Судя по тому, что это Послание носит семейный характер, Апфия, скорее всего, была женой Филимона, а Архипп — его сыном.
Судя по тому, что это Послание носит семейный характер, Апфия, скорее всего, была женой Филимона, а Архипп — его сыном.
На начальной стадии жизни верующего сначала приходит вера, а затем из веры производится любовь (Гал. 5:6; Эф. 1:15; Кол. 1:4 см. прим. 1 Тим. 1:142в и прим. Эф. 6:232б). Но здесь сначала упоминается любовь, а уже затем — вера, потому что вопрос равного положения верующих, рассматриваемый в этом Послании, является вопросом любви, которая вытекает из веры. В новом человеке члены любят друг друга в вере (Тит. 3:15). Их отношения — это отношения любви через веру. Апостол дорожил общением веры Филимона (ст. 6) и получал воодушевление от его любви (ст. 7), поэтому он умолял Филимона принять Онисима из-за этой любви (ст. 9). Эти две добродетели здесь упоминаются вместе; Филимон имел и то и другое, причём не только по отношению к Господу, но и ко всем святым.
Т. е. полном признании, полном осознании и полном распознавании посредством переживания.
Не что-то природное (ср. Рим. 7:18), а всё духовное и божественно доброе, как, например, любовь и вера, которые Филимон имел по отношению к Господу Иисусу. Это доброе есть в нас, возрождённых верующих, но в природных людях его нет.
В некоторых древних рукописях: «нас».
Букв. «к Христу», «по направлению к Христу». Всё духовное и божественно доброе в нас — к Христу, по направлению к Христу, для Христа. Апостол молился о том, чтобы общение, общность, сопричастность веры Филимона по отношению ко всем святым стала действенной в них в элементе и сфере полного знания, т. е. полного осознания, всего доброго в нас для Христа и побудило их признавать, осознавать и распознавать всё то духовное и божественно доброе, что есть в верующих для Христа.
Союз «ибо» предваряет причину, по которой апостол молился о том, чтобы вера Филимона стала действенной в святых (ст. 6), причиной было то, что любовь Филимона освежила внутренность святых и потому доставила апостолу много радости и воодушевления.
Успокоена, ободрена.
Или: «посол» (Эф. 6:20).
Слова «узник» здесь, «узник вместе со мной» в ст. 23 и «узы» в ст. 13 показывают, что это Послание было написано апостолом во время его первого заключения в Риме. См. прим. 2 Тим. 4:62б.
Это имя по-гречески означает «выгодный», «полезный», «нужный»; это имя было распространённым среди рабов. Это был купленный Филимоном раб, не имевший, согласно римским законам, никаких человеческих прав. Он сбежал от своего господина, совершив тем самым преступление, за которое карали смертной казнью. Находясь в римской тюрьме вместе с апостолом, он был спасён через него. Теперь апостол послал его с этим Посланием обратно к его господину.
Или: «непригоден». Имеется в виду, что Онисим сбежал от Филимона.
Или: «пригоден». Поскольку Онисим был обращён и согласился вернуться к Филимону.
Точно так же Господь ничего не хочет делать без нашего согласия.
ср. Рим. 12:8
Слово «ибо» предваряет причину, по которой Павел отправил Онисима обратно (ст. 12).
Слова «может быть» — это не только выражение смирения, но также выражение, указывающее на отсутствие предвзятого мнения.
Целиком завладел им.
Это короткое Послание преследует особую цель — показать нам равенство в Божьей вечной жизни и божественной любви всех членов в Теле Христовом. В полудиком веке Павла жизнь Христа упразднила среди верующих прочный институт рабовладения. Поскольку чувство любви, присущее христианскому общению, было настолько сильным и действенным, что порочный общественный порядок, существовавший в падшем человечестве, естественным образом игнорировался, в официальном освобождении не было никакой необходимости. Все верующие в Христа в силу божественного рождения и в силу того, что они жили божественной жизнью, имели равное положение в церкви, которая являлась новым человеком в Христе и в которой не было различия между свободными и рабами (Кол. 3:10-11). Это было основано на трёх фактах:
1) смерть Христа на кресте упразднила предписания относительно различных укладов жизни, чтобы сотворить одного нового человека (Эф. 2:15);
2) все мы были крещены в Христа и сделались едины в Нём без всяких различий (Гал. 3:27-28);
3) в новом человеке Христос — всё и во всём (Кол. 3:11).
Такая жизнь с такой любовью в равном общении вполне способна поддерживать надлежащий порядок в церкви (в Послании к Титу), осуществлять Божье домостроительство относительно церкви (в Первом послании к Тимофею) и противостоять течению упадка церкви (во Втором послании к Тимофею). По всевластию Господа в расположении книг Нового Завета это Послание было поставлено после трёх предшествующих книг.
Или: «больше раба». Онисим был даже больше, чем свободный человек, — он был возлюбленным братом.
Слова «возлюбленный брат» здесь, «сестра» (ст. 2), «наш возлюбленный и соработник» (ст. 1), «наш соратник» (ст. 2), «мои соработники» (ст. 24), «узник вместе со мной» (ст. 23) и «сотоварищ» (ст. 17) выражают нежность и показывают нежные чувства апостола по поводу его взаимоотношений с членами в новом человеке.
Т. е. в плоти как раба и в Господе как брата. В плоти Онисим был братом как раб, а в Господе он был рабом как брат.
Точно так же, как поместная церковь со своими старейшинами находится с Господом в отношениях товарищества, т. е. делового партнёрства, и Господь вверяет им тех, кто только что спасён, как это сделал добрый самарянин с исцелённым (Лк. 10:33-35).
Это указывает на глубокие отношения общения в Господе.
Отсюда видно, что Онисим что-то украл у своего господина.
В своей заботе об Онисиме Павел делал то же самое, что для нас делает Господь.
Так же как Господь полностью платит за Своих искупленных.
Отсюда видно, что Филимон был спасён через самого Павла.
Греч. она́ймен, напоминает по звучанию имя «Онисим» (оба слова указывают на полезность). Здесь это слово содержит намёк на имя «Онисим». Эта игра слов имеет следующий смысл: «Поскольку ты должен мне и самого себя, для меня ты как Онисим; значит, ты должен быть полезен мне, т. е. должен дать мне получить пользу от тебя в Господе».
Успокой, ободри.
То же слово, что и в ст. 7. Поскольку Филимон освежил внутренность святых, теперь его сотоварищ просил его сделать то же самое для него в Господе.
Павел считал, что его посещение будет даром для церкви.
Апостол всегда приветствовал адресатов своих Посланий и в начале, и в конце благодатью Господа. Отсюда видно, что он полагался на благодать Господа, будучи уверен в том, что эта благодать позволит им, как и ему (1 Кор. 15:10), осуществить то, о чём он написал им. Никакие человеческие усилия не способны осуществить откровение такой высоты, как завершающее откровение апостола Павла, — для этого нужна благодать Господа.
См. прим. Гал. 6:182.
В некоторых древних рукописях добавлено: «Аминь».