Бог здесь — это полный Триединый Бог: Отец, Сын и Дух.
Бог здесь — это полный Триединый Бог: Отец, Сын и Дух.
Под Духом здесь понимается природа полного Триединого Бога, а не просто Господь Дух. Чтобы поклоняться Богу, который есть Дух, мы должны поклоняться своим духом, имеющим ту же природу, что и Он.
ср. Флп. 3:3
Женщина попробовала одного мужа, выпив этой «воды», и осталась неудовлетворённой. Тогда она попробовала второго, третьего, четвёртого и пятого мужей. Не найдя удовлетворения ни с одним из них, она решила попробовать ещё одного. То, как она меняла мужей, полностью доказывало, что, сколько бы она ни пила этой «воды», она всё равно испытывала жажду. «Всякий, кто пьёт эту воду, опять будет жаждать». Как верны эти слова Господа!
Эти слова были сказаны с целью затронуть её совесть, напомнив ей о её безнравственном прошлом, чтобы она покаялась в своих грехах.
См. прим. Ин. 3:151.
Это обозначает наслаждение материальными благами и удовольствие, получаемое от мирских развлечений. Они не могут утолить жажду глубоко внутри человека. Сколько бы он ни пил эту материальную и мирскую «воду», он опять будет жаждать. Чем больше он пьёт эту «воду», тем сильнее его жажда.
Слова «трудились другие», очевидно, означают, что кто-то сеял среди самарян семена, используя Пятикнижие (первые пять книг Ветхого Завета), которым располагали самаряне. Здесь Господь послал Своих учеников пожать посеянное теми, кто трудился раньше.
Господь пошёл в Галилею, чтобы не приобрести такую же известность, какую Он приобрёл в Иерусалиме (Ин. 2:23).
См. прим. Ин. 2:13б.
Слово жизни из уст Господа животворит умирающих.
Т. е. в семь часов вечера.
Первое знамение в Кане (Ин. 2:1-11) обозначает превращение смерти в жизнь и показывает принцип жизни. Второе знамение, описанное здесь, является продолжением, применением принципа превращения смерти в жизнь. Источником смерти является дерево познания, а источником жизни ~ дерево жизни (ср. Быт. 2:9, 17).
Самария была главной областью северного Израильского царства, и его столица располагалась на её территории (3 Цар. 16:24, 29). Около 700 г. до Р. X. ассирияне захватили Самарию и переселили в города Самарии людей из Вавилона и других языческих стран (4 Цар. 17:6, 24). С тех пор самаряне стали людьми, в которых была смешана языческая и еврейская кровь. Согласно историческим данным, у них было Пятикнижие (пять книг Моисея), и они поклонялись Богу согласно этой части Ветхого Завета. Но иудеи никогда не признавали их частью иудейского народа.
Т. е. шести часов вечера.
Букв. «источник», как в ст. 14.
Благодаря наставлению в этом слове самарянка должна была осознать, что ей нужно упражнять свой дух, чтобы соприкасаться с Богом Духом. Соприкасаться с Богом Духом своим духом — значит пить живую воду, а пить живую воду — значит действительно поклоняться Богу.
Имеется в виду наш человеческий дух. Согласно прообразам, Богу следует поклоняться:
1) на том месте, которое Бог избрал для Своего жилища (Втор. 12:5, 11, 13-14, 18);
2) приношениями (Лев. гл. 1—6).
Место, которое Бог избрал для Своего жилища, — это прообраз человеческого духа, где сегодня находится Божье жилище (Эф. 2:22). Приношения — это прообраз Христа; Христос является исполнением и действительностью всех приношений, которыми люди поклонялись Богу. Поэтому Господь, говоря женщине о том, что поклоняться Богу Духу нужно в духе и истинности, имел в виду, что она должна соприкасаться с Богом Духом в своём духе, а не в каком-то особом месте, и через Христа, а не приношениями. Поскольку Христос как действительность, следствием которой является человеческая добродетель истинности, уже пришёл (ст. 25-26), время всех теней и прообразов кончилось.
Судя по контексту этой главы и согласно всему откровению в Евангелии Иоанна, слово «истинность» здесь обозначает божественную действительность, становящуюся человеческой подлинностью и искренностью (как противоположность лицемерию безнравственной поклонницы-самарянки — ст. 16-18) для истинного поклонения Богу. Божественная действительность — это Христос (который есть действительность — Ин. 14:6) как действительность всех ветхозаветных приношений, предназначенных для поклонения Богу (Ин. 1:29; 3:14), и как источник живой воды, животворящий Дух (ст. 7-15), которого причащаются и которого пьют Его верующие, в результате чего Он может быть внутри них действительностью, становящейся в итоге их подлинностью и искренностью, в которой они поклоняются Богу таким поклонением, какого Он ищет. См. прим. 1 Ин. 1:66; Рим. 3:7 и прим. Рим. 15:83а.
Ин. 1:41; Лк. 3:15; ср. Втор. 18:15, 18
Всякий, кто выпьет живой воды и найдёт в ней удовлетворение, оставит свои заботы и будет свидетельствовать о ней. Согласно принципу, показанному в гл. 2, это тоже превращение смерти в жизнь.
Отсюда видно, что женщина поверила, что Иисус — это Христос. Поверив, она получила живую воду и нашла удовлетворение.
Грешница нашла удовлетворение, потому что получила живую воду Спасителя, а Спаситель был удовлетворён, потому что исполнил Божью волю, принеся удовлетворение грешнице. Исполнять Божью волю, принося грешнику удовлетворение, — это пища Спасителя (ст. 34).
Или: «для».
См. прим. Ин. 3:151.