См. прим. 1 Кор. 1:12б.
См. прим. 1 Кор. 1:12б.
См. прим. 1 Кор. 1:21а.
См. прим. 1 Кор. 1:22.
См. прим. 1 Кор. 1:26.
Провинция Римской империи, расположенная к югу от Македонии. Она составляла большую часть сегодняшней Греции, где расположен город Коринф.
Или: «милостей», «жалости», «сочувствия».
Утешение подразумевает ободрение. Такой титул, как «Отец состраданий и Бог всякого утешения», приписывается здесь Богу потому, что это Послание является посланием утешения и воодушевления и было написано апостолом после того, как он был утешен и воодушевлён покаянием коринфских верующих. Упрёки и осуждение в первом Послании к коринфянам должны были побудить коринфских верующих вновь обратиться к Христу и сосредоточиться на Нём; утешение и воодушевление в этом Послании должны были помочь им переживать Христа и наслаждаться Им.
2 Кор. 1:8; 4:8, 17
Сначала мы должны пережить Божье утешение; тогда мы сможем утешать других тем утешением от Бога, которое пережили сами.
В первом Послании к коринфянам апостол выдвинул свои доводы — доводы, которые сломили и смирили сбившихся с пути и запутавшихся коринфян. Теперь второе Послание вернуло их к переживанию Христа, который был темой его доводов в первом Послании. Поэтому второе Послание более тесно связано с нашими переживаниями и является более субъективным и глубоким, чем первое. В первом в качестве главных тем рассматриваются Христос, Дух с нашим духом, церковь и дары. Во втором темы Христа, Духа с нашим духом и церкви получают дальнейшее развитие, но дары даже не упоминаются. Место даров в этой книге занимает служение. Материалом, из которого составляется служение, а также средством, которым служение производится и формируется, являются переживания Христова богатства, приобретаемые через страдания, разрушающий гнёт и убивающую работу креста. Это Послание показывает нам образец, пример, того, как работает убивающее действие креста, как Христос внедряется в наше существо и как мы становимся выражением Христа. Эти процессы составляют служителей Христа и производят служение для Божьего нового завета. Первое Послание рассматривает, в отрицательном плане, дары; второе рассказывает, в положительном плане, о служении. Служение нужно церкви гораздо больше, чем дары. Служение позволяет преподносить Христа, которого мы пережили, а дары позволяют лишь учить доктринам о Христе. Не дары, а служение, произведённое и сформированное переживанием страданий Христа, Его скорбей, является доказательством того, что апостолы — служители Христа.
Не страдания за Христа, а страдания Самого Христа, которые разделяют Его ученики (Мф. 20:22; Флп. 3:10; Кол. 1:24; 1 Пет. 4:13).
В греческом тексте перед словом «Христос» употреблён артикль, показывающий, что «здесь слово „Христос“ обозначает состояние Христа, а не имя» (Дж. Н. Дарби). Здесь оно указывает на страдающего Христа, который согласно Божьей воле терпел скорби за Своё Тело. Апостолы участвовали в страданиях такого Христа, и через такого Христа они получали утешение.
Т. е. отягчены, угнетены. То же греческое слово, что и в 2 Кор. 5:4.
Это же греческое слово переведено в 2 Кор. 4:8 как «в полной безысходности».
Или: «в жизни».
В этой книге апостол представлен как образец человека, который живёт Христа для церкви, обладая пятью аспектами:
1) он полагается не на себя, а на Бога, воскрешающего мёртвых (ст. 9), включая всё, что с этим связано, например то, что он ведёт себя в мире не в плотской мудрости, а в благодати Божьей (ст. 12), и то, что он един с неизменным Христом верного Бога (ст. 18-20);
2) он прикреплён к Христу, он имеет помазание и печать Его Духа, он пленён, покорён и ведом Им, чтобы распространять Его благоухание (ст. 21-22; 2:14-16);
3) благодаря Христу как духовному алфавиту он достаточен, чтобы писать живые письма животворящим Духом живого Бога (2 Кор. 3:3-6);
4) он имеет сияние славы нового завета (2 Кор. 3:7-11);
5) он преобразовывается в образ Господа от славы к славе так, как от Господа Духа, посредством того, что он созерцает и отражает, как зеркало, Его славу с открытым лицом (2 Кор. 3:16-18).
Или: «ответ». Когда апостолы находились под гнётом скорби и отчаивались даже в жизни, они, возможно, спрашивали себя, каков будет исход их страданий. Ответ, или отклик, был таков: «смерть». Это заставило их принять жизненно важное решение: полагаться не на себя, а на Бога, воскрешающего мёртвых.
Переживание смерти подводит нас к переживанию воскресения. Воскресение — это Сам Бог, воскрешающий мёртвых. Работа креста кладёт конец нашему «я», чтобы мы переживали Бога в воскресении. Переживание креста всегда имеет результатом наслаждение Богом воскресения. Подобное переживание производит и формирует служение (ст. 4-6). Дальнейшее описание этого даётся в 2 Кор. 4:7-12.
Речь идёт о ближайшем будущем (что указывает на непрерывность).
Или: «совместно работать». Судя по всему, имеется в виду содействие и помощь верующих в Божьем избавлении и надежде апостолов, о чём говорится в предыдущем стихе.
Имеется в виду даваемая в дар благодать (ст. 12), Сам воскрешённый Христос, который является той благодатью, которой наслаждались апостолы, переживая воскресение из смерти (ст. 9-10). Это — дар благодати в отличие от даров способностей, о которых говорится в 1 Кор. 12, 14. Дар благодати является внутренним и нужен для жизни, а дары способностей являются внешними и нужны для функции.
Букв. «лицами»; подразумевается, что мы воздаём благодарение своими радостными лицами.
У нас должна быть чистая совесть (2 Тим. 1:3), совесть без преткновений (Деян. 24:16), которая может свидетельствовать о том, кто мы и что мы делаем.
Или: «простоте». В некоторых рукописях: «святости». Обстановка смерти, в которой находились апостолы, заставила их быть простыми, т. е. не полагаться на себя или на свою природную человеческую способность найти выход из их тяжёлой ситуации. Это было свидетельством их совести и их уверенностью (ст. 15).
Божественная добродетель, добродетель того, чем является Бог. Вести себя в такой добродетели — значит переживать Самого Бога. Поэтому вести себя в такой добродетели — значит быть в благодати Божьей (далее в этом стихе).
Т. е. в человеческой мудрости в плоти. Плотская мудрость — это то же, что мы сами, так же как благодать Божья — это то же, что Сам Бог.
1 Кор. 2:4, 5, 13; Иак. 3:15
Бог для нашего наслаждения (см. прим. 1 Кор. 15:101а). Благодать здесь — это дар в ст. 11, который апостолы получили, чтобы в своих страданиях переживать воскресение.
Мир в смысле мирской системы.
См. прим. 1 Кор. 3:131б.
Букв. «вторую»; имеется в виду двойная благодать, которая будет дарована благодаря тому, что апостол придёт в Коринф дважды: один раз в этом стихе и ещё раз в следующем. Благодаря приходу апостола верующие получали в дар Божью благодать, т. е. наделение Богом как жизненным снабжением и духовным наслаждением. Его два прихода должны были принести им двойную долю такой благодати.
Провинция Римской империи к северу от Ахайи. В Македонии находились города Филиппы и Фессалоника.
Союз «но» указывает на противопоставление. В предыдущем стихе апостол упомянул обвинение в том, что он человек, у которого то «да», то «нет». В этом стихе он защитил себя, сказав, что, поскольку Бог верен, слово их проповеди не «да» и «нет». Поэтому они не были непостоянными людьми, у которых то «да», то «нет». Их существо было в согласии с их проповедью. Они жили согласно тому, что проповедовали.
Слово проповеди апостолов (1 Кор. 1:18), провозглашаемая ими весть о Христе (ст. 19).
Союз «ибо» предваряет причину того, о чём говорится в предыдущем стихе. Бог верен, неизменен, особенно в Своих обещаниях о Христе. Поэтому слово, которое апостолы проповедовали о Христе, было так же неизменно, поскольку тот Христос, которого Бог обещал в Своём верном слове и которого они проповедовали в своём благовестии, не стал «да» и «нет». Напротив, в Нём — «да». Поскольку Христос, которого они проповедовали согласно Божьим обещаниям, не стал «да» и «нет», слово, которое они проповедовали о Нём, не было «да» и «нет». Не только их проповедь, но и их житие соответствовало Тому, каков Христос. Они проповедовали Христа и жили Его. Они не были людьми, у которых то «да», то «нет», — они были такими же, как Христос.
Т. е. Силу. См. Деян. 15:22; 18:5.
Союз «ибо» вновь предваряет причину того, о чём говорится в предыдущем стихе. Христос, которого обещал верный Бог и которого проповедовали искренние апостолы, не стал «да» и «нет», не изменился, потому что в Нём — «да» всех Божьих обещаний и через Него — «аминь» апостолов и верующих Богу во славу Ему.
В Христе... через Христа.
Христос — это «Да», воплощённый ответ, исполнение всех обещаний, данных нам Богом.
«Аминь», которое мы говорим через Христа Богу (ср. 1 Кор. 14:16). Христос — это «Да», и мы говорим «аминь» этому «Да» перед Богом.
Когда мы говорим «аминь» перед Богом тому факту, что Христос — это «Да», т. е. исполнение, всех Божьих обещаний, то через нас прославляется Бог.
Имеются в виду не только апостолы, которые проповедовали Христа согласно Божьим обещаниям, но и верующие, которые принимали Христа согласно проповеди апостолов. Через нас Богу воздаётся слава, когда мы говорим «аминь» Христу как великому «Да» всех Божьих обещаний.
Апостолы, которые проповедовали Христа согласно Божьим обещаниям и жили Христа согласно своей проповеди, и верующие, которые принимали Христа согласно проповеди апостолов, соединяются и становятся едины с Христом, через которого они говорят «аминь» перед Богом великому «Да» Божьих обещаний, т. е. Самому Христу. Но прикрепляются они к Христу не сами — всех их прикрепляет к Христу Бог. То, что они едины с Христом, — от Бога и благодаря Богу, а не от них и не благодаря им.
Букв. «утверждает». Бог утверждает апостолов с верующими в Христе. Это означает, что Бог прикрепляет апостолов вместе с верующими к Христу, Помазаннику. Поэтому апостолы и верующие становятся едины не только с Христом, Помазанником, но и друг с другом, разделяя то помазание, которое Христос получил от Бога.
Т. е. апостолы с верующими прикреплены к Христу, Помазаннику. Это показывает, что апостолы, говоря о прикреплении к Христу посредством помазывающего Духа, ставили себя в один ряд с верующими, не считая себя особой группой, отдельной от верующих в Божьем всеобъемлющем спасении.
Т. е. к Помазаннику (Дан. 9:26, букв.).
Поскольку мы прикреплены Богом к Христу, Помазаннику, мы естественным образом оказываемся помазаны Богом вместе с Ним.
Помазывая, как сказано в предыдущем стихе, Бог ставит Свою печать. Поскольку Бог помазал нас с Христом, Он также поставил на нас Свою печать в Нём. См. прим. Эф. 1:131б.
Печать — это метка, которая отмечает нас как Божье наследие, Божье владение, как тех, кто принадлежит Богу. Залог — это задаток, гарантирующий, что Бог является нашим наследием, или владением, и что Он принадлежит нам (см. прим. Эф. 1:141а). Дух внутри нас — это залог, или задаток, Бога как нашей доли в Христе.
Когда Бог прикрепляет нас к Христу, это даёт тройной результат:
1) Он помазывает нас, вкладывая в нас Свои элементы;
2) Он ставит на нас Свою печать, образуя из божественных элементов отпечаток, который выражает Божий образ;
3) Он даёт залог, который становится для нас пробой — образцом и гарантией полного наслаждения Богом.
Посредством этих трёх переживаний помазывающего Духа, а также посредством переживания креста производится служение Христа.
Дух, задаток Бога как нашей доли, является для нас пробой; поэтому здесь говорится, что Он — в наших сердцах. В Рим. 5:5 и Гал. 4:6 говорится о любви, и поэтому там сказано, что Дух — в нашем сердце. Но в Рим. 8:16 говорится о работе Духа, поскольку там сказано, что Дух свидетельствует с нашим духом. Наше сердце — это любящий орган, а наш дух — это работающий орган.
Букв. «на мою душу». Апостол призывал, или просил, Бога быть свидетелем против его души, т. е. против него самого, если он говорит ложь.
Апостол хотел прийти к коринфским верующим не с жезлом для наказания, а в любви и духе кротости для созидания (1 Кор. 4:21). Чтобы избежать неприятных чувств, он воздержался от посещения. Он обошёлся с ними мягко и не захотел приходить к ним в печали (2 Кор. 2:1). Ему не хотелось господствовать над их верой — он хотел быть соработником с ними для их радости (ст. 24). Это была истина. Он призывал Бога засвидетельствовать его слова.
Чтобы стоять в объективной вере (1 Кор. 16:13 и прим. 1 Кор. 16:132в), верующим нужна субъективная вера. Если кто-то господствует над их субъективной верой, это ослабляет её, но если кто-то является соработником с ними для их радости, это укрепляет её.