Свобода от рабства закона. Своей искупительной смертью и жизненаделяющим воскресением Христос освободил нас, чтобы мы наслаждались этой свободой в благодати.
Свобода от рабства закона. Своей искупительной смертью и жизненаделяющим воскресением Христос освободил нас, чтобы мы наслаждались этой свободой в благодати.
Т. е. стойте твёрдо в свободе от рабства закона, не отходя от Христа, не отпадая от благодати.
Или: «держать себя в ловушке». Отойти от Христа ради закона — значит оказаться опутанными или пойманными в ловушку.
Ярмо рабства — это узы закона, которые делают соблюдающих закон рабами с обременительным ярмом на шее.
Иудействующие, лжебратья, сделали обрезание условием спасения (Гал. 2:3-5; Деян. 15:1). См. прим. Гал. 2:32а.
Если бы галатийские верующие приняли обрезание, сделав его условием спасения, Христос не принёс бы им никакой пользы, потому что, снова обратившись к закону, они автоматически отказались бы от Христа.
Т. е. стали ничем, будучи отделены от Христа; лишились всякой пользы от Христа и, таким образом, были отделены от Него («Новый перевод» Дж. Н. Дарби — J. N. Darby, «New Translation»), сделав Его бесполезным. Снова обратиться к закону — значит оказаться отрезанными от Христа, превратиться в ничто, будучи отделёнными от Христа.
Превратиться в ничто, будучи отделёнными от Христа, — значит отпасть от благодати. Отсюда вытекает, что благодать, в которой находимся мы, верующие, — это просто Христос.
Это противопоставляется слову «плотью» (Гал. 3:3).
Это противопоставляется словам «из дел закона» (Гал. 3:2).
Праведность, на которую мы надеемся, т. е. Сам Христос (1 Кор. 1:30). Мы ожидаем её не в плоти из дел закона, а в Духе из веры.
Живая вера активна. Она действует посредством любви, приводя к исполнению закона (ст. 14). Обрезание — это просто внешнее предписание, не имеющее силы жизни. Следовательно, оно ничего не даёт. Вера получает Духа жизни (Гал. 3:2), поэтому она полна силы. Она действует посредством любви и исполняет не только закон, но и Божий замысел, т. е. доводит до полноты Божье сыновство для совокупного выражения Бога — Тела Христова.
Любовь связана с нашим восхищением перед Христом. Без подобного восхищения вера не может действовать. Слышание веры пробуждает в нас любовное восхищение, и чем больше мы любим Господа, тем сильнее действует вера, показывая нам богатство всеобъемлющего Духа и приносимую Им пользу.
Не доктрина, а действительность в Христе, как апостол проповедовал её галатам.
Убедительное учение иудействующих, которое побуждало галатов оставлять Христа ради обрядов закона.
Под закваской понимаются лжеучения иудействующих (ср. Мф. 16:12), а под всем тестом — все верующие в целом, церковь.
Обрезание было предзнаменованием, тенью, устранения человеческой плоти; действительностью этого устранения является крест (Кол. 2:11-12). Иудействующие стремились вернуть галатов к тени; апостол Павел боролся за то, чтобы удержать их в действительности.
Апостол Павел желал, чтобы иудействующие, беспокоившие галатов своими требованиями обрезания, отсекли не только свою крайнюю плоть, но и самих себя. Их самих — тех, кто был источником неспокойствия и волнений, — нужно было ампутировать.
Свобода без ограничений всегда приводит к потворству плоти. Свобода с ограничениями ведёт нас к тому, чтобы мы любили других и посредством любви служили им в качестве рабов (ср. ст. 14).
См. прим. Гал. 3:32.
Букв. «служите в качестве рабов».
Употреблённое здесь греческое слово означает «ступать повсюду», «прогуливаться»; отсюда — значение «вести себя, двигаться и поступать в обычной повседневной жизни»; имеется в виду обычное, привычное повседневное хождение (ср. Рим. 6:4; 8:4; Флп. 3:17-18).
Судя по контексту этой главы, под Духом здесь, очевидно, понимается Святой Дух, который обитает в нашем возрождённом духе и сливается с ним. Ходить Духом — значит позволять Святому Духу управлять нашим хождением из нашего духа. Это противопоставляется хождению, которым управляет закон в сфере нашей плоти. См. прим. Гал. 3:32.
Плоть — это предельное выражение падшего трёхчастного человека (Быт. 6:3), а Дух — это окончательная действительность приготовленного Триединого Бога (Ин. 7:39). Благодаря Христову искуплению и возрождающей работе Духа мы, получившие Божье раздаяние, можем ходить Духом, приготовленным Триединым Богом, а не плотью, не нашим падшим существом. Павел написал эту книгу не только для того, чтобы избавить (что касается отрицательной стороны) увлечённых законом галатийских верующих от закона, но и для того, чтобы помочь им (что касается положительной стороны) осознать тот факт, что у верующих есть всеобъемлющий животворящий Дух в их духе и поэтому они могут жить, ходить и существовать в этом Духе.
Относительно слов «плоть» и «Дух» см. прим. Гал. 3:32 и прим. Гал. 5:191 и прим. Гал. 5:221а.
ср. Рим. 7:23; 1 Пет. 2:11; Иак. 4:1
См. прим. Гал. 5:162.
См. прим. Рим. 7:232.
Жить Духом — значит позволить Духу, а не закону определять нашу жизнь и управлять ей. Это то же самое, что ходить Духом в ст. 16, но не то же самое, что ходить Духом в этом стихе (см. прим. Гал. 5:252а).
Распятие старого человека в Рим. 6:6 и распятие нашего «я» в Гал. 2:20 совершалось не нами. Но здесь говорится, что мы сами распяли плоть с её страстями и вожделениями. Старый человек и наше «я» — это наше существо; плоть же — это выражение нашего существа в нашем практическом житии. Распятие нашего старого человека и нашего «я» — это факт; оно было совершено Христом на кресте, в то время как распятие нашей плоти с её страстями и вожделениями — это наше практическое переживание этого факта. Для этого практического переживания необходимо, чтобы мы через Духа привели в исполнение то распятие, которое совершил Христос, т. е. чтобы мы Духом умертвили дела нашего вожделеющего тела и его порочные члены (Рим. 8:13; Кол. 3:5).
В переживании креста можно выделить три момента:
1) факт, т. е. то, что совершил Христос (Рим. 6:6; Гал. 2:20);
2) наше применение этого совершившегося факта (ст. 24);
3) наше переживание того, что мы применяем, путём ежедневного несения креста (Мф. 16:24; Лк. 9:23).
Эта книга раскрывает, что используемый не по назначению закон противостоит Христу (Гал. 2:16) и что плоть вожделеет против Духа (ст. 17). Крест упразднил наше «я», стремящееся соблюдать закон (Гал. 2:20), и нашу плоть, вожделеющую против Духа, чтобы Христос заменил закон, а Дух заменил плоть. Бог не хочет, чтобы мы соблюдали закон плотью; Он хочет, чтобы мы жили Христа Духом.
Или: «принадлежит Христу Иисусу».
1 Кор. 8:1; 13:4, 13; 14:1
Плоть делает дела, в которых нет жизни (ст. 19); Дух же приносит плод, который полон жизни. Здесь приведены лишь девять примеров плода Духа, лишь девять различных проявлений Духа, который является жизнью внутри нас. Плод Духа включает в себя и другое, например: смирение (Эф. 4:2; Флп. 2:3), сострадание (Флп. 2:1), благочестие (2 Пет. 1:6), праведность (Рим. 14:17; Эф. 5:9), святость (Эф. 1:4; Кол. 1:22) и чистоту (Мф. 5:8). В Эф. 4:2 и в Кол. 3:12 в дополнение к упомянутой здесь кротости называется такая добродетель, как смирение. В Рим. 14:17 показано, что сегодня царство Божье проявляется в праведности, мире и радости. Здесь же упомянуты лишь мир и радость, а праведность опущена. Во 2 Пет. 1:5-7 благочестие и терпение считаются такими же показателями духовного роста, как воздержание и любовь, однако здесь они не упоминаются. В Мф. 5:5-9 праведность, милость и чистота наравне с кротостью и миром входят в число требований, предъявляемых сегодня в действительности царства. Однако здесь не упоминается ни одна из этих трёх добродетелей.
Как в плоти выражен старый Адам, так в Духе для нас становится действительным Христос. По сути, своим житием мы являем Христа как Духа. Перечисленные здесь примеры плода Духа являются свойствами Самого Христа.
Под наследованием царства Божьего понимается наслаждение грядущим царством как наградой для побеждающих верующих. Это не то же самое, что спасение верующего; это награда в дополнение к спасению верующего. См. прим. Эф. 5:53а и прим. Евр. 12:281а.
Пьянство и разгулы образуют одну группу — группу распутного образа жизни.
Это же греческое слово переведено во 2 Пет. 2:1 как «ереси». Здесь оно обозначает различные школы, придерживающиеся определённых убеждений («Новый перевод» Дж. Н. Дарби — J. N. Darby, «New Translation»), или секты.
Расколы, разделения, секты и зависть образуют одну группу — группу противоборства.
Вражда, соперничество, ревность и вспышки ярости образуют одну группу — группу порочных чувств.
Идолослужение и ворожба образуют одну группу — группу бесовского поклонения.
Блуд, нечистота и распущенность образуют одну группу — группу порочных страстей.
Плоть является выражением старого Адама. Падшая жизнь старого Адама выражается на практике в плоти, а дела плоти, подобные тем, что перечислены в ст. 19-21, представляют собой разные аспекты этого плотского выражения. Блуд, нечистота, распущенность, пьянство и разгулы связаны с вожделением растлённого тела. Вражда, соперничество, ревность, вспышки ярости, расколы, разделения, секты и зависть связаны с падшей душой, которая очень тесно связана с растлённым телом. Идолослужение и ворожба связаны с омертвевшим духом. Это говорит о том, что все три части нашего падшего существа — тело, душа и дух — связаны с растлённой, порочной плотью.
Закон связан с нашей плотью (Рим. 7:5), а наша плоть противостоит Духу (ст. 17). Вот почему Дух противопоставлен закону. Когда мы ходим Духом, который находится в нашем возрождённом духе, мы не исполняем вожделений плоти (ст. 16); когда мы водимы Духом, мы не под законом. Дух жизни, а не закон букв является тем направляющим принципом, который управляет нашим христианским хождением в нашем возрождённом духе.
Букв. «ходить согласно правилам». Греческое слово означает «соблюдать основные принципы», «ходить согласно основным принципам», например ходить колонной, маршировать в строю, идти в ногу; отсюда происходит значение «ходить, соблюдая порядок, следуя правилам» (ср. Гал. 6:16; Деян. 21:24; Рим. 4:12 и прим.; Флп. 3:16 и прим. Флп. 3:164а).
И в ст. 16, и в этом стихе говорится о необходимости ходить Духом, ходить под управлением Духа. В первом случае речь идёт об обычном, повседневном хождении; во втором — о хождении, которое делает Божью единственную цель стремлением и смыслом всей жизни, о хождении, которое следует Духу как основному правилу, начальному принципу. Мы вырабатываем такое хождение, живя в новом творении (Гал. 6:16 и прим. Гал. 6:162а), стремясь за Христом, чтобы приобрести Его (Флп. 3:12 и прим.), и пребывая в практической церковной жизни (Рим. 12:1-5; Эф. 4:1-16), и тем самым мы исполняем Божий замысел в Христе в отношении церкви.
Это результат того, что мы ходим Духом, как сказано в ст. 25. Тщеславие, раздражающее поведение и зависть исходят от плоти (ср. ст. 24). Тщеславие порождает раздражающее поведение и зависть. Если мы Духом искореним тщеславие, с раздражающим поведением и завистью автоматически будет покончено, в результате чего наступит мир. Эти три вещи позволяют на очень практическом уровне проверить, ходим ли мы Духом.