Благодать Господа — это Сам Господь как жизнь для нас, которой мы можем наслаждаться (Ин. 1:17 и прим. Ин. 1:171; 1 Кор. 15:10 и прим. 1 Кор. 15:101а); любовь Бога — это Сам Бог (1 Ин. 4:8, 16) как источник благодати Господа, а общение Духа — это Сам Дух как передача благодати Господа с любовью Бога для нашего участия. Это не три отдельные вещи, а три стороны одного и того же, так же как Господь, Бог и Святой Дух — это не три отдельных Бога, а три «ипостаси... одного и того же неразделённого и неделимого» Бога (Филип Шафф). Греческое слово, переводимое как «ипостась» (и употреблённое в Евр. 11:1 — см. прим. Евр. 11:12), означает «подставка», «подпорка», т. е. то, что находится внизу и поддерживает, поддерживающая субстанция. Отец, Сын и Дух — это ипостаси, поддерживающие субстанции, составляющие единое Божество.
Любовь Бога — это источник, поскольку Бог есть начало; благодать Господа — это русло для Божьей любви, поскольку Господь есть выражение Бога, а общение Духа — это наделение благодатью Господа с любовью Бога, поскольку Дух есть передача Господа с Богом — чтобы мы переживали Триединого Бога и наслаждались Триединым Богом: Отцом, Сыном и Святым Духом — с Их божественными добродетелями. Первой здесь упоминается благодать Господа, потому что темой этой книги является благодать Христа (2 Кор. 1:12; 4:15; 6:1; 8:1, 9; 9:8, 14; 12:9). Это божественное качество, включающее три добродетели: любовь, благодать и общение, — и этот Триединый Бог, включающий три божественные ипостаси: Отца, Сына и Духа, — были необходимы отвлёкшимся и запутавшимся, но всё же утешенным и восстановленным коринфским верующим. Именно поэтому апостол упомянул все эти божественные и драгоценные элементы в одном предложении, завершая своё чудесное и дорогое Послание.
Этот стих является веским доказательством того, что триединство Божества предназначено не для доктринального понимания в систематическом богословии, а для того, чтобы Бог раздавал Себя в Своей Троице в Своих избранных и искупленных людей. В Библии Троица никогда не открывается просто как доктрина. Она открывается или упоминается всегда применительно к взаимоотношениям Бога с Его тварями, особенно с человеком, который был сотворён Им, а точнее — с Его избранными и искупленными людьми. Первый божественный титул, употребляемый в божественном откровении, по-еврейски «Элохи́м», — титул, употребляемый в связи с Божьим творением, — стоит во множественном числе (Быт. 1:1); это подразумевает, что Бог, будучи Творцом небес и земли для человека, триедин. В связи с сотворением человека по Его собственному образу и согласно Его собственному подобию Он говорит о Себе во множественном числе, употребляя слова «сделаем» и «Нашему», что указывает на Его Троицу (Быт. 1:26) и подразумевает, что Он хочет быть един с человеком и выражать Себя через человека в Своей Троице. Позже, в Быт. 3:22 и Быт. 11:7 и Ис. 6:8, Он вновь и вновь говорил о Себе во множественном числе, когда касался Своих взаимоотношений с человеком и со Своим избранным народом.
С целью искупить падшего человека и тем самым вновь получить основание для того, чтобы быть единым с человеком, Он воплотился (Ин. 1:1, 14) в Сыне и через Духа (Лк. 1:31-35), став человеком, и прожил человеческую жизнь на земле — также в Сыне (Лк. 2:49) и Духом (Лк. 4:1; Мф. 12:28). В начале служения Сына на земле Отец помазал Его Духом (Мф. 3:16-17; Лк. 4:18), чтобы Он достиг людей и вернул их к Нему. Непосредственно перед тем, как Он был распят в плоти и воскрес, став животворящим Духом (1 Кор. 15:45), Он ясными словами раскрыл Своим ученикам Свою таинственную Троицу (Ин. гл. 14-17), сказав, что Сын в Отце и Отец в Сыне (Ин. 14:9-11), что Дух есть преображение Сына (Ин. 14:16-20), что трое, сосуществуя и взаимоприсутствуя одновременно, пребывают с верующими для их наслаждения (Ин. 14:23; 17:21-23) и что всё, что имеет Отец, принадлежит Сыну, а всё, чем обладает Сын, получает Дух, чтобы возвещать это верующим (Ин. 16:13-15). Такая Троица целиком и полностью связана с раздаянием приготовленного Бога в верующих (Ин. 14:17, 20; 15:4-5), чтобы они были едины в Триедином Боге и с Триединым Богом (Ин. 17:21-23).
После Своего воскресения Он поручил Своим ученикам сделать учениками народы, крестя их в имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф. 28:19); т. е. Он поручил ученикам приводить тех, кто верит, в Триединого Бога, в органический союз с приготовленным Богом, прошедшим через воплощение, человеческую жизнь и распятие и вошедшим в воскресение. На основании этого органического союза апостол, завершая это божественное Послание к коринфянам, благословил их благословенной Божественной Троицей в участии в благодати Сына с любовью Отца через общение Духа. В этой Божественной Троице Бог Отец приводит всё в действие во всех членах церкви, которая есть Тело Христово, через служения Господа, Бога Сына, посредством даров Бога Духа (1 Кор. 12:4-6).
Всё божественное откровение в Послании к эфесянам о произведении, существовании, росте, созидании и борьбе церкви как Тела Христова состоит из божественного домостроительства, из раздаяния Триединого Бога в членов Тела Христова. В Эф. 1 раскрывается, что Бог Отец избрал и предопределил этих членов в вечности (Эф. 1:4-5), Бог Сын искупил их (Эф. 1:6-12), а Бог Дух как залог стал печатью на них (Эф. 1:13-14); таким образом Он вкладывает Себя в Своих верующих для образования церкви, которая есть Тело Христово, полнота Того, кто наполняет всё во всём (Эф. 1:18-23). В гл. 2 показано, что в Божественной Троице все верующие: и иудеи, и язычники — имеют доступ к Богу Отцу через Бога Сына в Боге Духе (Эф. 2:18). Отсюда видно, что все трое сосуществуют и взамоприсутствуют одновременно даже после всех процессов воплощения, человеческой жизни, распятия и воскресения. В гл. 3 апостол молился о том, чтобы Бог Отец дал верующим укрепиться через Бога Духа в их внутреннего человека, чтобы Христос, Бог Сын, устроил Себе дом в их сердцах, т. е. занял всё их существо, чтобы им наполниться ко всей полноте Божьей (Эф. 3:14-19). Это высшая точка в переживании верующими Бога и в их участии в Боге в Его Троице. В гл. 4 наглядно показано, что приготовленный Бог как Дух, Господь и Отец слит с Телом Христовым (Эф. 4:4-6), чтобы все члены Тела переживали Божественную Троицу. Глава 5 увещевает верующих хвалить Господа, Бога Сына, песнями Бога Духа и благодарить Бога Отца в имени нашего Господа Иисуса Христа, Бога Сына (Эф. 5:19-20). Таким образом мы хвалим и благодарим приготовленного Бога в Его Божественной Троице за наше наслаждение Им как Триединым Богом. Глава 6 учит нас сражаться в духовной войне, исполняясь силы в Господе, Боге Сыне, облекаясь во все доспехи Бога Отца и используя меч Бога Духа (Эф. 6:10, 11, 17). Таким образом верующие переживают Триединого Бога и наслаждаются Им даже в духовной войне.
Апостол Пётр в своих Посланиях подтверждал, что Бог триедин для наслаждения верующих, указывая верующим на избрание Бога Отца, освящение Бога Духа и искупление Иисуса Христа, Бога Сына, совершённое Его кровью (1 Пет. 1:2). И апостол Иоанн подкреплял откровение о том, что Божественная Троица предназначена для участия верующих в приготовленном Триедином Боге. В Откровении он благословлял церкви в различных местностях благодатью и миром от Бога Отца, Того, кто есть, и кто был, и кто должен прийти, и от Бога Духа, семи Духов, которые перед Его престолом, и от Бога Сына, Иисуса Христа, верного Свидетеля, Первородного из мёртвых и Правителя земных царей (Отк. 1:4-5). Благословение Иоанна, данное церквям, показывало также, что приготовленный Триединый Бог — во всём, чем Он является как вечный Отец, во всём, что Он способен сделать как семикратно усиленный Дух, и во всём, чего Он достиг и что Он приобрёл как помазанный Сын, — предназначен для наслаждения верующих, чтобы они были Его совокупным свидетельством как золотые светильники (Отк. 1:9, 11, 20).
Таким образом, совершенно ясно, что божественное откровение о триединстве Божества, содержащееся в святом Слове, начиная с Бытия и заканчивая Откровением, предназначено не для богословского изучения, а для постижения того, как Бог в Своей таинственной и удивительной Троице раздаёт Себя в Своих избранных людей, чтобы мы, будучи Его избранными и искупленными людьми, могли, как показано в этом благословении, с которым апостол обращается к коринфским верующим, участвовать в приготовленном Триедином Боге, переживать Его, наслаждаться Им и обладать Им ныне и вовеки. Аминь.