Или: «и».
Или: «и».
В некоторых рукописях: «Он увидел».
См. прим. Мк. 2:61.
См. прим. Мк. 1:441.
ср. 2 Кор. 3:18; Флп. 3:21
Или: «преобразовался».
К ст. 2-13 см. прим. в Мф. 17:1-13.
К ст. 17-29 см. прим. в Мф. 17:14-21.
Или: «разрывает».
Это восклицание Спасителя-Раба было вызвано человеческим неверием.
Или: «помоги нам, сжалившись над нами».
Или: «Что касается этого „если можешь“» (имеются в виду слова, сказанные в предыдущем стихе).
ср. Лк. 17:5
См. прим. Мк. 1:231.
См. прим. Мк. 8:231а.
В некоторых рукописях добавлено: «и поста».
В нежной любви Спасителя-Раба к детям проявилось Его человечество. См. прим. Мк. 8:231а и прим. Мк. 10:142.
Букв. «на Моём имени», т. е. «на основании Моего имени», «согласно Моему имени».
Это показывает, что Спаситель-Раб стал един с юными детьми.
Этот импульсивный поступок Иоанна, сына грома, резко отличался от добродетели Спасителя-Раба, которого он сопровождал (см. прим. Мк. 3:171). Позиция Иоанна была подобна позиции Иисуса Навина в Числ. 11:28.
В этом проявилась терпимость Спасителя-Раба при осуществлении Его благовестнического труда по отношению к тем верующим, которые отличались от верующих, более близких к Нему. В этом отношении с Его позицией сходна позиция апостола Павла в Флп. 1:16-18 и Моисея в Числ. 11:26-29, но не позиция импульсивного Иоанна. Примечательно, что этот раздел, ст. 38-50, является продолжением предыдущего раздела, ст. 33-37, в котором Спаситель-Раб учил Своих последователей смирению, потому что они поспорили друг с другом о том, кто больше. Вероятно, главную роль в этом споре играли Иаков и Иоанн, два сына грома (ср. Мк. 10:35-45). Здесь тот же самый Иоанн не захотел проявить терпимость по отношению к верующему, который отличался от него. Вероятно, его импульсивный поступок был связан с честолюбивым желанием быть больше других. Может быть, именно это честолюбивое желание вызвало его нетерпимость к иным видам практики среди других верующих. Это один из основных факторов разделения среди христиан. Спаситель-Раб, конечно же, не согласился в этом с Иоанном.
ср. 1 Кор. 12:3
Эти слова не противоречат словам в Мф. 12:30. И те, и другие исходят из уст Спасителя-Раба и могут рассматриваться как общие принципы. Общий принцип, изложенный здесь, говорит о внешнем единообразии в практике и относится к тем, кто не против Него (Мк. 9:39); общий принцип, изложенный в Евангелии от Матфея, говорит о внутреннем единстве стремлений и относится к тем, кто против Него (Мф. 12:24). Чтобы поддерживать внутреннее единство, нам необходимо следовать словам, приведённым в Евангелии от Матфея, а что касается внешнего единообразия, мы должны следовать словам, приведённым здесь, проявляя терпимость к верующим, отличающимся от нас.
Иоанн вёл себя как тот, кто решает, что делать с тем или иным человеком. Но мудрые слова, сказанные здесь Спасителем-Рабом, обратили его и остальных учеников, поставив их в положение, при котором другие решают, что с ними делать. Это подразумевает, что все — будь то ученики или другие верующие — были окружены заботой Господа, потому что все они Христовы. О чём бы ни шла речь: о том, как ученики обходятся с другими верующими, или о том, как другие верующие обходятся с учениками, — за всё, что делается именем Господа, даже если один человек напоит другого чашей воды, Господь даст награду.
Отсюда видно, что Спаситель-Раб признал человека, которому Иоанн запретил, подлинным верующим, принадлежащим Ему. Это должно было послужить Иоанну уроком.
Эта награда будет дана в грядущем веке царства (Лк. 14:14). См. прим. Евр. 10:351б и прим. 2 Кор. 5:102б.
Здесь Спаситель-Раб сменил тему, перейдя от Иоанна и других учеников к Своим верующим в целом, которых Он считал маленькими людьми (это не связано с детьми в ст. 37), включая Иоанна, других учеников и того, кому они запретили. Это можно считать предостережением Иоанну и другим ученикам, чтобы они не послужили преткновением для кого-либо из Его верующих, которые следовали за Ним иным путём.
Букв. «жёрнов (вращаемый силой) осла».
Здесь причиной преткновения служит уже не человек, а член плотского тела верующего. Верующие не должны служить преткновением друг для друга и не должны претыкаться сами из-за собственных плотских членов. Отсюда видно, что верующие драгоценны в глазах Спасителя-Раба. Все они должны быть полностью сохранены для Него. Над всеми факторами, из-за которых верующие могут преткнуться, должна быть проделана серьёзная работа.
Под жизнью здесь понимается вечная жизнь, которой побеждающие верующие будут наслаждаться в грядущем царстве (Мк. 10:30; ср. прим. Мф. 19:293). Войти в это наслаждение в грядущем веке — значит войти в грядущее царство (ст. 47) и участвовать там в наслаждении вечной жизнью.
См. прим. Мф. 5:228г. Тоже в последующих стихах.
Выражение «неугасимый огонь» является приложением к слову «Геенна» и обозначает здесь, судя по контексту, устроительное наказание для побеждённых верующих (например, верующий может пострадать от второй смерти, о чём говорится в Отк. 2:11); речь идёт не о вечной гибели. См. прим. Мк. 9:492.
В некоторых рукописях вставлен стих 44: «Где их червь не умирает и огонь не гаснет».
В некоторых рукописях добавлено: «в неугасимый огонь».
В некоторых рукописях вставлен стих 46: «Где их червь не умирает и огонь не гаснет».
Т. е. войти в наслаждение вечной жизнью в грядущем веке. См. прим. Мк. 9:433.
Просолить — значит убить и уничтожить появившихся в результате греха микробов тления, чтобы сохранить грешащих верующих (ср. Лев. 2:13; Иез. 43:24).
См. прим. Мф. 5:291. То же в Мк. 9:45.
Это переплавляющий огонь (Мал. 3:2), огонь очищающий, устраняющий все примеси, как в 1 Кор. 3:13, 15 (ср. Ис. 33:14), который в качестве устроительного наказания в веке царства очистит от примесей верующих, совершающих грех и не кающихся в нынешнем веке (см. прим. Мк. 9:435). Даже в этом веке Бог уже очищает верующих с помощью испытаний как бы огнём (1 Пет. 1:7; 4:12, 17). Устроительное наказание огнём в грядущем веке основано на том же принципе, что и применяемое Богом в этом веке воспитание как бы огнём с помощью страданий.
В некоторых рукописях добавлено: «и всякая жертва будет просолена солью».
См. прим. Мф. 5:132а. Здесь эти слова применяются не так, как в Мф. 5:13 и Лк. 14:34. У Матфея и Луки соль, изображающая влияние верующих на мир, предназначена для просаливания растлённого мира; здесь соль, отождествляемая с очищающим огнём, предназначена для просаливания грешащих верующих, как и Божьи воспитательные меры предназначены для грешащих верующих в этом веке. Поэтому верующие должны иметь в себе соль, чтобы быть очищенными не только от грехов, но и от всякого разделяющего элемента (например, такого, какой проявил импульсивный Иоанн, когда запретил отличавшемуся от него брату и когда спорил, желая быть больше других) и чтобы, как следствие, быть в мире друг с другом. Эта очищающая соль очищает речь верующих, чтобы они поддерживали мир друг с другом (Кол. 4:6). Сказанное здесь Господом показывает, что слова Иоанна, обращённые к отличавшемуся от него брату, не были очищены. Таким образом, весь этот раздел, ст. 38-50, представляет собой учение Спасителя-Раба о терпимости верующих ради единства.
См. прим. Мф. 5:133б.