Облако служит для того, чтобы вести людей в следовании за Господом (Числ. 9:15-22), и Господь находится в облаке, чтобы быть с народом (Исх. 13:21-22).
Облако служит для того, чтобы вести людей в следовании за Господом (Числ. 9:15-22), и Господь находится в облаке, чтобы быть с народом (Исх. 13:21-22).
Греческое слово, переведённое как «свидетели», подразумевает значение «мученики».
Или: «тяжесть», «груз», «помеху». Те, кто бежит в состязании, сбрасывают всякую лишнюю тяжесть, всякий обременительный груз, чтобы ничто не мешало им выиграть состязание.
Под грехом здесь понимается в основном то, что опутывает нас и мешает бежать в состязании, так же как грех, совершаемый по собственной воле, о котором говорится в Евр. 10:26, увёл бы еврейских верующих от пути нового завета в Божьем домостроительстве. (См. прим. Евр. 10:261.) И обременительная тяжесть, и опутывающий грех помешали бы еврейским верующим и не позволили бы им бежать в небесном состязании по пути нового завета, пути следования за Иисусом, которого иудаизм отверг.
Христианская жизнь — это состязание. Все спасённые христиане должны бежать в состязании, чтобы завоевать награду (1 Кор. 9:24) — не спасение в обычном смысле (Эф. 2:8; 1 Кор. 3:15), а награду в особом смысле (Евр. 10:35; 1 Кор. 3:14). Апостол Павел бежал в состязании и завоевал награду (1 Кор. 9:26-27; Флп. 3:13-142 Тим. 4:7-8).
Греческое слово, переведённое как «отворачивать взор», означает «смотреть с полной сосредоточенностью, отвернувшись от всего остального». Еврейские верующие должны были отвернуть взор от всего, что их окружало, от своей старой религии, иудаизма, и его гонения и от всего земного, чтобы обратить взор к Иисусу, который сейчас посажен по правую руку престола Божьего на небесах.
Удивительный Иисус, восседающий на престоле на небе и увенчанный славой и честью (Евр. 2:9), — это самое привлекательное, что есть во вселенной. Подобно громадному магниту, Он притягивает к Себе всех Своих ищущих. Мы отворачиваем взор от всего остального именно потому, что нас привлекает Его чарующая красота. Если бы не это чарующее зрелище, как бы мы отвернули взор от такого множества отвлекающих вещей на земле?
Или: «Основоположнику», «Первооткрывателю», «Вождю», «Первопроходцу», «Предшественнику». То же греческое слово, что и в Евр. 2:10. Все побеждающие святые в Ветхом Завете — это только свидетели веры, а Иисус — это Начинатель веры. Он Основоположник, Первооткрыватель, источник и причина веры. В своём природном человеке мы не имеем способности верить. Сами по себе мы не имеем веры. Вера, которой мы спасаемся, — это драгоценная вера, полученная нами от Господа (2 Пет. 1:1). Когда мы обращаем взор к Иисусу, Он, как животворящий Дух (1 Кор. 15:45), наполняет нас Собой, Своим элементом веры. Тогда в нашем существе естественным образом возникает своего рода доверие, и у нас появляется вера, чтобы верить в Него. Эта вера — не от нас, а от Того, кто вкладывает Себя как элемент веры в нас, чтобы верить за нас. Поэтому Он Сам является нашей верой. Мы живём Им как нашей верой, т. е. живём Его верой (Гал. 2:20), а не собственной.
Будучи Начинателем и источником веры, Иисус также является Вождём, Первопроходцем и Предшественником веры. Он проложил путь веры и, будучи Предшественником, первым прошёл его. Поэтому Он может провести нас по Своим стопам тропой веры. Когда мы обращаем взор к Нему как Основоположнику веры в Его жизни и Его пути на земле и как Завершителю веры в Его славе и на Его престоле на небе, то Он переливает в нас веру, Основоположником и Завершителем которой Он является, и даже наполняет нас этой верой.
Или: «Тому, кто заканчивает нашу веру», «Тому, кто делает нашу веру совершенной». Иисус — это также Тот, кто заканчивает нашу веру, кто делает её совершенной. Он закончит то, чему Он положил начало. Он завершит то, что Он начал. Если мы будем постоянно обращать взор к Нему, Он сделает законченной и совершенной нашу веру, которая нужна нам, чтобы бежать в небесном состязании.
Для Бога святость — это Его святая природа; для нас святость — это наше освящение, наша отделённость для Бога. (См. прим. Рим. 1:23.) Здесь подразумевается, что, когда мы стремимся к миру со всеми людьми, нужно помнить об освящении перед Богом. Наше стремление к миру со всеми людьми должно быть уравновешено нашим освящением перед Богом, нашей отделённостью для Бога, без которой никто не увидит Господа и не будет иметь общения с Ним.
Или: «вывернуто». Другое значение, «совращено», как в 1 Тим. 1:6; 5:15 и 2 Тим. 4:4, не соответствует последующему противопоставлению («а наоборот, было исцелено») и не вписывается в контекст так, как первое значение. Контекст подразумевает, что колебавшиеся еврейские верующие должны были оставить даже внешние признаки обычаев иудаизма (т. е. проложить прямые тропы), чтобы они, хромые члены (конечности) Тела, не впали в отступничество (т. е. не были вывихнуты), а наоборот, полностью перешли на путь нового завета (т. е. были исцелены).
Христианская жизнь состоит не из теоретических доктрин, о которых наш разум должен думать. Она должна состоять из практических троп, по которым наши ноги должны ходить. Все правильные, здоровые доктрины в Библии — это тропы, по которым можно ходить. Это особенно верно в отношении Послания к евреям. Сначала эта книга преподносит нам самые высокие и самые здоровые доктрины о Христе и Его новом завете. Затем, основываясь на надлежащих доктринах, которые показаны в ней, она повелевает нам бежать в состязании и прокладывать прямые тропы для наших ног. В первом разделе этой книги (Евр. 1:1-10:18) рассматриваются доктрины, а во втором (Евр. 10:19-13:25) — состязание и тропы.
Букв. «поставьте прямо».
Мир — это плод праведности (Ис. 32:17). Святость — это внутренняя природа, а праведность — это внешнее поведение. Божье наказание помогает верующим не только причащаться Его святости, но также быть правыми и перед Богом, и перед человеком, чтобы в такой обстановке праведности они наслаждались миром как сладким плодом, мирным плодом праведности.
Начиная с Евр. 1:3 эта книга постоянно указывает нам на Христа, посаженного на небе. Во всех остальных своих Посланиях Павел показывает нам главным образом Христа, который обитает в нашем духе (Рим. 8:10; 2 Тим. 4:22) как животворящий Дух (1 Кор. 15:45), чтобы быть нашей жизнью и всем для нас. Но в этой книге он особо указывает нам на Христа, который сел на небе и у которого множество аспектов, чтобы Он мог всесторонне заботиться о нас. В других Посланиях Павла обитающий в нас Христос противопоставляется нашей плоти, нашему «я» и нашему природному человеку. В этой книге небесный Христос противопоставляется земной религии и всему земному. Чтобы переживать обитающего в нас Христа, нужно обращаться к духу и соприкасаться с Ним. Чтобы наслаждаться небесным Христом, нужно отвернуть взор от всего, что на земле, к Нему — к Тому, кто сел по правую руку престола Божьего. Своей смертью и воскресением Он совершил всё необходимое и Богу, и человеку. Теперь в Своём вознесении Он сидит на небесах — сидит в лице Сына Божьего (Евр. 1:5) и Сына Человеческого (Евр. 2:6), в лице Бога (Евр. 1:8) и человека (Евр. 2:6), как назначенный Наследник всего (Евр. 1:2), Помазанник Божий (Евр. 1:9), Начинатель нашего спасения (Евр. 2:10), Освящающий (Евр. 2:11), Тот, кто постоянно выручает нас (Евр. 2:16), Тот, кто мгновенно помогает нам (Евр. 4:16), Апостол от Бога (Евр. 3:1), Первосвященник (Евр. 2:17; 4:14; 7:26), Служитель истинной скинии (Евр. 8:2) с более превосходным служением (Евр. 8:6), поручительство и Посредник лучшего завета (Евр. 7:22; 8:6; 12:24), Исполнитель нового завещания (Евр. 9:16-17), Предшественник (Евр. 6:20), Начинатель и Завершитель веры (ст. 2) и великий Пастырь овец (Евр. 13:20). Если мы обратим взор к Нему, такой удивительной и всеобъемлющей Личности, Он будет преподносить нам небо, жизнь и силу, переливая в нас всё, чем Он является, и наполняя нас всем этим, чтобы мы могли бежать в небесном состязании и жить небесной жизнью на земле. Таким образом Он будет вести нас по этой тропе в течение всей нашей жизни и приведёт нас в славу (Евр. 2:10).
Благодать Божья пришла к нам через Христа (Ин. 1:14, 17). Следовательно, это также благодать Христа (2 Кор. 13:14; 12:9). В нашем переживании этой благодатью является просто Сам Христос (Гал. 6:18, ср. 2 Тим. 4:22). Когда мы отпадаем от благодати, мы превращаемся в ничто, отделённые от Христа (Гал. 5:4). В связи с этим Павел предупреждал церкви Галатии, которым угрожала та же опасность, что и еврейским верующим, чтобы они не оказались отделёнными от Христа, будучи совращены к закону иудейской религии, потому что тогда они отпали бы от благодати Божьей, т. е. от Самого Христа. Мы должны не отпадать от благодати, а иметь благодать (ст. 28), утверждаться благодатью (Евр. 13:9) и стоять в благодати (Рим. 5:2). И Послание к галатам, и Послание к евреям заканчиваются благословением благодати (Гал. 6:18; Евр. 13:25).
Контекст подразумевает, что корень горечи — это, судя по всему, кто-то из иудействующих, кто мог совратить еврейских верующих от благодати Божьей к обрядам иудаизма и из-за кого они могли оскверниться в глазах Бога, проявив пренебрежение к Божьей святости.
Святость — это природа Бога. Причаститься святости Бога — значит причаститься Его святой природы. Если бы еврейские верующие остались в иудаизме, это было бы нечто обыденное, несвятое. Им нужно было освятиться для Божьего нового завета, чтобы причаститься Божьей святой природы. С этой целью было вызвано гонение, которое должно было наказать их, чтобы они были освящены от обыденного.
Исх. 20:12; Эф. 6:2; ср. Втор. 21:18-21
С точки зрения Бога, гонение со стороны иудаизма, которому подвергались еврейские верующие, было наказанием, воспитанием.
См. прим. Евр. 11:101а.
Или: «праздничному собранию». Греческое слово означает «всеобщее собрание», «полное собрание» и используется для обозначения группы людей, собравшихся, чтобы праздновать какое-либо всенародное торжественное событие, такое как олимпийские игры. Весь век нового завета представляет собой праздник, а мириады ангелов, т. е. служащих духов, которые при новом завете служат наследникам спасения (Евр. 1:14), являются всеобщим собранием, торжествующим по случаю чудесного праздника «столь великого спасения» (Евр. 2:3), величайшей и самой захватывающей «игры» во вселенной! Возможно, на это указывают слова Господа в Лк. 15:7, 10 и 1 Пет. 1:12.
Под грехом здесь, судя по всему, понимается нечто порочное в глазах Бога, что мешает верующим и не даёт им идти по пути нового завета, так как ему нужно сопротивляться, причём даже до крови.
Букв. «расслабляясь».
Исх. 19:13, 16, 19; 20:18
Принадлежавшее Исаву как первенцу Исаака право первородства включало в себя двойную долю земли, священство и царствование. Из-за нечестия Исава, отдавшего своё право первородства, двойная доля земли была передана Иосифу (1 Пар. 5:1-2), священство перешло к Левию (Втор. 33:8-10), а царствование было назначено Иуде (Быт. 49:10; 1 Пар. 5:2).
Мы, христиане, будучи рождены от Бога, являемся начатком Его тварей (Иак. 1:18), который Он пожал в Своём творении. В этом смысле мы первородные сыновья Бога. Поэтому церковь, состоящая из нас, называется церковью первородных (ст. 23). Будучи первородными сыновьями Бога, мы имеем право первородства. Оно включает в себя наследование земли (Евр. 2:5-6), священство (Отк. 20:6) и царствование (Отк. 20:4), которые будут главными благословениями в грядущем царстве и которых при возвращении Господа лишатся нечестивые христиане, которые любят мирское и ищут мирского. В конечном итоге это право первородства будет наградой для побеждающих христиан в тысячелетнем царстве. Любое мирское наслаждение, даже одно кушанье, может привести к тому, что мы лишимся своего права первородства. Если бы еврейские верующие после такого серьёзного предостережения всё равно предпочли, потворствуя своему вкусу, есть «одно кушанье» своей старой религии, они упустили бы полное наслаждение Христом и лишились бы покоя царства со всеми его благословениями.
Исав был не единственным, кто потерял первородство (Быт. 25:29-34); Рувим тоже потерял благословение, связанное с первородством (Быт. 49:3-4; 1 Пар. 5:1). Исав потерял его из-за своего пристрастия к еде. Рувим потерял его из-за скверны своей похоти. Оба случая должны служить для нас предостережением. Возможно, автор написал слова «чтобы не было какого-нибудь блудника» в этом стихе, имея в виду случившееся с Рувимом.
То, чем нам позволено наслаждаться в Христе, является, по сути, пробой благословений в грядущем царстве. Надлежащее наслаждение этой пробой приведёт нас к полному наслаждению благословениями царства. Если мы не будем сегодня наслаждаться Христом как нашей доброй землёй, о чём говорится в прим. Евр. 4:91, то как мы сможем войти в Его покой в царстве и унаследовать с Ним землю? Если мы не будем осуществлять своё священство сегодня, соприкасаясь с Ним и молитвенно служа Ему, то как мы сможем исполнять свои священнические обязанности в царстве? Если мы не будем упражнять дух сегодня, имея от Бога власть править своим «я», своей плотью, всем своим существом и врагом со всей его силой тьмы, то как мы сможем быть царями с Христом и править с Ним народами в Его царстве (Отк. 2:26-27)? Когда мы сегодня наслаждаемся Христом и осуществляем священство и царствование, это готовит нас и даёт нам право на то, чтобы завтра участвовать в царстве Христа!
Слова «не нашёл места покаянию» не означают, что у Исава не было оснований каяться; они означают, что у него не было основания, т. е. возможности, изменить путём покаяния результат того, что он сделал.
Всё, о чём говорится в ст. 22-24, является небесным и духовным, в отличие от всего земного и физического, что перечислено в ст. 18-19. То, о чём говорится здесь, обозначает сторону благодати, где и первородные, и духи праведников спасены благодатью. Люди, вступившие в старый завет, оказывались на стороне закона, а мы, христиане, вступившие в новый завет, оказываемся на стороне благодати. Поэтому мы не под законом, а под благодатью (Рим. 6:14). Эта часть слова (ст. 18-24), подобно Гал. 4:21-31, показывает нам, что мы не в узах закона, а в свободе благодати, чтобы быть наследниками и получить наследие. Это наше право первородства! Мы должны не отдавать его, отпадая от благодати (ст. 15), а иметь благодать (ст. 28). Всё, что на стороне благодати, является небесным, но ещё не всё из этого находится на небе. Большое число первородных, принадлежащих к церкви, всё ещё находится на земле, а духи праведников, т. е. ветхозаветных святых, находятся в раю, там, где сейчас Авраам (Лк. 16:22-23, 25-26) и куда отправились Господь Иисус и спасённый грабитель после того, как умерли на кресте (Лк. 23:43).
Из шести вещей, перечисленных со стороны закона, ни одна не является приятной. Сначала мы видим гору, горящую огнём. Кто приблизится к такому месту? Затем мы видим тьму, мрак и бурю. Наконец — ужасающий звук трубы и серьёзный, предостерегающий голос слов. Всё это представляет собой устрашающее зрелище. Однако со стороны благодати всё является приятным. Восемь перечисленных здесь вещей можно считать четырьмя парами. Первой парой являются возвышенная гора Сион и прекрасный небесный Иерусалим, обозначающие жилище Бога и центр Его вселенского управления. Какое замечательное место! Вторую пару в этой картине составляют торжествующие, ликующие ангелы, очень тесно связанные с наследниками спасения, которым они служат (Евр. 1:14), и благословенные первородные, принадлежащие к церкви. Какое радостное зрелище ангельского собрания! Они празднуют участие людей, наследующих спасение, церкви первородных, в благословениях нового завета. В третьей паре объединяются Бог, Судья всех, и духи праведников, ветхозаветных святых (их тела, не будучи воскрешены, не заслуживали упоминания в этом разделе), из чего видно, что Бог, будучи праведен, оправдывает праведных святых древности по причине их веры. Последнюю пару составляют дорогой Господь Иисус, Посредник нового завета, т. е. лучшего завета, и Его драгоценная кровь кропления, говорящая нечто лучшее, из чего видно, что лучшей кровью Иисуса был узаконен лучший завет, что Иисус умер и завещал этот новый завет как новое завещание Своим верующим и что теперь Он Посредник этого нового завещания, его Исполнитель, производящий полное осуществление всех благословенных фактов, которые содержатся в нём. Какая приятная картина! Какой контраст с картиной со стороны закона, где не говорится ни о Боге, ни о Спасителе, ни даже об ангелах! Неудивительно, что там не показан ни один спасённый. В картине благодати мы видим оправдывающего Бога, Спасителя, который является Посредником Своего нового завещания, с Его говорящей кровью, служащих ангелов с собранием (церковью) спасённых и духи оправданных святых. Со стороны закона картина заканчивается ужасающим звуком трубы и предостерегающими словами. Со стороны благодати картина заканчивается сострадающим Посредником и оправдывающим говорением. Кто же будет настолько неразумен, чтобы, увидев такой контраст, оставить сторону благодати и обратиться к стороне закона? Все восемь вещей со стороны благодати являются не только небесными и духовными, но и вечными. Поэтому, даже когда поколеблется небо (ст. 26), эти восемь вечных вещей останутся (ст. 27).
Благовестие, которое Новый Завет проповедует нам, — это благовестие царства (Мф. 3:1-2; 4:17, 23; 10:7; 24:14). Мы родились в царстве при возрождении (Ин. 3:5) и были перенесены в царство (Кол. 1:13). Теперь мы находимся в царстве (Отк. 1:9), которым сегодня является надлежащая церковная жизнь (Рим. 14:17). Однако то, где мы сейчас находимся, и то, что мы сегодня видим в церкви, — это царство в его действительности, а то, что придёт с возвращением Христа в будущем, будет царством в его проявлении.
Царство в его действительности, или действительность царства, является для нас в церкви сегодня упражнением и воспитанием (Мф. 5:3, 10, 20; 7:21), а царство в его проявлении, или проявление царства, будет для нас в тысячелетнем царстве в грядущем веке наградой и наслаждением (Мф. 16:27; 25:21, 23). Если сегодня в действительности царства мы будем принимать упражнение от Духа и воспитание от Бога, то в проявлении царства в грядущем веке мы получим награду от Господа и войдём в наслаждение грядущим субботним покоем (Евр. 4:9); в противном случае мы упустим грядущее царство, при возвращении Господа не получим в награду проявление царства, у нас не будет права войти в славу царства, чтобы участвовать в царствовании Христа в тысячелетнем царстве, и мы потеряем своё право первородства, вследствие чего не сможем унаследовать землю в грядущем веке, быть царственными священниками, служащими Богу и Христу в Его проявленной славе, и быть царями вместе с Христом, правящими всеми народами и обладающими Его божественной властью (Отк. 20:4, 6). Упустить грядущее царство и лишиться права первородства не значит погибнуть. Это означает, что мы потеряем награду, но не своё спасение. (См. прим. Евр. 10:351б.) Мы потерпим утрату, однако всё равно будем спасены, но так, как сквозь огонь (1 Кор. 3:14-15). Это основополагающая мысль, которая лежит в основе всех пяти предостережений в этой книге и проходит через каждое из них. Всё отрицательное в этих предостережениях связано с утратой награды в грядущем царстве, а всё положительное связано с наградой царства и с его наслаждением. Все семь посланий в Отк. 2, 3 завершаются той же мыслью — награда царства или её потеря. Только в свете этой мысли можно правильно понять и надлежащим образом применить сказанное в Мф. 5:20; 7:21-23; 16:24-27; 19:23-30; 24:46-51; 25:11-13, 21, 23, 26-30; Лк. 12:42-48; 19:17, 19, 22-27; Рим. 14:10, 12; 1 Кор. 3:8, 13-15; 4:5; 9:24-27; 2 Кор. 5:10; 2 Тим. 4:7-8; Евр. 2:3; 4:1, 9, 11; 6:4-8; 10:26-31, 35-39; 12:16-17, 28-29 и Отк. 2:7, 10-11, 17, 26-27; 3:4-5, 11-12, 20; 22:12. Без этой мысли толкование этих стихов впадает либо в крайнюю объективность кальвинистской школы, либо в крайнюю субъективность арминианской школы. Ни одна из этих школ не признаёт награду царства, и тем более они не видят, что можно потерпеть утрату награды царства. Поэтому и те и другие считают, что всё отрицательное в этих стихах относится к гибели. Кальвинистская школа, которая верит в вечное спасение (т. е. в то, что, если человек спасён, он никогда не погибнет), считает, что всё отрицательное здесь относится к гибели ложных верующих; арминианская школа, которая верит, что спасённый человек в случае падения погибнет, считает, что всё это относится к гибели падших верующих. Но полное откровение Библии показывает, что всё отрицательное здесь относится к утрате награды царства. Божье спасение вечно; если мы обрели его, мы уже не утратим его (Ин. 10:28-29). Но мы можем потерпеть утрату награды царства, хотя при этом мы всё равно будем спасены (1 Кор. 3:8, 14-15). Предостережения в Послании к евреям говорят не об утрате вечного спасения, а об утрате награды царства. Еврейские верующие получили царство, но им грозила опасность потерять награду в проявлении царства в том случае, если бы они отступили от Божьей благодати, от Божьего пути нового завета. Именно этим был в первую очередь озабочен автор, когда предостерегал колеблющихся еврейских верующих.
Или: «брать». Иметь благодать, особенно для еврейских верующих, означало оставаться в новом завете, чтобы наслаждаться Христом.
Бог свят; святость — это Его природа. Всё, что не соответствует Его святой природе, будет поглощено Им как поглощающим огнём. Если бы еврейские верующие совратились к иудаизму, который был в глазах Бога обыденным (несвятым), они стали бы несвятыми и святой Бог как поглощающий огонь поглотил бы их. Бог не только праведен, но и свят. Чтобы удовлетворить праведность Бога, нам нужно быть оправданными через искупление Христа. Чтобы исполнить требования Его святости, нам нужно быть освящёнными, т. е. нам нужно, чтобы небесный и живой Христос, Христос в настоящий момент, сделал нас святыми. В Послании к римлянам акцент делается в большей степени на оправдании (Рим. 3:24) для Божьей праведности (Рим. 3:25-26), а в Послании к евреям в большей степени подчёркивается освящение (Евр. 2:11; 10:10, 14, 29; 13:12) для Божьей святости (ст. 14). Для своего освящения еврейским верующим было необходимо отделиться от несвятого иудаизма для святого Бога, который при новом завете полностью выражен в Сыне; в противном случае они осквернили бы себя своей старой, скверной религией и были бы наказаны святым Богом как поглощающим огнём. Это было бы страшно (Евр. 10:31)! Неудивительно, что Павел придавал большое значение страху перед Господом (2 Кор. 5:11).
См. прим. Евр. 12:161 , абз. 2.
Первородные, принадлежащие к церкви, ещё не на небе, но они записаны на небесах.
В этой книге особо выделяется и подчёркивается кровь Христа. Это кровь вечного завета (Евр. 13:20), которой был узаконен новый и лучший завет (Евр. 10:29). Через эту кровь Христос раз и навсегда вошёл в Святое Святых и обрёл для нас вечное искупление (Евр. 9:12). Этой кровью Христос очистил небеса и всё, что на небесах (Евр. 9:22-24). Эта кровь освящает нас (Евр. 13:12; 10:29), очищает нашу совесть для служения живому Богу (Евр. 9:14) и говорит нечто лучшее для нас, чем кровь Авеля (ст. 24). В этой крови мы имеем смелость для входа в Святое Святых (Евр. 10:19). Мы не должны считать эту кровь чем-то обыденным, подобным крови животных; в противном случае мы подвергнемся Божьему наказанию (Евр. 10:29).
Кровь Христа не только искупает, освящает и очищает, но и говорит. Это — говорящая кровь, которая говорит нечто лучшее, чем кровь Авеля. Кровь Авеля говорит Богу для обвинения и отмщения (Быт. 4:10-15), а кровь Христа говорит Богу для прощения, оправдания, примирения и искупления. Более того, эта драгоценная кровь говорит Богу от нашего лица, что кровью (как раскрыто в этой книге) узаконен новый завет, т. е. вечный завет, и что в этом новом завете Бог обязан дать Себя и все Свои благословения верующим в Христа, которые принимают этот завет из веры.