Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
Гл.
-
Главы книги «1-е послание Петра»
1 2 3 4 5
Чтения
Закладки
Мои чтения
  • Увещевание в ст. 1-10 основано на том, что раскрыто в гл. 1. В гл. 1 подчёркнуты три главных дела, которые совершает в верующих Триединый Бог: возрождение Отца (1 Пет. 1:3, 23), искупление Сына (1 Пет. 1:2, 18-19) и освящение Духа (1 Пет. 1:2). Всё это делает верующих святыми людьми, ведущими святую жизнь (1 Пет. 1:15-16). На этом основании Пётр велел верующим расти в жизни (ст. 2) для созидания духовного дома (ст. 5).

  • Пять отрицательных вещей, о которых здесь говорится, расположены в последовательном порядке. Злоба — это корень, источник, а злословие — это выражение. Хитрость, лицемерие и зависть — это ступени, которые постепенно ведут всё ниже и ниже, от источника к выражению.

  • Будучи рождены посредством возрождения (1 Пет. 1:3, 23), верующие становятся младенцами, которые могут, питаясь духовным молоком, расти в жизни к дальнейшему спасению, причём целью этого является Божье строение.

  • Противопоставляется «хитрости» в ст. 1 т. е. не имеющее никакого ложного предназначения, не имеющее никакой другой цели помимо того, чтобы питать душу.

  • Греческое слово, переведённое в Рим. 12:1 как «разумное», — это прилагательное, которое происходит от существительного, означающего «слово»; отсюда — значение «словесный». Это слово содержит в себе значение «связанный с разумом (а не с телом), с мыслительными способностями»; отсюда — значения «рациональный», «логичный», «разумный». Словесное молоко — это не молоко для тела, а молоко для души, для внутреннего существа. Оно передаётся в слове Божьем, чтобы питать нашего внутреннего человека через понимание нашего рационального разума, и усваивается нашими мыслительными способностями.

  • Рост связан с жизнью и является ростом в жизни. В результате возрождения мы получили божественную жизнь, и нам нужно расти в этой жизни и с помощью этой жизни, питаясь молоком, передаваемым в слове Божьем.

  • Т. е. в результате обретая спасение. Рост в жизни приводит к спасению. Под спасением как результатом роста в жизни здесь понимается не начальное спасение. В Божье полное и законченное спасение входит многое — начиная с возрождения, включающего в себя оправдание, и заканчивая прославлением (Рим. 8:30). При возрождении мы получаем начальное спасение (см. прим. 1 Пет. 1:55). Затем нам нужно расти, питаясь Христом как питательным молоком в слове Божьем, к полному спасению, к зрелости для прославления. Это будет спасением нашей души, которое откроется нам при откровении Господа Иисуса (1 Пет. 1:5 и прим. 1 Пет. 1:55; 1 Пет. 1:9-10, 13). Однако здесь, судя по контексту, слова «к спасению» непосредственно связаны со словами «созидаетесь как духовный дом в святое священство, чтобы приносить духовные жертвы» в ст. 5 и «возвещать добродетели Того, кто призвал вас» в ст. 9.

  • Господа можно вкусить, и Он приятен и хорош на вкус. Если мы вкусили Его, мы будем жаждать питательного молока в Его слове (ст. 2).

  • Или: «приятен», «добр».

  • Живой камень — это камень, который не только обладает жизнью, но и растёт в жизни. Именно таким камнем является Христос для Божьего строения. Здесь Пётр изменил метафору, заменив семя, которое относится к растительной жизни (1 Пет. 1:23-24), камнем, который относится к минералам. Семя нужно, чтобы посадить жизнь, а камень — для созидания (ст. 5). Мысль Петра перешла от насаждения жизни к Божьему строению. Если рассматривать Христа как жизнь для нас, то Он семя, но для Божьего строения Он камень. После того как мы приняли Его как семя жизни, нам нужно расти, чтобы переживать Его как камень, живущий в нас. Таким образом Он сделает и нас живыми камнями, преобразованными Его каменной природой, чтобы мы созидались с другими как духовный дом на Нём как на основании и краеугольном камне (Ис. 28:16).

  • Или: «почитаемому»; не то же самое слово, которое употреблено в 1 Пет. 1:19. Слово, использованное там, описывает нечто, что драгоценно по своей природе; слово, использованное здесь, относится к тому, что драгоценно, поскольку пользуется признанием и почётом у людей.

  • Мы, верующие в Христа, в результате возрождения и преобразования являемся, подобно Христу, живыми камнями. Мы были сотворены из глины (Рим. 9:21), но при возрождении мы получили семя божественной жизни, которое, вырастая в нас, преобразовывает нас в живые камни. При своём обращении Пётр получил от Господа новое имя — «Пётр», т. е. «камень» (Ин. 1:42); и когда Пётр получил откровение о Христе, Господь открыл ему в дополнение к этому, что Он скала, т. е. камень (Мф. 16:16-18). Благодаря этим двум событиям в Петре запечатлелось осознание того, что и Христос, и Его верующие являются камнями для Божьего строения.

  • Питаться Христом, принимая внутрь себя питательное молоко в слове Божьем, нужно не только для роста в жизни, но и для созидания. Рост нужен для созидания.

  • Хотя питательное словесное молоко предназначено для души через разум, в конечном итоге оно питает наш дух, делая нас не душевными, а духовными, пригодными для того, чтобы созидаться как духовный дом Божий.

  • Божья цель в отношении верующих состоит в том, чтобы иметь дом, построенный из живых камней — не из отдельных и разрозненных камней и даже не просто из камней, собранных и сваленных в одну кучу, а из камней, которые состроены друг с другом.

  • В некоторых древних рукописях предлог «в» опущен.

  • Слово «духовный» указывает на способность божественной жизни жить и расти, а слово «святое» — на способность божественной природы отделять и освящать. Дом Божий существует главным образом благодаря божественной жизни, поэтому он духовный. Священство существует главным образом благодаря божественной природе, поэтому оно святое.

  • Святое священство — это духовный дом. В Новом Завете в связи со священниками употребляются три греческих слова: «хиеросюне», обозначающее священническую должность, как в Евр. 7:12 «хиерате́йа», обозначающее священническое служение, как в Евр. 7:5 и «хиера́теума», обозначающее собрание священников, сообщество священников, священство, как в этом стихе и в 1 Пет. 2:9. Скоординированное сообщество священников — это построенный духовный дом. Хотя Пётр не адресует свои два Послания церкви и не употребляет термин «церковь» в этом стихе, подчёркивая совокупную жизнь верующих, тем не менее он употребляет термины «духовный дом» и «святое священство» для обозначения церковной жизни. Замысел Бога будет исполнен, а Его желание — удовлетворено только в том случае, если мы будем жить духовной жизнью совокупно, а не поодиночке. Он хочет обрести духовный дом для Своего обитания и священническое сообщество, священство, для служения Ему. У Петра такой же взгляд на совокупное служение верующих в координации, как у Павла в Рим. 12. Это служение является следствием трёх важнейших этапов в духовной жизни: мы рождаемся заново (ст. 2), растём в жизни, питаясь Христом (ст. 2), и созидаемся с верующими.

  • Духовными жертвами, которые верующие приносят в новозаветном веке согласно Божьему домостроительству, являются:
    1) Христос как действительность всех жертв в ветхозаветных прообразах, таких как всесожжение, хлебное приношение, мирное приношение, жертва за грех и жертва за проступок (Лев. гл. 1-5);
    2) грешники, спасённые нашим благовествованием, которых мы приносим как членов Христа (Рим. 15:16);
    3) наше тело, наша хвала и то, что мы делаем для Бога (Рим. 12:1; Евр. 13:15-16; Флп. 4:18).

  • Христос — это камень, который Бог избрал в качестве краеугольного камня для Своего строения (Эф. 2:20).

  • Греческое слово родственно слову, переведённому как «драгоценный» в ст. 4, 6. Тот самый Христос, которого Бог избрал в качестве камня — более того, краеугольного камня, который драгоценен для Бога, — является драгоценностью для Своих верующих; но для неверующих Он — отвергнутый, презренный камень.

  • Иудейские вожди в иудаизме (Деян. 4:11), которые должны были строить дом Божий. Они полностью отвергли Христа. Господь предсказывал, что они сделают это (Мф. 21:38-42).

  • В воскресении Христос стал главой угла. В своём раннем проповедовании Пётр уже провозгласил это иудеям (Деян. 4:10-11).

  • Надёжный Христос (ст. 6), будучи отвергнут, стал камнем преткновения, о который преткнулись отвергнувшие Его иудействующие (Мф. 21:44).

  • Т. е. слово, процитированное в ст. 6-8.

  • Имеется в виду непокорность иудеев, в результате которой они преткнулись.

  • «Род», «священство», «племя» и «народ» — всё это собирательные существительные, обозначающие верующих в совокупности. Как род, мы, верующие, — избранные; как священство, сообщество священников, мы — царственные; как племя, мы — святые; как народ, мы — Божье владение, владение, которое было особо приобретено Богом и которым Он обладает как Своим сокровищем (Тит. 2:14 и прим. Тит. 2:143). Выражение «избранный род» указывает на наше происхождение от Бога, выражение «царственное священство» — на наше служение Богу, выражение «святое племя» — на то, что мы сообщество людей, существующее для Бога, а выражение «народ, приобретённый во владение» — на то, что мы драгоценны для Бога. В каждом из этих случаев мы рассматриваемся как нечто совокупное. Поэтому нам нужно состраиваться (ст. 5).

  • См. прим. 1 Пет. 2:56 и прим. 1 Пет. 2:57. Слово «царственное» указывает на статус нашего священства, которое является священством царей, подобно священству Христа-Царя, нашего Первосвященника, прообразом которого служит Мелхиседек (Евр. 7:1-2, 26 и прим. Евр. 7:12; Быт. 14:18).

  • См. прим. Рим. 1:23. Слово «святое» указывает на природу племени.

  • Или: «повсюду провозглашать». Сначала мы должны родиться заново и расти в жизни (ст. 2), а затем мы должны созидаться и служить совокупно (ст. 5). Теперь нам нужно повсюду провозглашать, возвещать. Когда мы служим совокупно, мы доставляем удовлетворение Богу, принося Христа как духовные жертвы; когда мы возвещаем, мы приносим пользу другим, повсюду провозглашая и благовествуя добродетели Того, кто призвал нас из тьмы в Свой удивительный свет.

  • Или: «превосходства», «превосходные и славные добродетели» (2 Пет. 1:3 и прим. 2 Пет. 1:311е); имеется в виду то, чем Бог является и что Он имеет, а также удивительный свет Бога, обретающий завершённость в Его славе. Бог призвал нас к Своей добродетели и славе, а также Своей добродетелью и славой (2 Пет. 1:3).

  • Тьма — это выражение и сфера Сатаны в смерти, а свет — это выражение и сфера Бога в жизни. Бог призвал и вывел нас из сатанинской смертной сферы тьмы в Свою жизненную сферу света (Деян. 26:18; Кол. 1:13).

  • Братья, рассматриваемые как одно целое; семейство, состоящее из братьев; братья с чувством братской привязанности (то же в 1 Пет. 5:9).

  • Клеветников (ст. 12).

  • Для выражения и прославления Господа (ст. 12).

  • Или: «похвала».

  • Мы призваны к тому, чтобы наслаждаться благодатью и выражать Бога среди наших несправедливых страданий (ст. 18-20).

  • Букв. «творению», как в Кол. 1:15. Это слово обозначает что-либо созданное: творение, здание, правило или предписание.

  • Всё, о чём говорится с этого стиха по ст. 20, — это подробности, показывающие добрые дела превосходного образа жизни (ст. 12).

  • Основное значение греческого слова — «наблюдение», «надзор», «блюстительство», «взгляд, обращённый на (кого-либо)». День посещения — это день, в который Бог обратит Свой взгляд на Свой народ, на Своих пришельцев, как пастух присматривает за своими блуждающими овцами, и станет Пастырем и Блюстителем их душ (1 Пет. 2:25). Поэтому день Божьего посещения — это время Божьего заботливого блюстительства.

  • Это, очевидно, святой образ жизни (1 Пет. 1:15) и добрый образ жизни в Христе (1 Пет. 3:16); не только жизнь для Бога, но и жизнь, которая наполнена и пропитана Богом. Такой образ жизни противопоставляется суетному образу жизни неверующих (1 Пет. 1:18).

  • Т. е. прекрасным в его добродетелях.

  • Крест, сделанный из дерева, орудие смертной казни у римлян, применявшееся для злодеев; Ветхий Завет пророчествовал о кресте (Втор. 21:23; Гал. 3:13).

  • Плотские вожделения находятся в падшем теле человека (Рим. 7:18, 23-24) и воюют против души человека — против его внутреннего существа, состоящего из разума, воли и чувств (Рим. 7:19-23).

  • Эти слова из Ос. 2:23 процитировал Павел в Рим. 9:24-27 применительно, во-первых, к язычникам и, во-вторых, к остатку Израиля, «ибо не все те Израиль, кто из Израиля» (Рим. 9:6). Здесь Пётр, цитируя эти слова, применил их к получателям своего Послания, иудейским верующим в рассеянии. Когда-то они были из Израиля, но не были Израилем. Поэтому они не были Божьим народом в новозаветном смысле. Теперь, после того как они были призваны Богом, они стали Божьим народом, Божьим особенным владением — Божьим сокровищем. Им была явлена Божья милость, которая раньше никогда не бывала явлена им.

  • Под благодатью здесь понимается побуждающая сила божественной жизни внутри нас и её выражение в нашем житии, которая становится в нашем поведении благодатной и угодной в глазах и человека, и Бога (ст. 20). Это же греческое слово переведено в Лк. 6:33-34 как «благодарность» и в Рим. 7:25 как «благодарение». То же в следующем стихе.

  • Или: «ради совести по отношению к Богу». Сознание Бога — это сознание своей связи с Богом, которое означает, что человек живёт в близком общении с Богом, что он имеет и хранит добрую и чистую совесть по отношению к Богу (1 Пет. 3:16; 1 Тим. 1:5, 19; 3:9; 2 Тим. 1:3).

  • Судя по контексту (ст. 20-21), очевидно, имеется в виду плохое обращение со стороны неверующих господ, которые были настроены против своих верующих слуг и подвергали их гонениям из-за их христианского свидетельства (1 Пет. 3:14-18; 4:12-16).

  • Букв. «образец письма», «пропись» (которую используют ученики, перерисовывая с неё буквы и тем самым учась писать их). Господь поставил перед нами Свою жизнь страданий, чтобы мы копировали её, «снимая с неё кальку» и следуя по Его стопам. Речь идёт не о том, что мы просто подражаем Ему и Его жизни, а о том, что мы воспроизводим Его в результате того, что наслаждаемся Им как благодатью в наших страданиях (см. прим. 1 Пет. 2:191), так что Он Сам как обитающий в нас Дух со всем богатством Своей жизни воспроизводит Себя в нас. Мы становимся воспроизведением прописи-оригинала, а не просто превращаемся в Его имитацию, воспринимая Его как внешний образец для подражания.

  • Вставленное здесь слово «всё» обозначает все страдания Господа. Господь передавал все выпадавшие Ему оскорбления и обиды Тому, кто судит праведно в Своём правлении, праведному Богу, которому Он подчинялся. Отсюда видно, что, живя человеческой жизнью на земле, Господь признавал Божье правление.

  • См. прим. 1 Пет. 1:17, абз. 2.

  • Здесь показано, что, когда Господь принёс Себя как жертву (Евр. 7:27) на кресте, Он вознёс наши грехи в Своём теле на крест, истинный жертвенник для умилостивления.

  • Наша душа — это наше внутреннее существо, наша настоящая личность. Наш Господь, будучи Пастырем и Блюстителем наших душ, пасёт нас, заботясь о благополучии нашего внутреннего существа и наблюдая за состоянием нашей настоящей личности.

  • Букв. «оказавшись вдали от грехов»; отсюда — перевод «умерев для грехов». В смерти Христа мы умерли для грехов (Рим. 6:8, 10-11, 18).

  • В воскресении Христа (Эф. 2:6; Ин. 14:19; 2 Тим. 2:11).

  • Праведность связана с Божьим правлением. Мы были спасены, чтобы жить правильно под Божьим правлением, т. е. в соответствии с праведными требованиями Его правления.

  • Страдание, приведшее к смерти.

  • Исцеление от смерти. Мы были мёртвы (Эф. 2:1), но то, что Христос претерпел смерть, исцелило нас от смерти, чтобы мы жили в Его воскресении.

  • Или: «повернули назад».

  • В Своей смерти на дереве (ст. 24) Христос был нашим Искупителем. Теперь Он Пастырь и Блюститель нашей души в жизни воскресения внутри нас. Поэтому Он способен направлять нас и снабжать нас жизнью, чтобы мы следовали по Его стопам согласно образцу Его страданий (ст. 21).

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках