Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
Гл.
-
Главы книги «Евангелие по Матфею»
Чтения
Закладки
Мои чтения
  • Новый Царь призвал Своих последователей на берегу моря, но чтобы дать им конституцию царства небес, Он поднялся на гору. Отсюда видно, что, для того чтобы царство небес стало действительностью, нам нужно перейти с Ним на более высокий уровень.

  • Когда новый Царь сел на горе, то не толпы, а Его ученики подошли к Нему и составили Его аудиторию. В конечном итоге Его учениками стали не только уверовавшие иудеи, но и сделанные учениками народы (язычники — Мф. 28:19). Позже ученики были названы христианами (Деян. 11:26). Поэтому слова, сказанные новым Царём на горе в гл. 5—7 о конституции царства небес, были обращены к верующим Нового Завета, а не к иудеям Ветхого Завета.

  • Греческое слово подразумевает «счастливы». То же в последующих стихах. Слова, сказанные новым Царём, будучи конституцией царства небес, являются откровением о духовной жизни царства небес и о его небесных принципах. Сказанное состоит из семи частей. Первая часть, Мф. 5:3-12, описывает природу тех, кто составляет народ царства небес. Они обладают девятью блаженствами. Эти люди нищи духом, они скорбят из-за нынешнего положения вещей, они кротко переносят нападки, они алчут и жаждут праведности, они милостивы к другим, они чисты сердцем, они творят мир, они гонимы за праведность, они подвергаются поношению и злословию из-за Господа.

  • Быть нищими духом — значит не только быть смиренными, но и быть опустошёнными в своём духе, в глубине своего существа, не держась за старое, за то, что относится к старому устроению, а освободившись от этого «груза», чтобы принять новое, принять то, что относится к царству небес.

  • Под духом здесь понимается не Дух Божий, а наш человеческий дух — глубочайшая часть нашего существа, орган, при помощи которого мы соприкасаемся с Богом и всё духовное становится действительным для нас. Нам нужно быть нищими, т. е. опустошёнными, «разгруженными», в этой части нашего существа, чтобы царство небес стало действительным для нас и мы овладели им. Это подразумевает, что царство небес является духовным, а не материальным.

  • Термин «царство небес» употребляется исключительно Матфеем, из чего видно, что царство небес — это не то же самое, что царство Божье (см. схему на стр. 24-25 в печатном издании), о котором говорится в остальных трёх Евангелиях. Царство Божье — это общее царствование Бога от вечности в прошлом до вечности в будущем. Оно охватывает вечность без начала прежде основания мира, избранных патриархов (включая Адамов рай), народ Израиля в Ветхом Завете, церковь в Новом Завете, грядущее тысячелетнее царство (включая его небесную часть, т. е. проявление царства небес, и его земную часть, т. е. Мессианское царство) и новое небо и новую землю с Новым Иерусалимом в вечности без конца. Царство небес — это особый раздел внутри царства Божьего, состоящий только из церкви сегодня и из небесной части грядущего тысячелетнего царства. Поэтому в Новом Завете, особенно в остальных трёх Евангелиях, царство небес, один из разделов царства Божьего, называется также «царством Божьим». В Ветхом Завете царство Божье как более общее понятие уже существовало у народа Израиля (Мф. 21:43); царство небес как более узкое понятие тогда ещё не пришло, и с приходом Иоанна Крестителя оно ещё только приблизилось (Мф. 3:1-2; 11:11-12).

    Согласно Евангелию от Матфея, у царства небес есть три аспекта: действительность, видимость и проявление. Действительность царства небес — это внутреннее содержание царства небес в его небесной и духовной природе, открытое новым Царём на горе в гл. 5—7. Видимость царства небес — это внешнее состояние царства небес в названии, открытое Царём на берегу моря в гл. 13. Проявление царства небес — это практическое пришествие царства небес в силе, раскрытое Царём на Элеонской горе в гл. 24—25. И действительность царства небес, и его видимость связаны сегодня с церковью. Действительность царства небес — это надлежащая церковная жизнь (Рим. 14:17), которая существует внутри видимости царства небес, известной как христианский мир. Проявление царства небес — это небесная часть грядущего тысячелетнего царства, названная царством Отца в Мф. 13:43 земная часть тысячелетнего царства — это Мессианское царство, названное в Мф. 13:41 царством Сына Человеческого и являющееся воссозданным шатром Давида, царством Давида (Деян. 15:16). В небесной части тысячелетнего царства, т. е. в царстве небес, проявленном в силе, побеждающие верующие будут царствовать с Христом тысячу лет (Отк. 20:4, Отк. 20:6); в земной части тысячелетнего царства, т. е. в Мессианском царстве на земле, те, кто войдёт в спасённый остаток Израиля, станут священниками и будут учить народы поклоняться Богу (Зах. 8:20-23).

    Если мы нищи духом, то царство небес — наше: мы находимся в его действительности сейчас, в веке церкви, и разделим его проявление в веке царства.

  • Вся обстановка в мире неблагоприятна для Божьего домостроительства. Сатана, грех, человеческое «я», тьма и привязанность к миру господствуют среди всех людей на земле. Божью славу оскорбляют, Христа отвергают, Святому Духу препятствуют, церковь находится в запустении, человеческое «я» растлено, а весь мир порочен. Бог хочет, чтобы мы скорбели о такой обстановке.

  • Если мы скорбим согласно Богу и Его домостроительству, мы будем утешены тем, что получим в награду царство небес. Мы увидим Божье небесное правление над неблагоприятной обстановкой.

  • Быть кротким — значит не сопротивляться противостоянию мира, а с готовностью переносить его.

  • Если мы будем кроткими, если мы будем с готовностью переносить противостояние мира в этом веке, мы унаследуем землю в грядущем веке, как показано в Евр. 2:5-8 и Лк. 19:17, 19.

  • Под праведностью здесь понимается то, что мы правы в своём поведении. Нам нужно алкать и жаждать этой праведности, искать такой праведности, чтобы мы вошли в царство небес (Мф. 5:10, 20).

  • Если мы будем алкать и жаждать праведности, Бог дарует нам ту праведность, которой мы ищем, чтобы мы насытились.

  • Быть праведными — значит давать человеку то, чего он заслуживает, а быть милостивыми — значит давать человеку то, чего он не заслуживает. Для царства небес нам нужно быть не только праведными, но и милостивыми.

  • Получить милость — значит получить то, чего мы не заслуживаем. Если мы будем милостивы к другим, Господь даст милость нам (2 Тим. 1:16, 18), особенно у Своего судного престола (Иак. 2:12-13).

  • Быть чистыми сердцем — значит не раздваиваться в своих стремлениях, иметь только одну цель: исполнить Божью волю для Божьей славы (1 Кор. 10:31). Это нужно для царства небес. Наш дух — это орган, которым мы принимаем Христа (Ин. 1:12; 3:6), а наше сердце — это почва, в которой Христос растёт как семя жизни (Мф. 13:19). Для царства небес нам нужно быть нищими духом, т. е. пустыми в своём духе, чтобы принять Христа. Кроме того, нам нужно быть чистыми, т. е. нераздвоенными, в своём сердце, чтобы Христос беспрепятственно рос в нас.

  • Если мы будем чисты сердцем в своём искании Бога, мы увидим Бога. Увидеть Бога — это награда для чистых сердцем. Это блаженство применимо и сегодня, и в грядущем веке.

  • Сатана, будучи бунтарём, является зачинщиком всякого бунта. Для царства небес мы должны, находясь под небесным правлением этого царства, творить мир среди людей (Евр. 12:14).

  • Наш Отец — Бог мира (Рим. 15:33; 16:20), обладающий мирной жизнью с мирной природой. Будучи рождены от Него, мы, если мы хотим быть миротворцами, должны ходить в Его божественной жизни и согласно Его божественной природе. В этом случае мы будем выражать Его жизнь и природу и нас назовут сыновьями Божьими.

  • Весь мир лежит в лукавом (1 Ин. 5:19) и наполнен неправедностью. Если мы будем алкать и жаждать праведности, мы будем гонимы за праведность. Ради царства небес нам нужно заплатить за праведность, которой мы ищем.

  • Если мы ищем праведности и готовы заплатить за неё, царство небес становится нашим: мы находимся в его действительности сейчас и получим в награду его проявление в грядущем веке.

  • Когда мы ведём жизнь для царства небес, в духовной природе царства и согласно небесным принципам царства, нас поносят, гонят и злословят, причём в основном это делают религиозные люди, которые держатся за свои традиционные религиозные представления. Именно так поступали по отношению к апостолам иудейские приверженцы религии в ранние дни царства небес (Деян. 5:41; 13:45, 50; 2 Кор. 6:8; Рим. 3:8).

  • В Мф. 5:10 говорится о гонении за праведность, т. е. о гонении по причине того, что мы ищем праведности, а в Мф. 5:11 говорится о гонении непосредственно из-за Христа, нового Царя, т. е. из-за того, что мы следуем за Ним.

  • Эта награда девятого блаженства показывает, что результаты предыдущих восьми блаженств — это тоже награды. Эта награда является великой и находится на небесах; это не земная награда, а небесная.

  • Вторая часть сказанного новым Царём на горе, Мф. 5:13-16, говорит о том влиянии, которое люди царства небес оказывают на мир. Они являются солью для охваченной тлением земли и светом для охваченного тьмой мира.

  • Соль — это вещество, которое в силу своей природы убивает и устраняет микробов тления. Для охваченной тлением земли люди царства небес являются таким веществом, удерживающим её от полного растления.

  • Если люди царства становятся пресными, это означает, что они не способны более выполнять свою «просаливающую» функцию. Они становятся такими же, как земные люди, и их невозможно отличить от неверующих.

  • Выбросить кого-либо — значит удалить его из царства небес (Лк. 14:35).

  • Топтать кого-либо — значит обращаться с ним как с бесполезной пылью.

  • Свет — это сияние светильника, озаряющее тех, кто во тьме. Для охваченного тьмой мира люди царства небес являются светом, прогоняющим тьму мира. По природе они являются исцеляющей солью, а по поступкам — сияющим светом.

  • Будучи сияющим светом, люди царства подобны городу, расположенному на горе, который не может быть скрыт. Это обретёт свою окончательную завершённость в святом городе, Новом Иерусалиме (Отк. 21:10-11, 23-24).

  • Греческое слово обозначает измерительный сосуд для зерна. Зажжённый светильник, будучи поставлен под сосуд, не может распространять свой свет. Люди царства как зажжённый светильник не должны быть накрыты сосудом — предметом, связанным с пищей, забота о которой заставляет людей беспокоиться (Мф. 6:25).

  • Свет как город на горе светит посторонним, а зажжённый светильник на подставке светит тем, кто в доме. Как город на горе, свет не может быть скрыт; как светильник на подставке, свет не должен быть скрыт.

  • Добрые дела составляют поведение людей царства; благодаря таким делам другие люди могут увидеть Бога и быть приведены к Нему.

  • Прославлять Бога Отца — значит воздавать Ему славу. Слава — это Бог выраженный. Когда люди царства выражают Бога в своём поведении и в своих добрых делах, другие люди видят Бога и воздают Богу славу.

  • Титул «ваш Отец» доказывает, что ученики, составлявшие аудиторию нового Царя, были возрождёнными детьми Божьими (Ин. 1:12; Гал. 4:6).

  • Третья часть сказанного Царём на горе, Мф. 5:17-48, говорит о законе людей царства небес.

  • Исполнение Христом закона здесь означает следующее:
    1) что касается положительной стороны, Он соблюдал закон;
    2) что касается отрицательной стороны, Своей заместительной смертью на кресте Он исполнил требование закона;
    3) в этой части Он дополнил старый закон Своим новым законом, что многократно выражается в словах: «А Я говорю вам» (Мф. 5:22, 28, 32, 34, 39, 44).
    То, что Христос соблюдал закон, дало Ему право исполнить требование закона Своей заместительной смертью на кресте. Поскольку Христос Своей заместительной смертью на кресте исполнил требование закона, появилась жизнь воскресения, которая дополняет закон, наполняет его до полноты. Старый закон, закон более низкого порядка, который требовал, чтобы его соблюдали и чтобы человек был наказан, закончился. Людям царства как детям Отца теперь нужно исполнять только новый закон, закон более высокого порядка, при помощи жизни воскресения, т. е. вечной жизни Отца. Старый закон был дан через Моисея, а новый закон был провозглашён Христом лично.

    В отношении закона есть два аспекта: заповеди закона и принцип закона. Заповеди закона были исполнены и дополнены приходом Господа, а принцип закона был заменён принципом веры согласно Божьему новозаветному домостроительству.

  • После тысячелетнего царства старое небо и старая земля уйдут, когда придут новое небо и новая земля (Отк. 21:1; Евр. 1:11-12; 2 Пет. 3:10-13). То, о чём говорится в законе, охватывает время до конца тысячелетнего царства, а то, о чём говорится у пророков, охватывает время вплоть до нового неба и новой земли (Ис. 65:17; 66:22). Вот почему в Мф. 5:17 сказано и о законе, и о пророках, а в Мф. 5:18 упоминается только закон, без пророков.

  • Греческий эквивалент еврейского «йод», самой маленькой в еврейском алфавите буквы, по форме похожей на запятую.

  • Греч. «керайа» — «рог», «выступ». Речь идёт о чёрточке, используемой при написании еврейских букв.

  • Под заповедями здесь понимается закон в Мф. 5:18. Люди царства не только исполняют закон, но и дополняют его. Поэтому они действительно не отменяют никаких заповедей закона.

  • Под праведностью здесь понимается не столько объективная праведность, т. е. Христос, которого мы приняли, когда уверовали в Него и благодаря этому были оправданы перед Богом (1 Кор. 1:30; Рим. 3:26), сколько субъективная праведность, т. е. обитающий в нас Христос, которого мы являем своей жизнью как нашу праведность, чтобы жить в действительности царства сегодня и войти в его проявление в будущем. Эта субъективная праведность обретается не просто исполнением старого закона, а дополнением старого закона посредством исполнения нового закона царства небес, который новый Царь даёт здесь, в этой части Слова. Эта праведность людей царства, т. е. праведность согласно новому закону царства, превосходит праведность книжников и фарисеев, т. е. праведность согласно старому закону. Наша природная жизнь не в силах достичь этой превосходящей праведности; её может произвести только жизнь более высокого порядка — Христова жизнь воскресения. Эта праведность, которая уподобляется свадебной одежде (Мф. 22:11-12), даёт нам право принять участие в свадьбе Агнца (Отк. 19:7-8) и унаследовать царство небес в его проявлении, т. е. войти в царство небес в будущем.

    Праведность книжников и фарисеев — это праведность букв, которой они добивались за счёт собственной жизни согласно старому закону букв; превосходящая праведность людей царства — это праведность жизни, которую они являют за счёт того, что принимают Христа как свою жизнь, согласно новому закону жизни. Праведность жизни и по природе, и по уровню намного превосходит безжизненную праведность, которой добивались книжники и фарисеи.

  • Для входа в царство Божье требуется возрождение как новое начало нашей жизни (Ин. 3:3, 5), а для входа в царство небес необходима превосходящая праведность в нашем житии после возрождения. Войти в царство небес — значит жить в его действительности сегодня и участвовать в его проявлении в будущем.

  • Слова, которые «вы слышали» (Мф. 5:21, 27, 33, 38, 43), — это закон старого устроения, а слова, которые «Я говорю вам» (Мф. 5:22, 28, 32, 34, 39, 44), — это новый закон царства, который дополняет закон старого устроения.

  • Закон старого устроения направлен против убийства как поступка (Мф. 5:21), а новый закон царства — против гнева, того, что побуждает к убийству. Поэтому требование нового закона царства глубже, чем требование закона старого устроения. Чтобы соответствовать требованию нового закона царства, необходима жизнь более высокого порядка — жизнь нового творения.

  • Слово «брат» доказывает, что эти слова Царя обращены к верующим.

  • В этом стихе представлены три вида суда. Первый — суд у ворот города, т. е. местный суд. Второй — суд, производимый синедрионом, т. е. суд более высокого уровня. Третий — суд, производимый Богом посредством Геенны огненной, т. е. высший суд. Новый Царь говорит здесь об этих трёх видах суда, используя образы из иудейского быта, поскольку вся Его аудитория состояла из иудеев. Однако применительно к людям царства, верующим Нового Завета, под всеми этими судами понимается суд Господа у судного престола Христа, показанный во 2 Кор. 5:10; Рим. 14:10, 12; 1 Кор. 4:4-5; 3:13-15; Мф. 16:27; Отк. 22:12 и Евр. 10:27, 30. Это ясно показывает, что новозаветные верующие, хотя они прощены Богом навсегда, всё равно подлежат суду Господа — суду не для гибели, а для воспитательного наказания, — если они грешат против нового закона царства, который даётся здесь. Однако, когда мы грешим против нового закона царства, мы получаем прощение и очищаемся кровью Господа Иисуса, если каемся и исповедуем свои грехи (1 Ин. 1:7, 9).

  • Т. е. «глупый, негодный человек». Слово, выражающее презрение.

  • Синедрионом назывался совет, состоявший из главных священников, старейшин, законников и книжников. Это был высший судебный орган у иудеев (Лк. 22:66; Деян. 4:5-6, 15; 5:27, 34, 41).

  • Т. е. «неразумный». Еврейское слово, выражающее осуждение и обозначающее бунтаря (Числ. 20:10). Это слово резче, чем «рака́», выражающее презрение.

  • Слово «Геенна», т. е. «долина Енны», соответствует еврейскому «Ге-Хинно́м», т. е. «долина Хиннома». Другое её название — Тофет (4 Цар. 23:10; Ис. 30:33; Иер. 19:13). Это глубокая долина вблизи Иерусалима, которая служила городской свалкой, куда выбрасывались для сожжения всякие нечистоты и тела преступников. Поскольку в ней непрерывно горел огонь, она стала символизировать место вечного наказания, огненное озеро (Отк. 20:15). Это слово употребляется также в Мф. 5:29-30; Мф. 10:28; Мф. 18:9; Мф. 23:15, Мф. 23:33; Мк. 9:43, Мк. 9:45, Мк. 9:47; Лк. 12:5 и Иак. 3:6.

  • Жертва, такая как жертва за грех, приносится, чтобы решить проблему греха, а дар — для общения с Богом.

  • Жертвенник был частью обстановки (Исх. 27:1-8) на внешнем дворе храма (3 Цар. 8:64). На жертвеннике приносились все жертвы и дары (Лев. 1:9, 12, 17). Провозглашая новый закон царства, Царь упомянул здесь об относящихся к старому устроению даре и жертвеннике, потому что во время Его служения на земле, во время переходного периода, с обрядовым законом старого устроения ещё не было покончено.

    В четырёх Евангелиях Господь до Своей смерти и воскресения в делах, связанных с внешними обстоятельствами, относился к Своим ученикам как к иудеям согласно старому закону, а в делах, связанных с духом и жизнью, считал их верующими, составляющими церковь, согласно новозаветному домостроительству.

  • Выражение «что-то против тебя» здесь, судя по всему, обозначает обиду, вызванную гневом или бранью в Мф. 5:22.

  • Мы должны прежде помириться со своим братом, чтобы наше воспоминание об обиде стёрлось и наша совесть была без преткновений. Тогда мы можем прийти и принести свой дар Господу и общаться с Ним с чистой совестью. Если два брата не помирятся друг с другом, Царь царства никогда не позволит им ни разделять царство в его действительности, ни царствовать в его проявлении.

  • Или: «умиротвори своего брата».

  • Скорее благоволи, пока не умер ты, не умер твой противник или не вернулся Господь, потому что тогда у тебя уже не будет возможности помириться со своим противником.

  • Т. е. истцу.

  • Выражение «в пути» означает, что мы ещё живём в этой жизни.

  • Это произойдёт у судного престола Христа, когда Он возвратится (2 Кор. 5:10; Рим. 14:10). Судьёй будет Господь, служителем — ангел, а тюрьмой — место наказания.

  • Выражение «выйти оттуда» (из тюрьмы) обозначает прощение в грядущем веке, в тысячелетии.

  • Римский кодрант был мелкой бронзовой монетой, равнявшейся четверти ассария. Здесь имеется в виду, что даже в самых мелких вопросах нам нужно тщательное очищение. Это показывает строгость нового закона.

  • То, что люди царства поворачивают к тому, кто бьёт их, и другую щёку, уступают тому, кто судится с ними, и плащ (Мф. 5:40) и идут с тем, кто заставляет их, вторую милю (Мф. 5:41), доказывает, что у них есть силы страдать вместо того, чтобы противиться, и силы ходить не в плоти и не в душе для собственных интересов, а в духе для царства.

  • Или: «зла».

  • Букв. «из».

  • Слово людей царства должно быть простым и правдивым: «да, да», «нет, нет». Они не должны пытаться убедить других обилием слов; они должны быть людьми правдивыми и немногословными.

  • Новый закон царства запрещает людям царства клясться как бы то ни было: небом, землёй, на Иерусалим или своей головой, потому что небо, земля, Иерусалим и их головы находятся не в их власти, а в Божьей.

  • Букв. «воздавай Господу». Клятва включает в себя обет, который необходимо воздать. Поэтому воздавать обещанное — значит исполнять свои клятвы.

  • Или: «Не клянись ложно».

  • Брачные узы могут быть разорваны только смертью (Рим. 7:3) или блудом. Поэтому разводиться по любой другой причине — значит прелюбодействовать.

  • Титул «сыновья вашего Отца» — это веское доказательство того, что люди царства, составляющие здесь аудиторию нового Царя, который провозглашает Свой указ на горе, являются возрождёнными верующими Нового Завета.

  • Дождь посылается на справедливых и несправедливых в веке благодати, но в грядущем веке, в веке царства, дождь не будет сходить на несправедливых (Зах. 14:17-18).

  • Люди царства, соблюдающие новый закон царства в действительности царства, получат награду в проявлении царства. Награда — это не то же самое, что спасение. Человек может быть спасён, но не получить награды. (См. прим. Евр. 10:35.)

  • Те, кто собирал взимавшиеся римлянами налоги. Почти все они злоупотребляли своей должностью, предъявляя чрезмерные требования на основании ложных обвинений (Лк. 3:12-13; 19:2, 8). Для иудеев было очень неприятно платить налоги римлянам. Народ презирал тех, кто занимался сбором налогов; их считали недостойными уважения (Лк. 18:9-10). Поэтому их ставили в один ряд с грешниками (Мф. 9:10-11).

  • То, что Царь провозгласил как новый закон царства в Мф. 5:21-30, дополнило закон старого устроения, а то, что Царь провозгласил как новый закон царства в Мф. 5:31-48, изменило закон старого устроения. Закон о разводе был введён в старом устроении из-за жёсткости человеческих сердец; этот закон не отвечал порядку, который Бог установил в начале (Мф. 19:7-8). Провозглашённый Царём новый указ восстановил брак, вернув его к началу, к порядку, который был установлен для него Богом (Мф. 19:4-6).

  • Букв. «отпустит свою жену». То же в следующем стихе.

  • См. прим. Мф. 5:22. То же в следующем стихе.

  • Резкость нового закона царства в этом стихе и в Мф. 5:30 показывает серьёзность греха по отношению к царству небес и необходимость любой ценой устранить то, что побуждает человека совершать грех. Здесь не имеется в виду, что действия, которые описаны в этих стихах, должны осуществляться в буквальном смысле; их можно осуществлять только в духовном смысле, как показано в Рим. 8:13, Кол. 3:5.

  • Закон старого устроения направлен против прелюбодеяния как внешнего поступка, а новый закон царства — против внутреннего побуждения сердца.

  • Нижняя одежда наподобие рубашки. То же во всей книге.

  • Древнеримская миля, равнявшаяся тысяче шагов.

  • То, что люди царства дают просящему и не отворачиваются от занимающего, доказывает, что материальное не занимает их и не владеет ими.

  • То, что люди царства должны быть совершенны, как совершенен их небесный Отец, означает, что они должны быть совершенны в Его любви. Они дети Отца, имеющие божественную жизнь и божественную природу Отца. Поэтому они могут быть совершенны, как совершенен их Отец. Требование нового закона царства намного выше, чем требование закона старого устроения. Этому более высокому требованию может отвечать только божественная жизнь Отца, но не природная жизнь. Царство небес — это высочайшее требование, а божественная жизнь Отца — это высочайшее снабжение, позволяющее отвечать этому требованию. Сначала благовестие показывает в Евангелии от Матфея царство небес как высочайшее требование, а в конце оно преподносит нам в Евангелии от Иоанна божественную жизнь небесного Отца как высочайшее снабжение, благодаря которому у нас может быть высочайшее житие царства небес. Требование нового закона царства в гл. 5—7 является, по сути, выражением новой жизни, божественной жизни, которая находится в возрождённых людях царства. Это требование открывает внутреннее существо возрождённых людей, показывая им, что они способны достичь такого высокого уровня и иметь такое высокое житие.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках