См. прим. Деян. 2:387, абз. 2.
См. прим. Деян. 2:387, абз. 2.
Это не означает, что верующие в Самарии не получили Святого Духа внутрь себя сущностно при уверовании в Господа. Согласно учению Нового Завета в Эф. 1:13 и Гал. 3:2, они, несомненно, получили Святого Духа сущностно при уверовании для возрождения (Ин. 3:6, 36). Но они ещё не получили Духа домостроительно для отождествления с Телом Христовым. Святой Дух не пал на них внешне и домостроительно по той причине, что апостолы, через которых в Иерусалиме было положено начало практическому основанию церкви, должны были прийти и привести их в отождествление с Телом Христовым. Этот случай отличается от случая с теми, кто был в доме Корнилия: те, уверовав в Господа, получили Святого Духа и сущностно внутрь себя для возрождения, и домостроительно на себя для крещения в Тело Христово (1 Кор. 12:13) и для отождествления с Телом Христовым. Это произошло потому, что в том случае благовествовал лично Пётр, через которого в основном и было положено начало практическому основанию церкви.
Не «именем», а «в имя». Имя обозначает личность. Быть крещённым в имя Господа Иисуса — значит быть крещённым в личность Господа, быть отождествлённым с распятым, воскрешённым и вознесённым Христом, вступить в органический союз с живым Господом. См. прим. Деян. 2:383 и прим. Мф. 28:194.
В Мф. 28:19 Господь повелел ученикам крестить верующих в имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Но позже верующих на практике крестили в имя Господа Иисуса, здесь и в Деян. 19:5, и в Христа, в Рим. 6:3 и Гал. 3:27. Отсюда видно, что:
1) быть крещённым в имя Господа Иисуса — это то же самое, что быть крещённым в имя Отца, и Сына, и Святого Духа, потому что Господь Иисус — это Триединый Бог, воплощение Самого Бога (Кол. 2:9);
2) быть крещённым в имя Триединого Бога или в имя Господа Иисуса — это то же самое, что быть крещённым в личность Христа.
См. прим. Деян. 2:431.
Мк. 16:16; Деян. 2:38, 41; 10:48; 16:33
Филипп благовествовал царство Божье точно так же, как это делал Господь (Мк. 1:14-15; Лк. 4:43 и прим. Лк. 4:431а).
Это был ещё один шаг вперёд в благовестническом движении Господа. В результате этого шага Он распространился как семя царства Божьего от иудеев, род которых был чистым, к самарянам, род которых представлял собой смесь, во исполнение Своего пророчества в Деян. 1:8.
Это был не Филипп из числа апостолов (Деян. 1:13), а Филипп из числа семи, назначенных апостолами обслуживать столы (Деян. 6:5). В результате его служения в благовествовании, описанного в этой главе, он проявился как благовестник (Деян. 21:8).
В Своём всевластии Бог устроил так, что в результате гонения верующие рассеялись из Иерусалима в другие местности и тем самым осуществлялось распространение благовестия во исполнение слов Господа в Деян. 1:8 (Деян. 11:19).
Имеется в виду Христос-Искупитель. Судя по всему, Дух в Своём всевластии вёл евнуха так, чтобы тот открыл отрывок о Христе как искупающем Агнце для грешников — отрывок, хорошо подходящий для благовествования.
Это была первая церковь, основанная в определённой местности (см. прим. Деян. 5:111б) и имевшая юрисдикцией определённый город — город Иерусалим. Это была поместная церковь в своей местности, которую Господь показал в Мф. 18:17. Это была не вселенская церковь, которую Господь раскрыл в Мф. 16:18, а только часть вселенской церкви, т. е. Тела Христова (Эф. 1:22-23). Повествование в отношении этого вопроса (того, что церковь основывается в своей местности) является последовательным на протяжении всего Нового Завета (Деян. 13:1; 14:23; Рим. 16:1; 1 Кор. 1:2; 2 Кор. 8:1; Гал. 1:2; Отк. 1:4, 11).
Поскольку самарийские верующие были крещены в имя Господа Иисуса, т. е. в Самого Господа, они, несомненно, получили Духа жизни сущностно внутрь себя, чтобы не только родиться от Господа, но и соединиться с Господом (1 Кор. 6:17), хотя они ещё не получили Духа силы внешне и домостроительно.
См. прим. 1 Тим. 4:144в. Пётр и Иоанн были посланы в Самарию не только для того, чтобы подтвердить благовествование Филиппа, одного из семерых, назначенных обслуживать столы, но и для того, чтобы привести церковь в Самарии, состоявшую из самарян, с которыми иудеи не общались, в отождествление с Телом Христовым, возложив на них руки. Святой Дух почтил это возложение рук и пал на самарян, что обозначало их отождествление с Телом Христовым. Таким образом самарийские верующие получили Святого Духа домостроительно в дополнение к тому, что они уже получили Святого Духа сущностно при уверовании в Господа Иисуса.
В некоторых рукописях добавлено: «Святой».
Отсюда видно, что изумлявшее народ колдовство Симона совершалось им за деньги.
Не вечная гибель, а наказание, как в Евр. 10:39 (см. прим. Евр. 10:392) и Мф. 7:13 (см. прим. Мф. 7:133б). Симон уверовал в благовестие и был крещён (ст. 13); следовательно, он, несомненно, пережил спасение на его начальной стадии, но он не был спасён от своих порочных мыслей и поступков, связанных с деньгами. Поэтому ему нужно было покаяться в этой порочности, чтобы получить прощение Господа; в противном случае он пойдёт вместе со своим серебром в наказание.
ср. Ис. 55:1
В даре Божьем (ст. 20).
Свидетельствовать слово Господне — значит подтверждать его согласно личному переживанию Господа, а говорить слово Господне — значит проповедовать и учить согласно откровению Господа. См. прим. Деян. 2:401а.
Эфиопия — это Куш (Ис. 18:1) — страна потомков Куша, сына Хама (Быт. 10:6). Благовестие уже распространилось от иудеев, род которых был чистым, к самарянам, род которых представлял собой смесь, через Филиппа и Петра с Иоанном (ст. 5-25). Теперь ангел Господень направил Филиппа, чтобы тот обратился к уроженцу Эфиопии, который был язычником в полном смысле слова. В результате благовестие распространилось на юг, в Африку.
Это доказывает, что эфиопский евнух искал Бога (ср. Деян. 17:26-27).
Упоминание о Духе здесь, как и в ст. 39; 10:19; 13:2; 16:6-7, показывает, что в этой книге движение Господа в распространении Его царства через благовествование осуществлялось так, как вёл и направлял Дух, а не так, как придумывал и планировал человек. Поэтому это движение было действием не человека, а Духа. Это в корне отличается от сегодняшней деградировавшей практики.
Отсюда видно, что Филипп проповедовал евнуху крещение в воде. В этом случае благовествования особо подчёркивается крещение в воде, а о крещении в Духе вообще не упоминается. Мы должны твёрдо усвоить этот урок — обращать внимание на крещение в воде, которое обозначает отождествление верующих со смертью и воскресением Христа (Рим. 6:3-5; Кол. 2:12), а не только на крещение в Духе. Крещение в Духе производит действительность союза верующих с Христом в жизни сущностно и в силе домостроительно, а крещение водой — это подтверждение действительности Духа со стороны верующих. Необходимо и то и другое (ср. Деян. 10:47), и одно не может заменить другого. Всем верующим в Христа следует иметь и то и другое, так же как дети Израиля были крещены в облаке (обозначающем Духа) и в море (обозначающем воду) — 1 Кор. 10:2. См. прим. Мк. 1:81б, прим. Ин. 3:52 и прим. 1 Ин. 5:61.
Во многих древних рукописях этот стих опущен.