Букв. «на постоянное время». То же в ст. 14.
ср. Ин. 1:29
Букв. «на постоянное время». То же в ст. 14.
См. прим. Евр. 10:111.
Или: «завершёнными». Посредством Своего одного приношения Христос сделал нас совершенными и завершёнными.
Сегодня Святое Святых находится на небе, где пребывает Господь Иисус (Евр. 9:12, 24). Как же мы можем входить в Святое Святых, если мы ещё на земле? Секрет заключается в нашем духе, о котором говорится в Евр. 4:12. Тот Христос, который на небе, находится теперь и в нашем духе (2 Тим. 4:22). Будучи небесной лестницей (Быт. 28:12; Ин. 1:51), Он соединяет наш дух с небом и приносит небо в наш дух. Поэтому всякий раз, когда мы обращаемся к духу, мы входим в Святое Святых. Там мы встречаемся с Богом, сидящим на престоле благодати. См. прим. Евр. 4:161.
При старом завете священники стояли ежедневно и приносили одни и те же жертвы снова и снова, поскольку то, что они приносили, никогда не могло удалить грехи. Но Христос устранил грех (Евр. 9:26), принеся Себя Богу как одну жертву за грехи, после чего Он навечно сел по правую руку Бога (ст. 12). То, что Он сел на небе, означает и доказывает, что удаление грехов совершилось. Он сел на небе навечно. Поэтому Ему уже не нужно ничего делать с грехом. Он уже сделал всё раз и навсегда. То, что Он сел навечно, принеся одну жертву за грехи, противопоставляется тому, что священники ежедневно стояли, чтобы многократно приносить одни и те же жертвы.
Основная мысль в ст. 1-18 состоит в том, что Христос удалил грехи, совершив то, что не могли сделать все левитские жертвы. Устранив грех раз и навсегда, Христос теперь вложил Себя в нас как божественную жизнь, чтобы посредством работы этой божественной жизни мы стали Его совокупным воспроизведением.
Под «первым» здесь понимаются жертвы первого завета, старого завета; под «вторым» — жертва второго завета, нового завета, т. е. Христос. Христос пришёл в мир, чтобы согласно воле Божьей устранить животные жертвы старого завета и установить Себя в качестве жертвы нового завета.
Воля Божья здесь состояла в том, чтобы устранить первое, т. е. животные жертвы старого завета, что позволило бы установить второе, т. е. жертву Христа нового завещания. То же в ст. 9-10.
Лев. 4:3, 14, 29; Евр. 10:26
И о теле, и о чистой воде здесь говорится в переносном смысле, так же как о пятне, морщине и воде в Эф. 5:26-27. Под телом понимается наше видимое внешнее существо, так же как под сердцем понимается наше невидимое внутреннее существо. Под чистой водой понимается живое слово Господа, которое очищает наше внешнее поведение и хождение (ср. Ин. 15:3).
ср. Ин. 1:29
ср. Евр. 10:14
Букв. «недавно открытый».
Имеется в виду вторая завеса (Евр. 9:3) внутри скинии, прообраз плоти Христа. Когда была распята плоть Христа, эта завеса разорвалась (Мф. 27:51), благодаря чему для нас — тех, кто был отчуждён от Бога, которого обозначает дерево жизни (Быт. 3:22-24), — открылся путь, чтобы входить в Святое Святых, соприкасаться с Ним и принимать Его как дерево жизни для нашего наслаждения. Это подразумевает, что, поскольку наш старый человек был распят с Христом, нам открыт путь, чтобы в своём духе соприкасаться с Богом и наслаждаться Им как жизнью и жизненным снабжением для нас.
Слово «приступать» (к Святому Святых) противопоставляется слову «отступать» (к иудаизму) в ст. 38-39.
Для еврейских верующих, в то время и в той обстановке, оставить своё собственное собрание означало бы оставить новозаветный путь соприкосновения с Богом, оставить церковь и возвратиться к своей старой религии — иудаизму. Это нарушило бы Божье управление благодати и, следовательно, было бы серьёзным грехом перед Богом (ст. 26).
Под «нашим собственным собранием» понимается то, что мы собираемся как христиане. В те дни уверовавшие в Господа евреи были выходцами из иудаизма и прежде ходили на собрания в иудаизме. Когда они уверовали в Христа и стали христианами, они начали посещать христианские собрания; для них это означало отделение от иудаизма. Поэтому, если бы кто-нибудь из них вернулся к собраниям в иудаизме, для него это означало бы отделение от надлежащих христианских собраний, которые соответствуют Божьему новозаветному домостроительству. Поэтому Павел увещевал их, чтобы они не оставляли их собственное собрание, не прекращали собираться как христиане.
В данном случае грешить по собственной воле — значит оставлять своё собственное собрание, прекращать собираться с церковью. Еврейские верующие уже получили наставление относительно необходимости оставить иудаизм и оставаться в новом завете. Если бы они несмотря на это вернулись к иудаизму, они оставили бы своё собственное собрание, прекратили бы собираться с церковью. В глазах Бога это был бы грех по собственной воле, поскольку он был бы совершён после того, как они получили знание истины, после того, как они узнали, что Бог оставил иудаизм, образованный согласно старому завету, и впервые открыл новый и живой путь соприкосновения с Богом согласно новому завету.
Под истиной здесь понимается то, что было раскрыто в предшествующих главах и стихах; всё это дало еврейским верующим полное знание того, что Бог отменил старый завет и учредил новый.
Если бы еврейские верующие оставили церковь и вернулись к иудаизму, в Божьем домостроительстве не осталось бы жертвы за грехи, так как все жертвы старого завета были целиком и полностью заменены одной жертвой Христа. Поскольку Христос принёс Себя раз и навсегда в жертву за наши грехи (Евр. 7:27; 10:10, 12), жертва за грехи перестала существовать (ст. 2). Она была устранена Христом (ст. 9), который принёс Себя Богу как действительную жертву за наши грехи.
Это не то же самое, что подвергнуться второй смерти, т. е. навеки погибнуть в огненном озере (Отк. 20:6, 14; 21:8). Верующие не могут быть потеряны, однако они могут подвергнуться определённому устроительному наказанию за свои ошибки. Это наказание будет хуже, чем то, которое получали нарушившие закон букв.
ср. Евр. 6:6
В При новом завете Сын Божий заменяет все жертвы старого завета. Если бы еврейские верующие вернулись к иудаизму и стали приносить какие-либо старые жертвы, они, по сути, попрали бы Сына Божьего.
Если бы еврейские верующие вернулись к иудаизму и стали приносить старые жертвы, полагаясь тем самым на кровь закланных животных, они, по сути, сочли бы за обыденное драгоценную кровь Христа. Тем самым они серьёзно пренебрегли бы уникальной искупительной работой Христа.
Спектакль на глазах у толпы, представление. То же самое происходило с апостолами (1 Кор. 4:9).
Этим лучшим и пребывающим имуществом является вечное наследие (Евр. 9:15) и нетленное, неосквернённое и неувядающее наследие, хранимое на небесах (1 Пет. 1:4). При старом завете иудейский народ наследовал в качестве своего имущества что-то земное, а при новом завете верующие наследуют в качестве своего имущества небесное богатство. Это лучшее и пребывающее имущество служило для еврейских верующих сильным стимулом, помогавшим им пережить утрату земного.
Награда — это что-то, что даётся в дополнение к вечному спасению. Вечное спасение обретается через веру и никак не связано с нашими делами (Эф. 2:8-9), а награда даётся за то дело, которое мы делаем после своего спасения (1 Кор. 3:8, 14). Хотя мы спасены, мы можем не получить награду, а потерпеть утрату в том случае, если у нас не будет дела, одобренного Господом (1 Кор. 3:15). Награда будет дана нам при возвращении Господа согласно нашим делам (Мф. 16:27; Отк. 22:12; 1 Кор. 4:5). Что мы получим, решится у судного престола Христа (2 Кор. 5:10), а наслаждаться полученным мы будем в грядущем царстве (Мф. 25:21, 23). Апостол Павел боролся, чтобы получить награду (1 Кор. 9:24-27; Флп. 3:13-14; 2 Тим. 4:7-8). Даже Моисей отворачивал взор к награде (Евр. 11:26 см. там прим. Евр. 11:263д). Здесь еврейским верующим даётся повеление не упустить награду — грядущий субботний покой (Евр. 4:9), наслаждение Христом и царствование с Христом в грядущем царстве.
Здесь воля Божья в отношении еврейских верующих состояла в том, чтобы они шли путём нового завета (ст. 19-23) и оставались с церковью (ст. 25), не отступая к иудаизму (ст. 38-39), а перенося гонение со стороны иудаизма (ст. 32-34). За это при возвращении Господа (ст. 37) они получат обещанную великую награду (ст. 35).
Евр. 10:14; ср. Евр. 9:13
При новом завете посредством искупительной крови Христа еврейские верующие стали причастниками Святого Духа (Евр. 6:4), Духа благодати. Если бы они вернулись к иудаизму, Дух благодати, который обитал в них и работал в них, был бы оскорблён их грехом, совершённым по собственной воле.
Греческое слово не содержит идеи мстительности, а подразумевает полное воздаяние по справедливости всем сторонам.
После этого и следующего стиха в гл. 11 даётся полное определение веры.
Для еврейских верующих отступить к иудаизму означало бы отступить к разрушению — не к вечной гибели, а к наказанию, назначаемому живым Богом (ст. 29-31). См. следующее примечание.
Под разрушением здесь понимается наказание, о котором говорится в ст. 27-31 и которое постигнет тех, кто оставляет новый завет и возвращается к иудаизму, тем самым попирая Сына Божьего, считая драгоценную кровь Христа чем-то обыденным, подобным крови животных, и оскорбляя Духа благодати.
Или: «спасению», «сохранению», «овладению». Наше существо состоит из трёх частей: духа, души и тела (1 Фес. 5:23), и душа — это не то же самое, что дух. Когда мы уверовали в Господа Иисуса и были спасены, наш дух был возрождён Духом Божьим (Ин. 3:6). Но чтобы наше тело было искуплено, спасено и преображено, нам нужно дождаться возвращения Господа Иисуса (Рим. 8:23-25; Флп. 3:21). Что касается спасения, или приобретения, нашей души, оно зависит от того, как мы поступим с душой в следовании за Господом после своего спасения и возрождения. Если мы потеряем душу сейчас ради Господа, мы спасём её (Мф. 16:25; Лк. 9:24; 17:33; Ин. 12:25; 1 Пет. 1:9), и она будет спасена, или приобретена, при возвращении Господа (ст. 37). Это приобретение души будет наградой (ст. 35) царства для побеждающих последователей Господа (Мф. 16:22-28).
Под обещанным здесь понимается обещанный субботний покой, о котором говорится в Евр. 4:9 и в котором мы будем царствовать с Христом в грядущем царстве. Это и есть та великая награда, о которой говорится в ст. 35, т. е. приобретение души, как сказано в ст. 39. Получим ли мы обещанное, зависит от нашего терпения и от исполнения нами Божьей воли. Речь идёт не о том обещании, которое имеется в виду в Евр. 9:15. См. там прим. Евр. 9:152.