Евр. «Эль-Шаддай». См. прим. Быт. 17:12а.
Евр. «Эль-Шаддай». См. прим. Быт. 17:12а.
Букв. «землёй мест, где ты был пришельцем».
Быт. 11:32; Деян. 7:2; ср. Ос. 12:12
Или: «положил себе как подушку». То же в ст. 18.
ср. Числ. 12:6; Иов. 33:15-16
Сон Иакова играет очень важную роль в этой книге, и ст. 10-22 раскрывают самое важное в Божьем откровении. Бог желает обрести на земле дом, и Его намерение состоит в том, чтобы преобразовать Своих призванных в камни, в материал для Своего строения. В повествовании о сне Иакова наиболее значимыми элементами являются камень (ст. 11, 18, 22), столп (ст. 18), дом Божий (ст. 17, 19, 22) и масло (ст. 18). Камень символизирует Христа как камень основания, верхний камень и краеугольный камень для Божьего строения (Ис. 28:16; Зах. 4:7; Деян. 4:10-12). Кроме того, он символизирует преобразованного человека, который составлен Христом как преобразующим элементом, чтобы быть материалом для построения Божьего дома (Быт. 2:12; Мф. 16:18; Ин. 1:42; 1 Кор. 3:12; 1 Пет. 2:5; Отк. 21:11, 18-20), которым сегодня является церковь (1 Тим. 3:15) и завершённостью которого будет Новый Иерусалим как вечное жилище Бога и Его искупленных избранников (Отк. 21:3, 22). В ст. 11 Иаков использовал камень в качестве изголовья; это означает, что божественный элемент Христа, внедрённый в наше существо посредством нашего субъективного переживания Христа, становится изголовьем, на котором мы можем покоиться (ср. Мф. 11:28). Пробудившись от своего сна, Иаков поставил камень-изголовье столпом; это означает, что Христос, который был внедрён в нас и на котором мы покоимся, становится материалом и опорой для Божьего строения, Божьего дома (ср. 3 Цар. 7:21; Гал. 2:9; Отк. 3:12). Затем Иаков вылил на столп масло, символ Духа как завершённости Триединого Бога, достигающего человека (Исх. 30:23-30; Лк. 4:18); это символизирует то, что преобразованный человек един с Триединым Богом и выражает Его. Этот камень стал Вефилем, домом Божьим (ст. 19, 22). Божий дом — это взаимное жилище Бога и Его искупленных (Ин. 14:2, 23) — человек как жилище Бога (Ис. 66:1-2; 1 Кор. 3:16; Эф. 2:22; Евр. 3:6; Отк. 21:3) и Бог как жилище человека (Пс. 90:1; Ин. 15:5; Отк. 21:22). Поэтому дом Божий состоит из Бога и человека, которые слиты воедино. В Божьем доме Бог выражает Себя в человечестве, и здесь и Бог, и человек обретают взаимные и вечные удовлетворение и покой.
Эта лестница является центром, средоточием, сна Иакова. Этот сон представляет собой откровение о Христе, так как Христос является действительностью увиденной Иаковом лестницы (Ин. 1:51 и прим.). Христос как Сын Человеческий в Своём человечестве является лестницей, которая приносит небо (Бога) на землю (к человеку) и соединяет землю и небо воедино (ср. Ин. 14:6). Наш возрождённый дух, который сегодня является Божьим жилищем (Эф. 2:22), — это опора на земле, на которой установлен Христос как небесная лестница (2 Тим. 4:22). Поэтому всякий раз, когда мы обращаемся к своему духу, мы переживаем Христа как лестницу, которая приносит нам Бога и приводит нас к Богу (см. прим. Евр. 10:191б). Где есть эта лестница, там есть открытое небо, преобразованный человек, помазание на этом человеке и созидание дома Божьего из этого человека. Итогом Христа как небесной лестницы является Вефиль, церковь, Тело Христово, а завершённостью этой лестницы является Новый Иерусалим.
Ангелы — это служащие духи, посылаемые служить наследникам Божьего спасения (прим. Евр. 1:141, абз. 3).
То, что Бог называет Себя Богом Авраама и Богом Исаака, подразумевает, что Он станет и Богом Иакова. Бог Авраама — это Бог оправдания, Бог Исаака — Бог благодати, а Бог Иакова — Бог преобразования посредством божественного воспитания. В итоге Бог Иакова стал Богом Израиля (Быт. 33:20; Исх. 5:1), Богом преобразованного Иакова.
Бог обещал Иакову, что даст ему семя, землю и благословение (ст. 13-14), как Он обещал Аврааму (Быт. 12:3, 7; Быт. 13:14-16; Быт. 15:18; Быт. 22:17-18) и Исааку (Быт. 26:3-4). Земля предназначена для Божьего царства, а семя — для Божьего выражения и для распространения Божьего образа. И землёй, и семенем является Христос (см. прим. Быт. 15:31а), становящийся также благословением (ст. 14), которым мы благословляем других (Рим. 15:29).
Это было место на земле, но оно было соединено с небом; поэтому Иаков назвал его воротами неба. Находясь в церкви, в доме Божьем, на земле, мы можем войти в ворота неба, и благодаря Христу как небесной лестнице мы можем видеть и переживать небесное. См. прим. Евр. 4:161.
Быт. 31:45; 35:14; 1 Цар. 7:12; 2 Цар. 18:18; ср. Ин. 1:42
Название «Вефиль» означает «дом Божий». См. прим. Быт. 35:11а, абз. 2.
ср. Исх. 15:2; Втор. 26:17