Сам апостол уже пережил получение силы от благодати в жизни (2 Тим. 1:9-12). Теперь он увещевал Тимофея исполняться силы в той же благодати.
Сам апостол уже пережил получение силы от благодати в жизни (2 Тим. 1:9-12). Теперь он увещевал Тимофея исполняться силы в той же благодати.
См. прим. 2 Тим. 1:92в.
Т. е. здоровые слова (2 Тим. 1:13).
Здоровые слова, после того как они поручены верным людям, становятся в них добрым вложением (2 Тим. 1:14). Из сказанного здесь видно, что если у кого-то в поместной церкви есть вложение здоровых слов Господа, то он должен обучить верных, чтобы и они имели доброе вложение от Господа и были способны научить других.
Надёжным.
Апостол считал их служение войной за Христа, так же как священническое служение считалось военной службой, войной, в Числ. 4:23, 30, 35 (букв.).
Чтобы сражаться добрым сражением (2 Тим. 4:7) за интересы Господа на земле, мы должны освободиться от всех земных пут.
ср. Лк. 14:18-20; Мф. 13:22
Греческое слово («биос») обозначает физическую жизнь в этом веке.
Здесь Тимофей уподобляется атлету, который участвует в соревнованиях.
См. прим. 1 Кор. 9:251.
Здесь апостол уподобил Тимофея земледельцу. Воин должен одержать победу, атлет должен получить венок, а земледелец должен вкусить от плодов, от пищи.
Указание на то, что Христос победил смерть Своей божественной жизнью с её силой воскресения.
Указание на благородную человеческую природу Христа, которая была возвышена и прославлена вместе с Его божественной природой.
Благовестие апостола — это радостное известие о живой личности, Христе, обладающем и божественной, и человеческой природой, который, воплотившись, стал Сыном Человеческим и, будучи воскрешён, стал Сыном Божьим, как изложено в параллельном отрывке, Рим. 1:1-4.
Несмотря на всё противодействие человеческих усилий, возбуждаемых врагом, Сатаной, узы апостола привели к тому, что слово Божье высвобождалось, свободно проповедовалось людьми и набирало силу.
Верующие в Христа, избранные Богом Отцом прежде основания мира (Эф. 1:4), выбранные из всего человечества для спасения. Апостол сносил все страдания ради нас, избранных, чтобы и мы обрели спасение, как обрёл его он.
В Христовом распятии, символом которого служит крещение (Рим. 6:3-8).
В этом веке.
В грядущем веке.
ср. Рим. 3:3
Верным собственному слову.
Если мы становимся неверящими по отношению к Нему, то Он остаётся верным, и не может сделаться неверным, т. е. отречься от Себя (от Своей природы и Своего существа).
Или: «сокрушению». Букв. «катастрофе».
Флп. 2:22; 1 Кор. 11:19; Рим. 5:4; ср. 2 Тим. 3:8; 1 Кор. 9:27; 2 Кор. 13:5, 6; Евр. 6:8
Как в плотницком деле. Прямо разрезать слово Божье — значит раскрывать его в различных его частях правильно и прямо, не искажая его.
См. прим. 1 Тим. 2:42в и прим. 1 Тим. 3:155д. Словесные состязания (ст. 14), скверное пустословие (ст. 16), слово, которое разъедает подобно гангрене (ст. 17), и неразумные и идущие от неучёного разума споры (ст. 23) часто используются дьяволом (ст. 26) в течении упадка среди церквей, чтобы порождать состязания (ст. 23), разрушать слушающих (ст. 14), способствовать нечестию (ст. 16) и сокрушать в людях веру (ст. 18). Поэтому нужно слово истины, правильно раскрытое, которое бы озаряло находящихся во тьме людей, служило «прививкой» против яда, поглощало смерть и возвращало заблудших на правильный путь.
См. прим. 1 Тим. 4:71а.
Противоположность благочестия. См. прим. 1 Тим. 2:22б.
Или: «кормиться», «есть». Букв. «иметь пастбище»; ср. Ин. 10:9. Греческое слово, означающее «пастбище», — это медицинский термин, который описывает, как болезнь, приводящая к омертвению тканей, постепенно поглощает человека (Г. Алфорд). Поэтому здесь это греческое выражение переведено как «распространяться».
Разъедающая язва, рак.
Т. е. промахнулись, отклонились, сбились с пути.
См. прим. 1 Тим. 3:155д.
Т. е. что воскресения не будет. Это серьёзная ересь, отрицающая божественную силу в жизни (1 Кор. 15:52; 1 Фес. 4:16; Отк. 20:4, 6).
Имеется в виду субъективная вера, т. е. вера как действие; она очень тесно связана с воскресением Христа (Рим. 10:9).
1 Тим. 3:15; ср. Ис. 28:16
В ст. 14-18 даётся наставление относительно того, как бороться с ересями, с отрицательной стороны, и как обращаться с истиной, с положительной стороны. Судя по контексту ст. 15, 18, 25, под основанием здесь понимается не Христос как основание церкви (1 Кор. 3:11), а церковь как основание истины. Это перекликается с выражением «опора истины»; эта опора поддерживает истину (1 Тим. 3:15), особенно истину о воскресении Христа (Деян. 4:33).
Церковь строится из божественной жизни в Христе — жизни несокрушимой, непобедимой (Евр. 7:16; Деян. 2:24) и способной выдержать смертоносный упадок, откуда бы он ни исходил. Поэтому церковь — это твёрдое основание Божье, которое всегда устоит против любой ереси.
У печати две стороны. Со стороны Господа она гласит: «Господь знает Своих». Это основано на божественной жизни Господа, которую Он дал всем Своим верующим и которая привела их в органический союз с Ним, соединив их с Ним и сделав их для Него Своими. С нашей стороны она гласит: «Пусть отступит от неправедности всякий, кто называет имя Господа». Это — следствие божественной жизни: она даёт нам способность отступить от неправедности и сохраняет нас безукоризненными в Его святом имени. Церковь, будучи твёрдым основанием в божественной жизни, имеет такую двустороннюю печать как свидетельство того, что божественная жизнь Господа сделала нас для Него Своими и сохранила нас от всего, что противоречит Его праведному пути.
В ст. 19 определённо показано, что те, кто обличается в ст. 16-18, не являются Господними. Их злодеяния служат убедительным доказательством этого.
Это противопоставляется определению в ст. 19 относительно подлинных верующих.
Дом Божий, определение которого даётся в 1 Тим. 3:15-16, — это подлинная церковь в её божественной природе и сущностном качестве как основание истины; здесь же под большим домом понимается выродившаяся церковь в её смешанном качестве, иллюстрацией которой служит неестественно большое дерево в Мф. 13:31-32 (см. прим. Мф. 13:321). В этом большом доме есть не только драгоценные, но и малоценные сосуды.
Сосуды чести имеют в своём составе и божественную природу (золото), и искупленную и возрождённую человеческую природу (серебро). Эти сосуды, такие как Тимофей и другие подлинные верующие, составляют надёжное основание, которое поддерживает истину.
Сосуды бесчестия состоят из падшей человеческой природы (дерева и глины). К этой категории относятся Гименей, Филет и другие лжеверующие.
Т. е. отступит от неправедности (ст. 19) что будет внешним проявлением внутренней божественной природы.
Имеются в виду сосуды к бесчестию, в том числе те, которые названы в ст. 16-18.
Быть сосудом «к чести» — это вопрос природы, «освящённым» — вопрос положения, «полезным» — вопрос практики, «приготовленным» — вопрос обучения.
2 Тим. 3:17; Тит. 3:1, 8, 14; Евр. 13:21; Эф. 2:10
Тимофей должен был остерегаться не только внешнего растления среди церквей, но и внутренних вожделений в себе самом. Он должен был избегать внешнего растления и убегать от внутренних вожделений.
Праведность проявляют по отношению к себе, веру — по отношению к Богу, а любовь — по отношению к другим; мир является следствием этих трёх добродетелей.
Т. е. называет имя Господа (ст. 19), молясь Ему и хваля Его. Те, кто ищет Господа, должны быть теми, кто призывает Его.
См. прим. 1 Тим. 1:53б.
Или: «глупых».
Необразованный, не приученный к порядку, невежественный, т. е. не подчиняющийся Богу, а следующий собственным мыслям и воле (Дж. Н. Дарби).
Отсюда видно, что у противников истины главная проблема связана с сердцем и совестью. Истина — это откровение о живом Боге и о Его домостроительстве, желании Его сердца. Чтобы получить божественное откровение, необходимо должным образом задействовать сердце и совесть по отношению к Богу. Сердце должно быть обращено к Нему, направлено только на Него, а совесть должна быть чистой и без преткновений перед Ним. В противном случае человек может быть уведён в плен дьяволом и, таким образом, попасться в его ловушку (ст. 26).
См. прим. 1 Тим. 2:42в. Эти слова подтверждают, что противникам недостаёт знания божественного откровения.
Снова станут трезвыми, очнутся от пьяного оцепенения (М. Винсент).
Отсюда видно, что противники истины попали в плен к дьяволу и удерживаются им в ловушке. Враг Божий занимает их негодный разум заблуждениями и не допускает в него Бога, так же как он делал это с фарисеями (Ин. 8:42-45). Таким противникам нужно обратиться к Богу в своём сердце и провести тщательную работу над своей совестью.
См. прим. Отк. 2:101в.
Т. е. для Божьей воли, чтобы исполнять Божью волю.