К ст. 1-10 см. прим. в Мф. 15:32-39.
К ст. 1-10 см. прим. в Мф. 15:32-39.
ст. 1-10; Мф. 15:32-39; ср. Мк. 6:34-44
Здесь в человечестве Спасителя-Раба ярко и трогательно проявились такие Его добродетели, как сострадание, сочувствие и нежная забота.
См. прим. Мк. 8:21.
См. прим. Мк. 6:431.
В некоторых рукописях: «было тех, кто ел».
Далмануфа, вероятно, была селением в землях Магадана (Мф. 15:39). По-видимому, она была расположена к западу от Галилейского моря.
К ст. 11-21 см. прим. в Мф. 16:1-12.
См. прим. Мк. 2:61. То же в ст. 15.
Знамение — это чудо, имеющее духовное значение.
Это ещё одна добродетель Господа в Его человечестве, показывающая Его чувства к человеку.
Букв. «если будет дано знамение». Еврейский оборот, как в Евр. 3:11.
См. прим. Мф. 13:331б. Закваской фарисеев было их лицемерие (Лк. 12:1), а закваской Ирода была его развращённость и несправедливость в политике (см. прим. Мк. 6:271б).
В некоторых рукописях: «что у них нет хлеба».
Слепой обозначает человека, который утратил внутреннее зрение, того, кто духовно слеп (Деян. 26:18; 2 Пет. 1:9).
Здесь в нежной, любовной заботе Спасителя-Раба о нуждающемся проявилось Его человечество. См. прим. Мк. 9:361.
Это, возможно, означает, что Спаситель-Раб не хотел допустить, чтобы толпа увидела и узнала то, что Он собирался сделать для этого слепого, поскольку Он велел ему даже не входить в селение (ст. 26). В духовном смысле это, возможно, означает, что Спаситель-Раб хотел, чтобы слепой уединился с Ним в доверительной обстановке, что позволит Ему наполнить слепого тем элементом, благодаря которому он прозреет. Всем, кто духовно слеп, нужно уединиться подобным образом со Спасителем-Рабом.
Слепота связана с тьмой (Деян. 26:18). Чтобы видеть, нужен свет. Слюна Спасителя-Раба, возможно, обозначает слово, исходящее из Его уст (см. прим. Ин. 9:61), — слово, которое передаёт тому, кто его принимает, божественный свет жизни для прозрения. Плюнув на глаза слепого и возложив на него руки, Спаситель-Раб дал ему намного больше, чем простое прикосновение, о котором просили для слепого его поводыри.
Отсюда видно, что Спаситель-Раб отождествил Себя со слепым, чтобы перелить в него Свой исцеляющий элемент.
Возможно, здесь наглядно показано, как человек видит духовное. На начальной стадии своего духовного выздоровления человек, возможно, видит духовное, как этот слепой, который видел людей как деревья и видел, что они ходят. После дальнейшего выздоровления он видит всё отчётливо.
См. прим. Мк. 1:311.
На протяжении всего Своего служения Спаситель-Раб, Раб Божий, не стремился к известности. См. прим. Мк. 1:441. То, что Он избегал известности, было одной из явленных Им добродетелей. Эта добродетель была трогательна и прекрасна.
В некоторых рукописях добавлено: «и не говори никому в селении».
К ст. 27-29 см. прим. в Мф. 16:13-16.
Спаситель-Раб не хотел рекламировать Себя.
К Мк. 8:31-38, Мк. 9:1 см. примечания в Мф. 16:21-28.
ср. Лк. 12:20
ср. Пс. 49:7-9
Рим. 1:16; 2 Тим. 1:8, 12, 16