Показать шапку
Скрыть шапку
  • Моисей был первым Божьим слугой в Библии, который обладал всеми необходимыми для этого качествами, и призвание Богом Моисея является стандартом для Его призвания всех Его слуг. Как тот, кто был призван и послан Богом к Его народу, Моисей является прообразом Христа как Апостола, который был послан к нам от Бога и с Богом (Ин. 6:46; Ин. 8:16, 29; Евр. 3:1-6).

  • Титул «Ангел Иеговы» относится в основном к Христу, Сыну Божьему, как Тому, кто был послан Богом (ср. Ин. 8:42) спасти Его народ от обстановки страдания, в которой он находился (ср. Суд. 6:12-22; Суд. 13:3-22). Согласно Исх. 3:2 и Исх. 3:6, Ангел Иеговы, Посланный, — это Сам Иегова, Посылающий (ср. Зах. 2:6-11), а Иегова — это Триединый Бог (ст. 6, 15). Чтобы призвать и послать Моисея, Бог, Посылающий, явился ему как Посланный (ср. Ин. 20:21). См. Деян. 7:30-31 и прим.

  • См. прим. Евр. 1:12, абз. 2. Бог — это Бог тех, кто переходит через реку, народа, который отделён от мира для исполнения Его замысла.

  • См. Быт. 2:4 примечание 4. Здесь Бог впервые сделался известным Своему народу под именем «Иегова» (Исх. 6:3). См. прим. Исх. 3:6.

  • Или: «Я буду тем, кем Я буду» или «Я стану тем, кем Я стану». Божественный титул «Я ЕСТЬ» обозначает, что Бог является самосущим и вечносущим и не зависит ни от чего помимо Себя (ср. Ин. 8:24, 28, 58 и прим. Ин. 8:24). Как «Я есть», Он всеобъемлющ; Он является действительностью всего положительного и всего, что нужно Его призванным и посланным.

  • Намерение Бога состояло не просто в том, чтобы избавить Свой народ от гонения в Египте, а в том, чтобы привести их к Себе у горы Божьей и там наполнить их Собой, чтобы сделать их Своим собственным сокровищем, царством священников и святым племенем (Исх. 19:4-6).

  • В возрасте сорока лет Моисей получил бремя избавить Израиля от египетского рабства (Исх. 2:11-12). Однако Бог в течение сорока лет воспитывал Моисея (Деян. 7:30) и призвал его только после того, как он потерял всякую уверенность в себе (ср. Исх. 4:10 и примечания). Моисей должен был научиться содействовать Богу, не используя свои природные способности и силы.

  • И молоко, и мёд представляют собой результат сочетания двух видов жизни — животной жизни и растительной жизни. Молоко производится скотом, который питается травой, а мёд делают пчёлы из нектара цветов. Молоко и мёд обозначают богатство Христа, которое исходит от двух аспектов Его жизни — Его искупающей жизни, прообразом которой является животная жизнь (Ин. 1:29), и Его порождающей жизни, прообразом которой является растительная жизнь (Ин. 12:24).

  • Цель, с которой Бог призывал Моисея, состояла в том, чтобы, что касается отрицательной стороны, избавить детей Израиля от захвата и тирании фараона и Египта, а что касается положительной стороны, привести их в Ханаан — землю, текущую молоком и мёдом (Втор. 8:7-9), где они смогут основать Божье царство (Исх. 19:6; 2 Цар. 5:12; 2 Цар. 7:12, 16) и построить Божье жилище на земле (2 Цар. 7:13). Эти прообразы обозначают избавление людей от захвата и тирании Сатаны и мира и приведение людей во всеобъемлющего Христа, прообразом которого является Ханаанская земля (см. прим. Втор. 8:71), для построения церкви как Божьего царства и Божьего жилища на земле (Рим. 14:17; Эф. 2:20-22; Эф. 4:12).

    Как показано в этой главе, для достижения Божьей цели дети Израиля прошли три этапа: пустыню (ст. 18), гору (ст. 12) и добрую землю (ст. 8, 17). Совершив пасху (Исх. 12:11, Исх. 12:31-41) и перейдя Красное море (Исх. 14:21-30), дети Израиля вышли из Египта и вошли в пустыню. Затем благодаря дереву, которое сделало горькие воды сладкими (Исх. 15:23-25), благодаря двенадцати родникам в Элиме (Исх. 15:27), благодаря манне с неба (Исх. 16:14-15, 31-32, 35), благодаря живой воде из рассечённой скалы (Исх. 17:6) и благодаря победе над Амаликом (Исх. 17:8-16) они были приведены к горе. У горы они получили откровение о том, каков Бог, о том, какой жизнью они должны жить согласно Божьим качествам, и о желании Божьего сердца — обрести на земле жилище среди Своего народа (с Исх. 19 по Исх. 34). Кроме того, они построили скинию как Божье временное жилище на земле (Исх.  35Исх. 40). Наконец благодаря Ковчегу и скинии дети Израиля вошли в добрую землю (Иис. Н. 3:3, 6, 8, 13-17; Иис. Н. 4:10-19). Там, наслаждаясь обильными произведениями земли, они победили занимавших землю хананеев и построили храм как Божье постоянное жилище на земле (3 Цар. 6). Эта история детей Израиля представляет собой изображение полного спасения верующего.

  • Откровение о Божьем имени в этой главе (Исх. 3:6, Исх. 3:14-16, Исх. 3:18) было на самом деле откровением о Самом Боге. Благодаря этому откровению Моисей узнал Того, кто призывал и посылал его осуществить Его поручение. Употреблённый в этом стихе божественный титул показывает, что Бог — это Бог завета (Исх. 2:24), а также подразумевает, что Он Бог воскресения (Мф. 22:31-32 и прим.; Деян. 3:13). Кроме того, то, что Бог — это Бог трёх человек (ср. Исх. 3:15), подразумевает, что Он Триединый Бог — Отец, Сын и Дух (Мф. 28:19). См. прим. Быт. 12:11, абз. 2.

  • Пламя огня обозначает славу Божьей святости, которая воспрепятствовала падшему человеку непосредственно соприкасаться с Богом как деревом жизни (Быт. 3:24 и прим.). Согласно Быт. 3:17-19, терновник был частью проклятия, которое было наложено из-за греха человека. Таким образом, терновник — это символ падшего человека под проклятием. Здесь терновый куст олицетворяет самого Моисея как искупленного грешника. То, что пламя огня горело внутри тернового куста, означает, что слава Божьей святости будет гореть внутри Моисея и на Моисее, Божьем призванном, хотя тот является грешником под Божьим проклятием. Это стало возможно благодаря искуплению Христа (Быт. 3:21; Быт. 4:4), которое удовлетворило требования Божьей святости и устранило проклятие, что позволило божественному огню (Духу) прийти к терновому кусту (искупленному грешнику) и обитать в нём, в результате чего огонь и терновый куст стали одним целым (Гал. 3:13-14). То, что огонь горел в терновом кусте, а куст не сгорал, показывает, что «топливом» для горения будет не Моисей, а Сам Бог (ср. Рим. 12:11; 2 Тим. 1:7; Флп. 4:13; Кол. 1:29). Моисей будет только сосудом, каналом, посредством которого будет явлена слава Божьей святости (ср. 2 Кор. 4:7). См. прим. Исх. 3:11.

    Согласно Втор. 33:16, терновый куст был Божьим жилищем. Поскольку настоящим Божьим жилищем является Божий совокупный народ (Евр. 3:6 и примечание), это подразумевает, что терновый куст также обозначает Божий искупленный народ как совокупное целое. После того как была построена скиния, символ детей Израиля как Божьего жилища, покоившееся на ней облако Божьей славы имело по ночам вид огня (Числ. 9:15-16). Горящий на скинии огонь означал, что народ Израиля был совокупным горящим терновым кустом. Церковь как Божье жилище — это тоже горящий терновый куст: Триединый Бог, горящий внутри искупленного человечества и на нём (Лк. 12:49; Деян. 2:3-4). Благодаря горению святого божественного огня некогда проклятый и искупленный терновый куст преобразовывается в Божье жилище. Это — Божье домостроительство.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках