно целое. Когда верующие из язычников прививаются к Христу, они прививаются к Израилю, к благородной маслине, и становятся сопричастниками тучности (Христа) корня (патриархов — ст. 16), Божьего неисследимого богатства в Христе (Эф. 3:8). Они с Израилем стали ветвями Христа, истинной виноградной лозы (Ин. 15:1, 5), и вместе с Ним и те и другие стали организмом, выражающим Триединого Бога.
ср. Ин. 15:2, 6 и прим. Ин. 15:61а
Это произойдёт при втором пришествии Господа, когда весь остаток израильского народа, покаявшись и обратившись, уверует в Него как своего Мессию и будет спасён (Зах. 12:10; Рим. 11:26).
Имеются в виду покаявшиеся и уверовавшие язычники. Завершение полноты уверовавших язычников — это не то же самое, что исполнение времён язычников (Лк. 21:24). Второе выражение обозначает окончание времени языческой власти.
Это ясно показывает домостроительство Бога в Его избрании. Неверие Израиля отражается на его отношениях с Богом. Тем не менее поскольку призвание, основанное на Божьем избрании, непреложно (ст. 29), по положению он всё равно является возлюбленным народом Божьим.
ср. Гал. 3:22
Непокорность человека даже исполняет Божью милость.
Это хвала Богу за Его богатство, мудрость и знание, которые находятся за пределами того, что человек может постичь и исследовать, и которые Бог проявил, когда сотворил всё и устроил всё для исполнения избрания Своего избранного народа. Эта хвала и хвала в Рим. 16:25-27, в конце этой книги, имеют разные источники и разные цели. Первая хвала имеет началом Божье избрание, а целью — совершение Божьего избрания; вторая имеет началом Божью тайну во времена веков, а целью — исполнение этой тайны. Итогом в обоих случаях является то, что Богу воздаётся слава.
Мудрость глубже и выше знания. Мудрость проявляется в начинании чего-либо, а знание проявляется в практическом применении того, что было начато мудростью. Бог — это единственный Начинатель, что особенно проявляется здесь в отношении Его избрания. Его мудрость в начинании Его избрания и Его знание в его осуществлении, описанные в этих главах, заслуживают нашей высшей хвалы!