См. прим. Мк. 1:311.
См. прим. Мк. 1:311.
Спасителю-Рабу потребовалось сначала море (ст. 7), а затем небольшая лодка, чтобы избежать давления толпы; отсюда видно, что толпа, теснившая Его, была помехой Его благовестническому труду.
См. прим. Мк. 2:61.
См. прим. Мк. 1:311. Восстановление сухой руки показало силу, присущую божеству Спасителя-Раба.
ср. 3 Цар. 13:4
По отношению к противникам Спаситель проявил гнев и сильно огорчился из-за их жёсткости, но по отношению к больному Он проявил сострадание и восстановил сухую руку. Его гнев и огорчение можно рассматривать как выражение подлинности Его человечества, а Его сострадание и исцеление соединяли в себе Его человеческую добродетель и божественную силу, которые были явлены людям одновременно. Таким образом, на глазах у людей было вновь выражено Его божество в Его человечестве. См. прим. Мк. 10:141.
Букв. «душу».
Это подразумевало, что Спаситель-Раб был Освободителем, который освободил этого страдающего человека от уз религиозного обряда.
К ст. 1-6 см. прим. в Мф. 12:9-14.
Букв. «бичи». Метафора, обозначающая несчастья, беды.
В некоторых рукописях: «входят они».
Это показывает занятость, а также старательность и верность Спасителя-Раба как Раба Божьего в Его благовестническом труде.
Восклицание «Он не в Себе» выражало природное беспокойство о Спасителе-Рабе со стороны Его родных. Эти слова дали книжникам повод хулить Его (ст. 22).
К ст. 22-30 см. прим. в Мф. 12:24-32.
См. прим. Мк. 2:61.
Это была хула, поводом для которой послужило восклицание в ст. 21, выражавшее природное беспокойство.
Спаситель-Раб изгонял бесов, злых работников, которые трудились для тёмного царства Сатаны, но Его противники говорили, что Он делает это правителем бесов. Как же коварен лукавый, побудивший этих злых противников говорить такое! Они были соработниками лукавого и даже были едины с ним.
Букв. «падали на Него».
То, что бесы кричали о Спасителе-Рабе, было ещё одной помехой Его благовестническому труду. Он повелевал им, чтобы они не разглашали о Нём.
Это было необходимо для распространения благовестнического труда Спасителя-Раба.
См. прим. Отк. 21:122б.
Слова «которых и назвал апостолами» в некоторых рукописях опущены.
См. прим. Мк. 1:142б.
См. прим. Мк. 1:231. Проповедовать (ст. 14) благовестие означало преподносить людям Бога; изгонять бесов означало не допускать к людям Сатану. Именно из этих двух частей складывалась основная цель благовестнического труда Спасителя-Раба.
К ст. 16-19 см. прим. в Мф. 10:2-4.
Букв. «наложил» или «положил». То же в ст. 17.
Греческое слово арамейского происхождения. Имя, присвоенное Иакову и Иоанну из-за их импульсивности (ср. Лк. 9:54-55; Мк. 9:38 и прим.).
Букв. «выдал». То же во всей книге.
Отсюда видно, что Спаситель-Раб, занимаясь благовестническим трудом, связывал сильного, Сатану. Благовестнический труд — это война, цель которой — уничтожить Сатану и его царство тьмы.
Лк. 12:10; ср. Евр. 10:29; Деян. 7:51
Грех, который не будет прощён вовек.
После хулы противников, которую спровоцировал Сатана, родственники Спасителя-Раба снова пришли мешать Ему своим природным беспокойством о Нём. К этому их тоже, несомненно, побудил лукавый.
Мк. 6:3; Ин. 2:12; 7:3, 5, 10; Деян. 1:14; 1 Кор. 9:5; Гал. 1:19
См. прим. Мф. 12:481. Тем самым Спаситель-Раб показал, что отвергает природное беспокойство Своих родственников. Чтобы разрушить замыслы лукавого и исполнить Свой благовестнический труд, Он отказался оставаться в каком-либо родстве согласно природной жизни. В этом проявилась Его абсолютная преданность Богу в Его человечестве.
См. прим. Мф. 12:501а.
Посредством Своего благовестнического труда Спаситель-Раб сделал уверовавших грешников Своими духовными родственниками, которые стали Его многими братьями (Рим. 8:29; Евр. 2:11) в доме Божьем (Евр. 3:5) и Его многими членами для созидания Его мистического Тела (Эф. 5:30; 1 Кор. 12:12), исполняющими волю Божью.