См. прим. к заглавию Пс. 8:0 (загл.).
См. прим. к заглавию Пс. 8:0 (загл.).
Пс. 42:0 (загл.)
Этот псалом, посвящённый любви псалмиста к Божьему дому с Христом, стоит после псалмов о лишениях, испытываемых Божьими ищущими, и о разорении Божьего дома; этот раздел начинается с Пс. 73. В процессе восстановления и воссоздания (Пс. 80) Божий дом становится всё более прелестным и сладостным.
Глубинным содержанием Пс. 84 является тайное откровение о наслаждении Христом как воплощённым Триединым Богом, Богочеловеком. Центром этого тайного откровения является Дом Божий (ст. 4, 10), показанный в прообразах скинии (Исх. 40:2-8) и храма (3 Цар. 6:1-3; 3 Цар. 8:3-11). Христос как воплощение Триединого Бога (Кол. 2:9) является исполнением прообразов скинии и храма. Это исполнение началось при Его воплощении в качестве индивидуального Христа (Ин. 1:14; Ин. 2:21) и будет продолжаться, пока не достигнет завершённости в Новом Иерусалиме в качестве совокупного Христа, великого Богочеловека (Отк. 21:2-3, 22). Начиная с Евангелия от Матфея и заканчивая Откровением Новый Завет раскрывает всю панораму воплощения Триединого Бога и представляет собой повествование о божественном воплощении. Наслаждение Христом как воплощённым Триединым Богом в Божьем доме изображено посредством устройства скинии и её предметов (см. прим. Пс. 84:31 и прим. Евр. 9:41 и прим. Евр. 9:43в).
См. прим. Пс. 84:41.
То, что псалмист томился и даже изнемогал по Божьим обителям, указывает на то, как сильно он любил Божьи обители. Эта любовь достигла зрелости, пройдя через многие испытания.
Это — бронзовый жертвенник для жертв и золотой жертвенник для курения. Два жертвенника обозначают главные завершённости работы воплощённого Триединого Бога, то есть Христа как воплощения Бога для Его увеличения. То, что в Исх. 40:5-6 эти два жертвенника упоминаются вместе, указывает на то, что в наших духовных переживаниях они тесно связаны. На бронзовом жертвеннике (прообраз креста Христова) посредством распятого Христа как жертв решаются наши проблемы перед Богом. Это даёт нам право войти в скинию (прообраз Христа как воплощённого Триединого Бога, в которого можно войти) и коснуться Бога у жертвенника курения. На золотом жертвеннике курения перед Святым Святых (см. прим. Евр. 9:41) воскрешённый Христос в Своём вознесении является курением, благодаря которому Бог может принять нас в мире. Посредством своей молитвы у жертвенника курения мы входим в Святое Святых — свой дух (Евр. 10:19), — где мы переживаем Христа как Ковчег Свидетельства с его содержимым. Благодаря такому переживанию Христа мы входим в совокупность скинии, воплощённого Триединого Бога, становясь частью совокупного Христа (1 Кор. 12:12) в качестве свидетельства Бога для Его явления. См. прим. Исх. 16:331а и прим. Иер. 31:331, абз. 2.
Воробей и ласточка обозначают верующих — маленьких и хрупких.
Дом — это место покоя, а гнездо — это место укрытия. Благодаря двум жертвенникам Божьи искупленные могут найти гнездо как своё укрытие и дом с Богом в покое. Крест Христа, показанный в прообразе бронзового жертвенника, является нашим «гнездом», нашим укрытием, где мы спасаемся от бед и где мы «кладём» своих «птенцов», т. е. производим новых верующих через благовествование. Когда мы переживаем воскрешённого Христа в Его вознесении, показанного в прообразе золотого жертвенника курения, мы оказываемся приняты Богом в таком Христе и находим себе жилище, место покоя, в доме Божьем. Этим домом является приготовленный и завершённый Триединый Бог, образовавший союз, слияние и совокупность со всеми Своими искупленными, возрождёнными и преобразованными избранниками (Ин. 14:1-23), чтобы быть Телом Христовым в нынешнем веке и Новым Иерусалимом как взаимным жилищем Бога и Его искупленных в вечности (Отк. 21:3, 22).
Как прообраз, дом — это церковь в своей целостности (1 Тим. 3:15), а обители (ст. 1) — это поместные церкви (Отк. 1:11).
Дороги на Сион обозначают наше намерение войти в церковь как Дом Божий и искать воплощённого Триединого Бога в Его завершённостях, прообразом которых служит обстановка скинии (см. прим. Пс. 84:31 в этой главе и прим. Евр. 9:43в). С одной стороны, мы уже вошли в Бога; с другой стороны, мы по-прежнему идём дорогами, чтобы войти в Бога. То, что эти дороги — в нашем сердце, означает, что мы должны идти путём церкви внутренне, а не просто внешне.
Название «Баха» означает «плач». С одной стороны, те, кто идёт дорогами на Сион, находят силу в Боге (ст. 5); с другой стороны, им противостоит Сатана, из-за которого они претерпевают гонения. Беды и гонения, вызванные Сатаной, могут сделать дорогу долиной плача. Это особое название подразумевает, что Бог подвергал псалмиста наказанию и лишениям (см. прим. Пс. 73:261б и прим. Иов. 3:11а).
Когда мы проходим через долину Баха, Бог превращает её в родник (ср. Кол. 1:24; Евр. 10:34). Этим родником является Дух (Ин. 4:14; Ин. 7:38-39). Чем больше мы плачем на дорогах на Сион, тем больше мы получаем Духа. Когда мы плачем, мы наполняемся Духом и Дух становится нашим родником.
Те, кто входит в церковную жизнь, пройдя через долину плача, обнаруживают, что этот плач в итоге стал для них огромным благословением. Этим благословением является Дух (Гал. 3:14). Слёзы, текущие из их глаз, — их собственные, но эти слёзы превращаются в родник, который становится ранним дождём, Духом как благословением.
Хотя мы находимся на земле, в церкви как доме Божьем мы тем не менее находимся на небесном Сионе (Евр. 12:22). См. прим. Быт. 22:22а и прим. Пс. 48:21б.
Слова «щит» и «помазанник» указывают на царя Давида, который является прообразом Христа как щита для Божьего народа и как Божьего Помазанника.
Благословениями нашего обитания в доме Божьем является наше наслаждение воплотившимся и завершённым Триединым Богом как нашим солнцем, снабжающим нас жизнью (Ин. 1:4; Ин. 8:12), как нашим щитом, защищающим нас от Божьего врага (Эф. 6:11-17), как благодатью для нашего наслаждения (Ин. 1:14, 17) и как славой для проявления Бога в великолепии (Отк. 21:11, 23).
Вероятно, псалмист под влиянием своих сложных эмоций имеет здесь в виду соблюдающих закон Божий. См. прим. Пс. 18:201 и прим. Пс. 73:21.
Вероятно, псалмист, также под влиянием своих сложных эмоций, имеет здесь в виду человека, обитающего в Божьем доме.