Греческое слово означает «действительность» (противоположность суетности), «правда», «правдивость», «подлинность», «искренность». Это очень свойственный Иоанну термин и одно из глубочайших слов в Новом Завете; оно обозначает все аспекты действительности божественного домостроительства как содержание божественного откровения, передаваемые и раскрываемые святым Словом. К ним относятся:
1) Бог, который есть свет и любовь, воплотившийся и ставший действительностью всего божественного: божественной жизни, божественной природы, божественной силы, божественной славы и т. д., чтобы мы, обладая всем этим, наслаждались Им как благодатью, что показано в Евангелии Иоанна (Ин. 1:1, 4, 14-17).
2) Христос, который есть Бог воплощённый и в котором вся полнота Божества обитает телесно (Кол. 2:9), как действительность:
а) Бога и человека (Ин. 1:18, 51; 1 Тим. 2:5);
б) всех прообразов, предызображений и теней в Ветхом Завете (Кол. 2:16-17; Ин. 4:23, 24 и прим.);
в) всего божественного и духовного: божественной жизни и воскресения (Ин. 11:25; 14:6), божественного света (Ин. 8:12; 9:5), божественного пути (Ин. 14:6), мудрости, праведности, освящения и искупления (1 Кор. 1:30) и т. д.
Поэтому Христос является действительностью (Ин. 14:6; Эф. 4:21).
3) Дух, который есть Христос преображённый (1 Кор. 15:45; 2 Кор. 3:17), как действительность Христа (Ин. 14:16-17; 15:26) и божественного откровения (Ин. 16:13-15). Поэтому Дух является действительностью (1 Ин. 5:6).
4) Слово Божье как божественное откровение, которое не только раскрывает, но и передаёт действительность Бога и Христа, а также всего божественного и духовного. Поэтому Слово Божье тоже является действительностью (Ин. 17:17 и прим. Ин. 17:173).
5) Содержание веры, т. е. существенные элементы того, во что мы верим, как действительность полного благовестия (Эф. 1:13; Кол. 1:5); они раскрываются на протяжении всего Нового Завета (2 Кор. 4:2; 13:8; Гал. 5:7; 1 Тим. 1:1, прим. 1 Тим. 1:11, пункты 1 и 2; 1 Тим. 2:4 и прим. 1 Тим. 2:42в; 1 Тим. 2:7; 3:15 и прим. 1 Тим. 3:155д; 1 Тим. 4:3; 6:5; 2 Тим. 2:15, 18, 25; 3:7, 8; 4:4; Тит. 1:1, 14; 2 Фес. 2:10, 12; Евр. 10:26; Иак. 5:19; 1 Пет. 1:22; 2 Пет. 1:12).
6) Действительность того, что касается Бога, вселенной, человека, отношений человека с Богом и с другими людьми и обязательств человека перед Богом, раскрытая через творение и Писания (Рим. 1:18-20; 2:2, 8, 20).
7) Подлинность, истинность, искренность, честность, надёжность и верность Бога как божественная добродетель (Рим. 3:7; 15:8) и человека как человеческая добродетель (Мк. 12:14; 2 Кор. 11:10; Флп. 1:18; 1 Ин. 3:18) и как следствие божественной действительности (Ин. 4:23-24; 2 Ин. 1:1; 3 Ин. 1:1).
8) Всё истинное или действительное, истинное или действительное положение дел (факты), действительность, достоверность как противоположность лжи, обмана, притворства, лицемерия и заблуждения (Мк. 5:33; 12:32; Лк. 4:25; Ин. 16:7; Деян. 4:27; 10:34; 26:25; Рим. 1:25; 9:1; 2 Кор. 6:7; 7:14; 12:6; Кол. 1:6; 1 Тим. 2:7).
Из восьми вышеперечисленных пунктов первые пять относятся с точки зрения сущности к одной и той же действительности. Бог, Христос и Дух — Божественная Троица — сущностно едины. Поэтому Они, будучи основными элементами, из которых складывается субстанция божественной действительности, являются, по сути, одной действительностью. Эта единая божественная действительность является субстанцией Слова Божьего как божественного откровения. Поэтому она становится раскрытой божественной действительностью в божественном Слове и делает божественное Слово действительностью. Божественное слово передаёт эту единую божественную действительность как содержание веры, а содержание веры — это субстанция благовестия, раскрываемого во всём Новом Завете, как его действительность, т. е. просто божественная действительность Божественной Троицы. Когда мы причащаемся этой божественной действительности и наслаждаемся ей, она становится нашей подлинностью, искренностью, честностью и надёжностью — превосходной добродетелью в нашем поведении, позволяющей нам выражать Бога, Бога действительности, которым мы живём, и мы становимся людьми, живущими жизнью истины без всякой лживости и лицемерия — жизнью, соответствующей истине, раскрытой через творение и Писание.
Слово «истина» употребляется в Новом Завете более ста раз. Его значение в каждом случае определяется контекстом. Например, в Ин. 3:21, судя по контексту, оно обозначает правоту (противоположность зла — Ин. 3:19-20), т. е. действительность, явленную в человеке, который живёт в Боге согласно тому, чем Он является; эта правота соответствует божественному свету, который есть Бог, как источнику истины, явленной в Христе. В Ин. 4:23-24, судя по контексту этой главы и согласно всему откровению в Евангелии Иоанна, оно обозначает божественную действительность, становящуюся человеческой подлинностью и искренностью (противоположностью лицемерия безнравственной поклонницы-самарянки — Ин. 4:16-18) для истинного поклонения Богу. Божественная действительность — это Христос, который есть действительность (Ин. 14:6), как действительность всех ветхозаветных приношений для поклонения Богу (Ин. 1:29; 3:14), и как источник живой воды, животворящий Дух (Ин. 4:7-15), которого причащаются и которого пьют Его верующие, в результате чего Он может быть внутри них действительностью, которая в итоге становится их подлинностью и искренностью, в которой они поклоняются Богу таким поклонением, какого Он ищет. В Ин. 5:33 и Ин. 18:37, согласно всему откровению Евангелия от Иоанна, слово «истина» обозначает божественную действительность, воплощённую, раскрытую и выраженную в Христе как Сыне Божьем. В Ин. 8:32, 40, 44-46, судя по контексту этой главы, оно обозначает действительность Бога, раскрытую в Его слове (Ин. 8:47) и воплощённую в Христе, Сыне Божьем (Ин. 8:36), которая освобождает нас от уз греха (см. прим. Ин. 8:321).
Здесь, в ст. 6, под истиной понимается Божья раскрытая действительность в её аспекте божественного света. Она вытекает из божественного света, о котором говорится в ст. 5, и делает его действительным. Божественный свет — это источник в Боге; истина вытекает из божественного света и делает его действительным в нас (см. прим. 1 Ин. 4:82в; ср. Ин. 3:19-21). Когда мы пребываем в божественном свете, которым мы наслаждаемся в общении божественной жизни, мы делаем истину — то, что стало для нас действительным в божественном свете. Когда мы пребываем в источнике, мы начинаем делать то, что вытекает из него.