Иудействующие тревожили церкви тем, что извращали и искажали благовестие Христово, направляя таким образом верующих на ложный путь возвращения к Моисееву закону.
Иудействующие тревожили церкви тем, что извращали и искажали благовестие Христово, направляя таким образом верующих на ложный путь возвращения к Моисееву закону.
Или: «людей я убеждаю или Бога»; «людей я стремлюсь ублажать или Бога».
Иудействующие, которых апостол Павел считал лжебратьями (Гал. 2:4).
Соблюдение закона никак не могло быть благовестием, освобождающим грешников от уз закона и приводящим их к наслаждению Богом; оно могло лишь удерживать их как рабов в узах закона, опутывая их ярмом рабства — рабства закона (Гал. 5:1).
Имеется в виду иудаистское соблюдение закона. Благовестие Павла, стоящее вне иудейского закона, включает в себя все основные положения четырёх Евангелий и, в дополнение к ним, содержит множество других положений, завершая (Кол. 1:25) откровение слова Божьего в Новом Завете такими ключевыми моментами, как, например, Христос в верующих как надежда славы (Кол. 1:27); Дух Божий как печать и залог (Эф. 1:13-14); то, что Божий Сын открывается в нас (ст. 16), образовывается в нас (Гал. 4:19), поселяется в нас (Эф. 3:17), наполняет нас ко всей полноте Божьей (Эф. 3:19); Христос как Божья тайна (Кол. 2:2) и как Тот, в ком полнота Божества обитает телесно (Кол. 2:9). Центральная мысль в благовестии Павла заключается в том, что Сын Божий, Божий Помазанник (Христос), вошёл в наше существо и стал нашей жизнью сегодня (Кол. 3:4) и нашей славой в будущем (Кол. 1:27), чтобы мы были членами (Рим. 12:5) Тела Христова (Эф. 4:16), Глава которого — Христос (Эф. 4:15).
Благодать Христова — это Триединый Бог: Отец, Сын и Дух, приготовленный, чтобы стать нашим наслаждением. Эта благодать противопоставляется Моисееву закону (Ин. 1:17 и прим. Ин. 1:171).
Или: «благодатью».
Здесь Павел приступил к своей теме. Бремя написать это Послание появилось у Павла из-за того, что церкви в Галатии отступали от благодати Христовой и возвращались к соблюдению закона.
Век — это часть мира как сатанинской системы (см. прим. Эф. 2:21б). Судя по контексту этой книги, под нынешним злым веком здесь понимается религиозный мир, религиозное течение мира, иудейская религия. Подтверждение этому мы видим в Гал. 6:14-15, где обрезание рассматривается как часть мира — религиозного мира, который для апостола Павла был распят. Здесь апостол подчеркнул, что Христос отдал Себя за наши грехи именно для того, чтобы избавить, или вырвать, нас из иудейской религии, нынешнего злого века, т. е. чтобы согласно Божьей воле освободить Божьих избранных людей от опеки закона (Гал. 3:23), вывести их из овечьего загона (Ин. 10:1, 3). Таким образом, в своём вступительном слове Павел показывает, о чём он собирается говорить: он хочет принести избавление церквям, увлёкшимся иудаизмом с его законом, и вернуть их к благодати благовестия.
Букв. «вырвать», «вытащить», «выпутать».
См. прим. Эф. 1:22.
Т. е. отметил, выделил для определённой цели.
Т. е. ещё до рождения.
После рождения, при обращении.
См. прим. Эф. 1:21а и прим. Рим. 1:72.
Галатией называлась одна из провинций древней Римской империи. Благодаря проповедническому служению Павла в ряде городов этой провинции были основаны церкви. Поэтому апостол, говоря обо всех церквях Галатии, называет их не «церковью», а «церквями».
Апостол рассматривал всех братьев, которые были с ним, как соавторов, чтобы они были свидетельством и подтверждением написанного им в этом Послании.
Закон рассматривал человека как старое творение, а благовестие делает человека новым творением в воскресении. Бог сделал Павла апостолом не благодаря закону согласно его природному человеку в старом творении, а через воскресение Христа согласно его возрождённому человеку в новом творении. Поэтому Павел не сказал здесь: «через Бога Отца, давшего закон через Моисея» — он говорит: «через... Бога Отца, воскресившего Его [Христа] из мёртвых». Божье новозаветное домостроительство осуществляется не с людьми в старом творении, а с людьми в новом творении через воскресение Христа.
Целью этого Послания было показать его получателям, что источником благовестия, проповеданного апостолом Павлом, было не человеческое учение (ст. 11-12), а Божье откровение. Поэтому в самом начале этой книги Павел подчеркнул, что он стал апостолом не от людей и не через человека, а через Христа и Бога.
Послания к галатам, к эфесянам, к филиппийцам и к колоссянам образуют группу Посланий, составляющих сердце божественного откровения в Новом Завете. Главная тема этих четырёх книг — Христос и церковь. Послание к галатам раскрывает нам, что Христос противостоит религии с её законом; Послание к эфесянам раскрывает церковь как Тело Христово; в Послании к филиппийцам говорится о переживании Христа, о том, как являть Христа своей жизнью, а Послание к колоссянам показывает нам всеобъемлющего и всеобширного Христа как Главу Тела.
Слова «не от человека» перекликаются со словами «не от людей» в ст. 1.
Откровение о благовестии, полученное апостолом Павлом от Господа Иисуса Христа.
Т. е. в иудейской религии, которая противопоставляется Сыну Божьему и церкви (ст. 13-16).
ср. Деян. 22:3
Предания секты фарисеев, членом которой был Павел. Он называл себя «фарисей, сын фарисеев» (Деян. 23:6). Иудейская религия включала в себя не только данный Богом закон и его обряды, но и созданные человеком предания.
Павел был призван к апостольству через благодать Христа, а не через закон, который возвестил Моисей.
Не научить, а открыть — снять покров, дать виденье, показать.
Бог открывает нам Своего Сына в нас. Он делает это не внешне, а внутренне; не внешним видением, а внутренней способностью видеть. Это не объективное откровение, а субъективное.
Бог сделал апостола Павла служителем Христа, отделив его, призвав его (ст. 15) и открыв в нём Своего Сына.
Сын Божий как воплощение и выражение Бога Отца (Ин. 1:18; 14:9-11; Евр. 1:3), является для нас жизнью (Ин. 10:10; 1 Ин. 5:12; Кол. 3:4). У Бога есть желание Его сердца — открыть в нас Своего Сына, чтобы мы узнали Его, приняли Его как нашу жизнь (Ин. 17:3; 3:16) и стали Божьими сыновьями (Ин. 1:12; Гал. 4:5-6). Он, Сын живого Бога (Мф. 16:16), намного выше иудаизма и его преданий (ст. 13-14). Иудействующие заворожили галатов настолько, что те ставили предписания закона выше Сына живого Бога. Поэтому в начале этого Послания апостол свидетельствует, что сам был тесно связан с иудаизмом и весьма преуспевал в этой области, но Бог, открыв в нём Своего Сына, избавил его из этого течения мира, которое является злым в глазах Бога. Он на собственном опыте осознал, что не может быть никакого сравнения между Сыном живого Бога и иудаизмом с его мёртвыми преданиями, традициями, переданными от праотцев.
Апостол Павел не проповедовал закон, а благовествовал Христа, Сына Божьего; он не просто возвещал доктрину о Нём — он возвещал Его Самого, живую Личность.
Среди языческих народов.
Это подтверждает, что апостол получил благовестие не от человека (ст. 12).
Т. е. с человеком, состоящим из плоти и крови.
Греческое слово подразумевает посещение с целью знакомства.
Ин. 1:42; Гал. 2:9, 11, 14; 1 Кор. 1:12
Отсюда видно, что Иаков, брат Господа, и Кифа (ст. 18), т. е. Пётр, были в то время ведущими среди апостолов.
Павел сказал об этом, чтобы ещё раз подчеркнуть, что он получил благовестие не от кого-то из тех, кто стал верующим в Христа раньше его.
Церкви, включавшие в себя всех верующих в Христа в Иудее, только слышали весть об обращении Павла и прославляли Бога за него. Они не имели никакого отношения к получению им откровения о благовестии.
Гал. 3:2, 5, 7, 9, 23, 25; 6:10; Деян. 6:7; 13:8; 14:22; Рим. 16:26; 1 Кор. 16:13; Эф. 4:13; 1 Тим. 1:19; 3:9, 13; 4:1, 6; 5:8; 6:10, 12, 21; 2 Тим. 3:8; 4:7; Тит. 1:13; Иуд. 1:3, 20; Отк. 14:12
Здесь и во всех стихах, приведённых в ссылкам выше, вера подразумевает, что мы верим в Христа, принимаем Его личность и Его искупительную работу как объект нашей веры. В Ветхом Завете Бог строил Свои отношения с человеком на основе закона, но теперь закон заменила вера, и именно она является тем принципом, на основе которого Бог строит Свои отношения с человеком в Новом Завете. Эта вера является отличительной чертой верующих в Христа и делает их не такими, как те, кто соблюдает закон. Это главное, что подчёркивается в этой книге. В ветхозаветном законе акцент делался на буквах и предписаниях, а в новозаветной вере подчёркиваются Дух и жизнь.
Выяснить, куда именно в Аравии отправился Павел и как долго он оставался там после своего обращения, нелегко. Однако, судя по всему, он находился вдали от христиан, причём довольно долго. Он ссылается на своё пребывание в Аравии как на свидетельство того, что он получил благовестие не от человека (ст. 12). Очевидно, в Аравии он получил некое откровение о благовестии непосредственно от Господа.