Сердце — это источник, мысли — это то, что исходит из него.
Сердце — это источник, мысли — это то, что исходит из него.
Правдиво, истинно в нравственном смысле. Здесь не имеется в виду фактическая достоверность.
Т. е. почётно, достойно глубокого уважения, благородно, степенно; подразумевается достоинство, вызывающее глубокое уважение.
Имеется в виду не справедливость, а правота перед Богом и человеком.
Имеется в виду отсутствие раздвоенности в намерениях и действиях, отсутствие всякого рода примесей.
Т. е. мило, приятно, внушает любовь.
Т. е. пользуется доброй славой, привлекательно, очаровательно, обаятельно.
В смысле «превосходство», т. е. нравственная энергия, проявляющаяся в активном действии. См. прим. 2 Пет. 1:311е и прим. 2 Пет. 1:54в.
Т. е. нечто достойное хвалы, что сопровождает добродетель. Первые шесть понятий включены в категорию, определяемую словами «всё, что...», а последние два — в категорию, определяемую словами «если есть какая-нибудь...» Это говорит о том, что последние два понятия являются обобщением первых шести, в каждом из которых есть какая-то добродетель или выдающаяся черта, а также нечто достойное хвалы.
Имеется в виду, что нужно думать, размышлять об этом, обращать на это внимание.
Не только узнали, но и приняли.
Не только слышали, но и видели.
Верующие должны не просто думать о том, что перечислено в ст. 8, но и делать, исполнять на практике то, что они узнали, приняли, слышали и видели в апостоле.
Бог мира является источником всего того, что перечислено в ст. 8-9. Если мы будем общаться с Ним и если Он будет с нами, то благодаря этому все эти добродетели выявятся в нашей жизни.
Или: «стоять на страже ваших сердец». Бог мира несёт охрану наших сердец и мыслей в Христе, не допуская нарушения нашего спокойствия и умиротворённости.
Греческий предлог, переданный здесь дательным падежом, часто переводится при помощи предлога «у» (Ин. 1:1; Мк. 9:19; 2 Кор. 5:8; 1 Ин. 1:2). Он обозначает направленность к кому-либо в смысле живого союза и сообщества и подразумевает общение. Следовательно, выражение «делаются известными Богу» означает здесь «делаются известными в общении с Богом».
Не «и благодарения», а «с благодарением». И наша молитва, и наше прошение должны сопровождаться благодарением Господа.
Молитва — это более общее понятие; её сущность — поклонение и общение. Прошение — это более конкретное понятие; его цель — удовлетворение конкретных потребностей.
Беспокойство, исходящее от Сатаны, является общим итогом человеческой жизни и мешает жизни верующих, в которой они живут Христа. Снисходительность, исходящая от Бога, — это общий итог жизни, в которой верующий живёт Христа. Беспокойство и снисходительность — это две противоположности.
Близко с точки зрения пространства и времени. С точки зрения пространства Господь близко к нам: Он готов прийти на помощь. Что касается времени, то Господь скоро придёт.
То, к чему призывает апостол в ст. 5-9, должно быть внешним выражением внутренней действительности того переживания Христа, о котором он говорил в гл. 1—3.
Т. е. умеренность, внимательность, внимательное обращение с другими, отсутствие упорства в отстаивании своих законных прав. Снисходительность противоположна честолюбию и тщеславию (Флп. 2:3), а также ропоту и рассуждениям (Флп. 2:14). Снисходительность — это Сам Христос как превосходная добродетель, проявляющийся в жизни верующих.
Греческое слово, переведённое как «даёт силу», означает «делает динамичным внутренне». Христос обитает в нас (Кол. 1:27). Он даёт нам силу, делает нас динамичными не снаружи, а изнутри. Благодаря такому внутреннему источнику силы Павел мог всё в Христе.
Небесный список, куда заносятся искупленные в Христе.
Вместе трудились, вместе состязались, боролись сообща, подобно команде атлетов.
Т. е. помогай им мыслить одно и то же в Господе и тем самым быть едиными.
Греческое слово означает «впряжённый в то же ярмо» (о двух волах, тянущих плуг); здесь оно употреблено в переносном смысле. Слово «сотрудник» означает, что человек впряжён с другим в одно ярмо и поэтому несёт с ним общее бремя.
Отсюда видно, что между этими двумя сёстрами был разлад; они не мыслили одинаково. Поэтому в этой книге был призыв одной душой бороться вместе с одушевлённым благовестием (Флп. 1:27), быть соединёнными в душе, мысля одно (Флп. 2:2), и иметь один и тот же разум, сосредоточенный на стремлении за Христом (Флп. 3:14-15).
Так, как апостол показал в предыдущей главе.
ср. Прит. 17:6
Радость — это нечто внутреннее; венок явлен внешне. Верующие были для апостола внутренним счастьем и внешней славой.
Греческое слово означает «прорасти и распуститься»; здесь подразумевается, что помыслы филиппийских верующих об апостоле были вопросом жизни. В течение некоторого времени их помыслы о Павле пребывали в дремлющем состоянии. Но когда Павел писал это Послание, их помыслы о нём уже начали вновь расцветать подобно тому, как прорастает и распускается растение.
Греческое слово означает «довольствующийся своим», «не нуждающийся в посторонней помощи». Это слово употребляли стоики, учившие, что человек должен быть доволен при любых обстоятельствах. Такое довольство противоположно практике эпикурейцев, о которой говорится в Флп. 3:18-19.
Быть смирённым, находиться в стеснённых обстоятельствах.
Жить в изобилии.
Словосочетание «во всяком деле» означает «в каждом отдельном случае», а словосочетание «во всех обстоятельствах» означает «во всех случаях». Эти два словосочетания, вместе взятые, охватывают всё, с чем человек сталкивается на протяжении жизни. Павел постиг секрет переживания Христа: переживать Его во всяком деле и во всяком месте.
Букв. «был посвящён (в то, как...)». Здесь Павел сравнивает себя с человеком, посвящённым в тайное общество и обученным его основным принципам. После своего обращения к Христу Павел был посвящён в Христа и в Тело Христово. Тогда он постиг секрет того, как делать Христа своей жизнью, как жить Христа, как возвеличивать Христа, как приобретать Христа и как жить церковной жизнью. Всё это — основные принципы.
Иметь изобилие, достаток, больше, чем необходимо.
Быть в нужде, терпеть лишения.
Павел был человеком в Христе (2 Кор. 12:2) и хотел, чтобы другие находили его в Христе. Теперь он провозглашает, что в Том, кто даёт ему силу, т. е. в Христе, он может всё. Таково всеобъемлющее и заключительное слово о его переживании Христа. Это «зеркальное отображение» того, что в Ин. 15:5 Господь говорит о наших органических отношениях с Ним: «Без Меня вы не можете делать ничего».
Результат их общения, их участия в благовестническом труде апостола. Этим результатом будет награда в день Господень.
Счёт, об открытии которого говорится в ст. 15. Мы должны, следуя примеру филиппийцев, открыть такой же счёт и постоянно увеличивать его приходную часть — плод своих даяний.
Полностью обеспечен.
Материальные блага, отданные для снабжения апостола.
Имеется в виду тюремное заключение Павла (Флп. 1:17).
Оказывая апостолу материальную поддержку, филиппийские верующие тем самым «открыли счёт» в своих отношениях с апостолом.
Предоставление и получение материальной поддержки для удовлетворения потребностей апостола в его благовестническом труде.
Церковь в Филиппах была единственным примером в деле снабжения посланца всем необходимым ради распространения благовестия.
Материальные блага, отдаваемые в дар Господнему слуге ради Господних интересов.
Слова «в Христе Иисусе» также относятся к слову «восполнит». Христос, будучи всеобъемлющим, является основой, элементом, сферой и каналом, в которых и при помощи которых Бог заботится о Своих людях согласно Своему богатству и в славе. Отсюда видно, что даже предоставление и получение верующими материальных благ тесно связаны с переживанием Христа.
Бог — не только Бог апостола, но и Бог верующих.
Слава — это Бог, который выражен в Своём великолепии и превосходстве, чтобы мы восхищались Им. То, что Богу воздаётся слава, означает, что тем самым выражается Бог. Когда мы жертвуем в Христе, жертвуем Богу, жертвуем для Его цели, результатом этого является Божья слава — не только для нашего наслаждения, но и для прославления Бога.
См. прим. Мф. 6:135ж.
«Дом цезаря» включал в себя всех, кто жил при дворце Нерона. Некоторые из этих людей обратились в результате встречи с Павлом и вошли в число верующих в Христа, живших в Риме.
Материальный дар филиппийцев для удовлетворения потребностей апостола рассматривался им как жертва Богу, приятная и благоугодная (Евр. 13:16). Выражая свою признательность, Павел давал понять, что сделанное филиппийцами для него было сделано для Бога. Это подразумевает его уверенность в том, что он был един с Богом и что его труд совершался Богом и для Бога.
В своих переживаниях апостол был убеждён и уверен, что он един с Богом и что Бог — это его Бог. Поскольку он рассматривал материальный дар, переданный ему филиппийцами, как жертву Богу, он твёрдо верил, что Бог, который был един с ним и был его Богом, обильно воздаст филиппийцам.
Полностью обеспечит, сполна удовлетворит потребности.
Поскольку филиппийцы заботились о Божьем посланце, Бог должен был позаботиться обо всякой их нужде.
Бог снабжает нас согласно Своему богатству, а не согласно нашим нуждам. Его богатство превосходит наши нужды.
Слова «в славе» относятся к слову «восполнит». Слава — это выражение Бога; это Бог, выраженный в великолепии. Обильное снабжение, которое Бог предоставляет верующим, Своим детям, выражает Бога и несёт в себе Божью славу. Апостол заверяет филиппийцев, что Бог с избытком снабдит их всем необходимым и сделает это так, что они войдут в Его славу.
Бог в Христе как наше снабжение и наслаждение, передаваемый нам и становящийся для нас действительным посредством обильного снабжения Духа Иисуса Христа (Флп. 1:19). Чтобы переживать Христа так, как Павел, необходима эта благодать.
Наш возрождённый дух, в котором обитает Дух Христа. Именно в нашем духе мы переживаем Христа и наслаждаемся Им так же, как Павел.
В начале, в гл. 1 этого Послания, темой которого является переживание Христа, отмечается, что именно обильное снабжение Духа Иисуса Христа даёт нам возможность жить Христа и даже возвеличивать Христа при любых обстоятельствах, чтобы наслаждаться Им как окончательным спасением. Здесь, в конце книги, говорится, что наше переживание Христа и наслаждение Им должны происходить в нашем духе, возрождённом для того, чтобы быть жилищем и сосудом для Триединого Бога. Таким образом, это целиком и полностью вопрос союза и слияния приготовленного Триединого Бога, ставшего всеобъемлющим животворящим Духом, и нашего духа, духа трёхчастных людей, преобразовываемых этим Духом. Мы должны жить и делать всё в нашем чудесном духе Триединым Богом как чудесным Духом. Только тогда мы сможем переживать Триединого Бога и наслаждаться Триединым Богом, приготовленным посредством воплощения, распятия, воскресения и вознесения, как неистощимо достаточной благодатью и таким образом стать Его полнотой, Его выражением.