См. прим. Лк. 24:491а; ср. прим. Ин. 14:171а.
См. прим. Лк. 24:491а; ср. прим. Ин. 14:171а.
См. прим. Мф. 3:61а и прим. Мк. 1:81а.
Это было совершено в два этапа:
1) все верующие из иудеев были крещены в Святом Духе в день Пятидесятницы (Деян. 2:4);
2) все верующие из язычников были крещены в доме Корнилия (Деян. 10:44-47; 11:15-17).
Так, в два этапа, все подлинные верующие в Христа были крещены в Святом Духе в одно Тело Христово; это крещение произошло раз и навсегда и было всеобщим (1 Кор. 12:13 и прим. 1 Кор. 12:131а).
ср. Мф. 24:3
Царство Израиля, которого ожидали апостолы и другие набожные иудеи, было материальным в отличие от Божьего царства жизни, о котором говорится в ст. 3 и которое Христос созидает посредством проповеди Своего благовестия. См. прим. Деян. 1:34.
Не то же самое, что «в вас» (Ин. 14:17). Святой Дух был вдохнут в учеников в день Господнего воскресения (Ин. 20:22), чтобы быть для них Духом жизни (Рим. 8:2) сущностно. Тот же самый Святой Дух должен был сойти на учеников в день Пятидесятницы, чтобы быть для них Духом силы домостроительно. См. прим. Лк. 24:493.
Букв. «Мужи, галилеяне». Более чинное и торжественное обращение, чем просто «галилеяне».
Или: «мучениками»; теми, кто несёт живое свидетельство воскрешённого и вознесённого Христа в жизни, в отличие от проповедников, которые лишь проповедуют доктрины в буквах. В Своём воплощении Христос осуществлял Своё служение на земле Сам, как описано в Евангелиях, сея Себя как семя царства Божьего только на иудейской земле. Теперь, в Своём вознесении, Он должен был осуществлять Своё служение на небесах через этих мучеников в Своей жизни воскресения и с помощью Своей силы и власти вознесения, как описано в Деяниях, распространяя Себя как развитие царства Божьего от Иерусалима, что является началом, до края земли, что является завершением Его служения в Новом Завете. Все апостолы и ученики в Деяниях были такими Его мучениками, Его свидетелями (см. ссылки выше). См. прим. Деян. 23:113 и прим. Деян. 26:161б.
Или: «когда Он ел вместе с ними».
Это доказывает, что царство Божье должно было стать главной темой в проповеди апостолов согласно поручению, к которому они должны были приступить после Пятидесятницы (Деян. 8:12; 14:22; 19:8; 20:25; 28:23, 31). Это не материальное царство, видимое для человеческого зрения, а царство божественной жизни. Это распространение Христа как жизни, которое, достигая Его верующих, образует сферу, в которой Бог правит в Своей жизни. См. прим. Мк. 1:151б, прим. Мк. 4:261а и прим. Лк. 4:432.
Воскрешённый Христос обитал в учениках, потому что в день Своего воскресения Он вдохнул в них Себя как Духа (Ин. 20:22). То, что Он являлся им, не означает, что Он когда-либо покидал их; это просто означает, что Он делал Своё присутствие видимым для них, приучая их всё время осознавать Его невидимое присутствие и наслаждаться им.
Сорок дней — это срок испытания и проверки (см. прим. Мф. 4:21б).
Господь сделал это для того, чтобы приучить учеников практиковать Его невидимое присутствие и наслаждаться им. См. прим. Ин. 20:263.
Воскрешённый Христос стал животворящим Духом (1 Кор. 15:45), однако в воскресении Он по-прежнему делал всё через Святого Духа (Ин. 20:22).
См. прим. Лк. 1:14.
См. прим. Лк. 1:32в.
См. прим. Лк. 1:31.
Согласно иудейской традиции, расстояние субботнего пути составляло примерно один километр.
Или: «Масличной».
Ученики возвратились в Иерусалим, исполняя сказанное Господом в Лк. 24:49 и Лк. 1:4 чтобы получить Духа силы домостроительно, как было обещано Отцом. Все они были галилеянами (ст. 11). Оставаться в Иерусалиме, особенно в обстановке угроз со стороны иудейских вождей, означало для них подвергать свою жизнь опасности.
Это видение вознесения Христа на небо укрепило веру учеников в Него и в то, что Он сделал для них Своей смертью и воскресением. Оно расширило их взгляд на Божье небесное домостроительство, которое привело их во взаимодействие со служением Христа на небесах для осуществления Божьего новозаветного домостроительства на земле. Верующие должны иметь такое видение в отношении вознесения Христа.
Или: «перед нами».
Вознесение Господа указывает на Его возвращение. Между этими двумя событиями было помещено устроение благодати, в котором Он как пневматический Христос, животворящий Дух (1 Кор. 15:45), применяет Своё всеобъемлющее искупление к Божьим избранным людям для их полного спасения, чтобы произвести и созидать церковь как Своё Тело для основания на земле царства Божьего.
Евангелие Луки заканчивается вознесением Господа на небо (Лк. 24:51), а его Деяния начинаются с него. Его Евангелие — это рассказ о служении воплотившегося Иисуса на земле; его Деяния — это повествование о продолжающемся служении воскрешённого и вознесённого Христа на небе, осуществляемом через Его верующих на земле. В Евангелиях Его служение на земле, осуществлявшееся Им Самим, только посеяло Его как семя царства Божьего в Его верующих — церковь тогда ещё не созидалась. В Деяниях Его служение на небе, осуществляемое через Его верующих в Его воскресении и вознесении, распространило Его как развитие царства Божьего для созидания по всему миру церкви (Мф. 16:18), составляющей Его Тело, которое является Его полнотой (Эф. 1:23) для Его выражения и которое является даже полнотой Божьей (Эф. 3:19) для выражения Бога.
Зилоты, галилейская секта, были чрезмерно ревностны в борьбе за свою религию, особенно за Моисеев закон. См. прим. Мф. 10:41.
Или: «сын».
Деян. 2:46; 4:24; 5:12; 15:25; Рим. 15:6
Или: «единомысленно».
До смерти Господа ученики не проявляли никакого интереса к молитве о духовном (Лк. 22:40, 45-46); вместо этого они состязались между собой о том, кого из них считают большим (Лк. 22:24). Но после воскресения и вознесения Господа их духовное состояние коренным образом изменилось. Они не состязались между собой, а имели бремя единодушно пребывать с постоянством в молитве, причём ещё до дня Пятидесятницы, когда они должны были получить излитого Духа силы домостроительно (гл. 2). Это — весомое свидетельство и доказательство того, что они получили Духа жизни, обитающего внутри, сущностно в день Господнего воскресения (Ин. 20:22). Также это подтверждает, что их укрепило в Божьем новозаветном домостроительстве видение Господнего вознесения.
Возможно, ученики молились о том, чтобы облечься в Духа силы, в обещанное Отцом, для чего Господь повелел им оставаться в Иерусалиме (Лк. 24:49; Деян. 1:4); возможно, они также молились о поручении, которое Господь дал им в Лк. 24:47-48 и Деян. 1:8, — о поручении нести Его свидетельство до края земли.
Бог хотел излить Своего Духа для осуществления Своего новозаветного домостроительства и обещал сделать это. Однако Ему всё равно было нужно, чтобы Его избранные люди молились об этом. Будучи Богом на небе, Он нуждается в том, чтобы люди на земле содействовали Ему в осуществлении Его плана. Молитва ста двадцати учеников в течение десяти дней удовлетворила эту нужду Бога.
Или: «награду».
Арамейское название.
Это название указывает на кровавую смерть (Мф. 27:5-8).
Это последнее упоминание о Марии в Новом Завете.
До Господней смерти Пётр часто говорил несуразности (Мф. 16:22-23; 17:24-26; 26:33-35). Но теперь, после Господнего воскресения, он мог правильно толковать ветхозаветные пророчества в их истинном значении (ст. 16-20). Это тоже доказывает, что, ещё до того как ученики получили Духа силы домостроительно в день Пятидесятницы, они получили Духа жизни сущностно в день Господнего воскресения.
Более чинное и торжественное обращение, чем просто «братья».
Об «этом служении» говорится также в ст. 25 имеется в виду служение, которое несёт свидетельство Иисуса (ст. 8). Хотя апостолов было двенадцать, у них было одно единое служение — «это служение», совокупное служение согласно принципу Тела Христова. Все апостолы осуществляли одно и то же служение, неся не свидетельство какой-либо религии, доктрины или практики, а исключительно свидетельство воплотившегося, воскрешённого и вознесённого Иисуса Христа, который является Господом всех.
Период после Господнего вознесения и до дня Пятидесятницы был для апостолов переходным, на что указывает то, каким образом они искали Господнего водительства. В день Господнего воскресения они получили Духа, обитающего внутри (Ин. 20:22), и Господь в течение сорока дней перед Своим вознесением приучал их практиковать Его невидимое присутствие, чтобы они привыкли к нему (ст. 3). Однако им всё ещё было трудно отбросить старый, традиционный способ искать Божье водительство, бросая жребии (Лев. 16:8; Иис. Н. 14:2; 1 Цар. 14:41; Неем. 10:34; 11:1; Прит. 16:33). Они ещё не привыкли к водительству и направлению обитающего в них Духа (Рим. 8:14), в отличие от апостола Павла позднее, в Деян. 16:6-8. До дня Пятидесятницы они всё ещё были на начальной стадии Божьего новозаветного домостроительства.
Деян. 2:31; 4:2, 33; 17:18, 32; 23:6; 24:15, 21; Деян. 2:24
Воскресение Господа занимало центральное место в свидетельстве апостолов. Оно указывает на предшествовавшие ему воплощение, человечество, человеческое житие на земле и предписанную Богом смерть (Деян. 2:23) Господа и на последовавшие за ним вознесение Господа, Его служение и управление на небе и Его возвращение. Таким образом, свидетельство апостолов об Иисусе Христе, Господе всех, было всеобъемлющим, как показано во всей книге Деяний. Они проповедовали и преподносили всеобъемлющего Христа таким, каким Он показан во всём Писании.
ср. Деян. 15:22
ср. Деян. 18:7; Кол. 4:11
ср. Мф. 27:5