Эта глава, как явствует из её содержания, была написана в расчёте на надлежащую церковную жизнь. Почти всё, о чём здесь говорится, например братолюбие и гостеприимство, предназначено для церковной жизни, а не только для христианской жизни.
Эта глава, как явствует из её содержания, была написана в расчёте на надлежащую церковную жизнь. Почти всё, о чём здесь говорится, например братолюбие и гостеприимство, предназначено для церковной жизни, а не только для христианской жизни.
Или: «остаётся».
Это означает страдать со страдающими членами Тела Христова, церкви (1 Кор. 12:26).
В церковной жизни контакты между братьями и сёстрами неизбежны. Поэтому, чтобы защититься от опасности впасть в осквернение, мы должны почтительно относиться к браку и не вести себя распущенно. От этого в значительной степени зависит наше право первородства в Божьем домостроительстве. Рувим утратил право первородства из-за своего осквернения (Быт. 49:3-4; 1 Пар. 5:1), а Иосиф получил его благодаря своей чистоте (1 Пар. 5:1; Быт. 39:7-12 см. прим. Евр. 12:161). Бог будет судить блудников и прелюбодеев, и церковь тоже должна судить их (1 Кор. 5:1-2, 11-13). Ничто не вредит святым и церковной жизни так сильно, как это осквернение.
Или: «во всех отношениях».
Евр. 12:16; 1 Кор. 5:11; 6:9, 10; Гал. 5:19, 21; Эф. 5:5
ср. 1 Фес. 4:6
Это книга о Божьей святости. Святой Бог не потерпит среди нас никакого осквернения. Он будет судить Свой народ (Евр. 10:30; 12:23).
Сребролюбивые, разумеется, не могут войти в действительность церковной жизни. Мы всегда должны быть довольны тем, что имеем, чтобы мамона не отвлекала нас от церковной жизни. Поскольку у нас есть Господь как наш Помощник, мы должны быть довольны и пребывать в мире, чтобы быть полностью погружёнными в наслаждение церковной жизнью.
Это имеет большое значение в церковной жизни. Служители Божьего слова должны вести такой образ жизни, итогом которого был бы пример веры, чтобы члены церкви, те, кто получает Божье слово, могли подражать этому примеру. Тогда члены церкви будут не просто получать слово, которое преподносят служители, но и подражать вере служителей, выражающейся в их образе жизни.
Стих 7 — это продолжение ст. 5-6. Выражение «образ жизни», судя по всему, обозначает житие и поведение, которого придерживались эти служители Божьего слова и в котором они не имели сребролюбия и довольствовались тем, что имели (ст. 5). Слова «их вера», судя по всему, указывают на то, что в отношении средств к существованию они полагались на Господа, на своего Помощника (ст. 5-6). Несомненно, словом, которое они преподносили, и жизнью, которой они жили, был целиком и полностью Христос, а их верой была вера в Христа, Начинателем и Завершителем которой является Христос (Евр. 12:2). Такой образ жизни и такая вера, несомненно, заслуживали того, чтобы им подражали верующие, которые получали слово Божье, преподносимое служителями, и смотрели на итог их образа жизни.
Христос — слово, которое проповедовали и которому учили служители Божьего слова в ст. 7, жизнь, которой они жили, а также Начинатель и Завершитель их веры — постоянен, неизменяем и неизменен. Он вовек остаётся таким же (Евр. 1:11-12). В церкви не должны проповедоваться другой Иисус и другое благовестие (2 Кор. 11:4; Гал. 1:8-9). Для истинной и прочной церковной жизни мы должны держаться Христа, который тот же вчера и сегодня и даже вовеки, и не должны давать различным странным учениям уносить нас (ст. 9).
Сатана всегда использует различные странные учения, чтобы вызвать в церкви обособление и даже разделение. Поэтому апостол повелевал не учить иному (1 Тим. 1:3). Вероятно, в то время различным странным учениям учили иудействующие. Автор предостерегал еврейских верующих, чтобы они не давали учениям иудействующих уносить их из церковной жизни согласно новому завету.
Эф. 4:14; ср. Деян. 20:30
В то время утверждаться благодатью означало оставаться в новом завете, наслаждаясь Христом как благодатью (Гал. 5:4), и не давать унести себя обратно к иудаизму, к тому, чтобы участвовать в принятии (жертвенной) пищи в ходе иудейских религиозных обрядов.
Пища, о которой здесь говорится и которая противопоставляется благодати, — это пища, использовавшаяся в обрядовых обычаях старого завета (Евр. 9:10; Кол. 2:16). Иудействующие пытались, используя такую пищу, унести еврейских верующих от наслаждения благодатью, т. е. от участия в Христе в новом завете.
Судя по всему, этим жертвенником является крест, на котором Господь Иисус принёс Себя в жертву за наши грехи (Евр. 10:12). Согласно правилам о приношениях в Ветхом Завете, жертва за грех, кровь которой вносили в Святое Святых или в Святилище для заглаживания, не давала ничего съедобного ни священнику, приносившему жертву, ни тому, от чьего лица она приносилась; приношение должно было быть сожжено полностью (Лев. 4:2-12; 16:27; 6:30). Поэтому те, кто служит при скинии, не имеют права есть от жертвенника, на котором приносится жертва за грех (в новозаветном исполнении прообраза этим жертвенником является крест Господа). Стих 10 представляет собой веский довод против использования пищи иудействующими в их странных учениях в попытке унести верующих нового завета от наслаждения Христом. Иудействующие делали акцент на пище, которой они наслаждались на своих религиозных службах. Но автор этой книги возразил, что от жертвы за грех, от основополагающего приношения для ежегодного заглаживания (Лев. 16), никто ничего не получал в пищу. В случае с жертвой за грех нужно не есть её, а принимать её действенность. Сейчас действительной жертвой за грех является Христос, который принёс Себя Богу за наш грех и совершил для нас полное искупление (лучшее, чем заглаживание — см. прим. Евр. 9:122), чтобы привести нас к наслаждению Божьей благодатью в Нём при новом завете. Сегодня нам нужно не есть пищу служений старого завета, а принимать действенность Христова приношения и следовать за Ним в благодати нового завета за стан, за пределы иудейской религии.
ср. 1 Кор. 10:18
То, что кровь жертвы за грех вносили в день Заглаживания в Святое Святых, чтобы совершить заглаживание за народ, и то, что тела животных сжигались вне стана (Лев. 16:14-16, 27), — это прообраз того, что кровь Христа, т. е. действительной жертвы за грех, была внесена в истинное Святое Святых, чтобы совершить для нас искупление, и того, что тело Христа было принесено в жертву за нас вне городских ворот Иерусалима (ст. 12).
Эта книга раскрывает нам, что Божье небесное призвание имеет целью сделать нас святым народом (Евр. 3:1) — народом, который освящён для Бога. Христос — это Освящающий (Евр. 2:11). Он претерпел смерть на кресте, пролив Свою кровь, и вошёл в Святое Святых со Своей кровью (Евр. 9:12), чтобы Он мог небесным служением (Евр. 8:2, 6) Своего небесного священства (Евр. 7:26) произвести работу освящения и чтобы мы, войдя посредством Его крови внутрь за завесу, участвовали в Нём как в небесном Освящающем. Участвуя в Нём подобным образом, мы можем следовать за Ним за стан освящающей тропой креста. См. прим. Евр. 13:122б и прим. Евр. 13:131б .
Кровь Господа, через которую Он вошёл в Святое Святых (Евр. 9:12), открыла новый и живой путь, что позволило нам входить внутрь за завесу и наслаждаться Им на небесах как Тем, кто прославлен (Евр. 10:19-20); а Его тело, принесённое в жертву за нас на кресте, проложило узкий путь креста, что позволило нам выйти за стан и следовать за Ним на земле как за Тем, кто страдает (ст. 13).
Имеются в виду городские ворота Иерусалима. Город обозначает земную сферу, а стан — человеческую организацию. Вместе взятые, они обозначают одно — иудейскую религию с её двумя аспектами: земным и человеческим. Иудаизм является и земным, и человеческим.
В этой книге есть два поразительных выражения: «выйти за стан» и «войти за завесу» (Евр. 6:19). Войти за завесу — значит войти в Святое Святых, где Господь восседает на престоле в славе, а выйти за стан — значит выйти из религии, откуда был изгнан отвергнутый Господь. Это означает, что мы должны быть в нашем духе, где с точки зрения переживаний находится сегодня практическое Святое Святых, и вне религии, где находится сегодня практический стан. Чем больше мы будем находиться в нашем духе, наслаждаясь небесным Христом, тем больше мы будем выходить за стан религии, следуя за страдающим Иисусом. То, что мы находимся в духе, наслаждаясь прославленным Христом, позволяет нам выходить за стан религии, следуя за отвергнутым Иисусом. Чем больше мы будем оставаться в своём духе, соприкасаясь с небесным Христом, который в славе, тем больше мы будем выходить за стан религии к скромному Иисусу, страдая вместе с Ним. Когда мы соприкасаемся с Христом на небесах и наслаждаемся Его прославлением, мы получаем силы для того, чтобы идти узкой тропой креста на земле и нести поношение Иисуса. Сначала эта книга показывает нам ясное видение небесного Христа и небесного Святого Святых, а затем она показывает нам, как ходить на земле тропой креста, т. е. как выходить к Иисусу за стан, за пределы религии, неся Его поношение. Даже Моисей, после того как дети Израиля начали поклоняться золотому тельцу (Исх. 32), перешёл на другое место, вне стана, и каждый, кто искал Господа, приходил для встречи с ним туда, так как там находились и присутствие Господа, и Его говорение (Исх. 33:7-11). Мы должны выйти за стан, чтобы наслаждаться присутствием Господа и слышать Его говорение. Всё это необходимо для практической и надлежащей церковной жизни.
В этой книге представлены три важные темы: Святое Святых, тропа креста (её обозначает то, что мы выходим к Иисусу за стан, неся Его поношение) и царство. Святое Святых с его богатым снабжением позволяет нам идти по узкой, трудной тропе креста, а тропа креста приводит нас в царство в его проявлении, чтобы мы обрели награду славы.
См. прим. Евр. 13:123 .
ср. Евр. 10:34
Или: «постоянного».
Евр. 11:10, 14, 16
Автор этой книги считал себя и своих читателей настоящими евреями, теми, кто переходит через реку, подобно патриархам (Евр. 11:9-10, 13-16).
Стих 15 — это продолжение ст. 8-14. Поскольку в церковной жизни мы наслаждаемся неизменным Христом как благодатью и следуем за Ним за пределы религии, мы должны приносить через Него духовные жертвы Богу. Во-первых, в церкви мы должны постоянно приносить через Него жертву хвалы Богу. В церкви Он поёт в нас гимны хвалы Богу Отцу (Евр. 2:12). В церкви мы тоже должны хвалить Бога Отца через Него. В конечном итоге в церкви Он и мы, мы и Он, хвалим Отца вместе в слитом духе. Он как животворящий Дух хвалит Отца в нашем духе, а мы своим духом хвалим Отца в Его Духе. Это наилучшая и наивысшая жертва, которую мы можем принести Богу через Него. Это крайне необходимо на церковных собраниях.
Букв. «общаться». Делать добро — значит давать, а общаться — значит делиться, т. е. иметь общение в нуждах святых. Делать добро и общаться подобным образом — это тоже жертвы, которые мы должны приносить Богу. Они тоже необходимы для надлежащей церковной жизни. Это действительно ненормально, если в церкви отсутствует должная забота о каких-либо нуждающихся святых и служение таким святым. Это означает, что общение с другими отсутствует или является неполноценным.
Это жизненно необходимо в церковной жизни.
Молитва об апостолах — это ещё один аспект церковной жизни.
Под овцами здесь понимается стадо, которым является церковь. Это подтверждает, что всё то, о чём говорится в этой главе, включая переживание неизменного Христа как нашей жертвы за грех, которой мы были искуплены, и как нашего великого Пастыря, который кормит нас, предназначено для церковной жизни.
Это книга не о временном — в частности, не о том, что относится к старому завету, — а о вечном, о том, что выходит за рамки времени и пространства, — в частности, о вечном спасении (Евр. 5:9), вечном суде (Евр. 6:2), вечном искуплении (Евр. 9:12), вечном Духе (Евр. 9:14), вечном наследии (Евр. 9:15) и вечном завете (Евр. 13:20).
Новый завет — это не только лучший завет (Евр. 7:22; 8:6), но и вечный завет. Он является вечно действенным благодаря вечной действенности крови Христа, которой он был узаконен (Мф. 26:28; Лк. 22:20).
Бог делает в нас благоугодное в Его глазах через Иисуса Христа, чтобы мы могли исполнять Его волю. Бог производит в нас и желание, и совершение для Своей отрады (Флп. 2:13). Эта книга с начала до конца показывает нам небесного Христа. Только здесь, в словах «делая в нас... через Иисуса Христа», в этой книге подразумевается, что Христос обитает внутри нас. Именно через обитающего в нас Христа Бог работает в нас, благодаря чему мы можем исполнять Его волю.
Т. е. выдерживайте и принимайте. Терпеть слово апостола также необходимо в церковной жизни (Деян. 2:42).
То, что о Тимофее говорится с такой теплотой, служит веским доказательством того, что эта книга была написана апостолом Павлом. См. 1 Тим. 1:2 и 2 Тим. 1:2.
Приветствия в этом стихе являются одним из видов общения в церкви и среди церквей.
Чтобы сделать действительным всё, что раскрывается в этой книге, и участвовать во всём этом, нужна благодать. Чтобы иметь благодать (Евр. 12:28), нужно приступать к престолу благодати, и тогда мы найдём благодать для своевременной помощи (Евр. 4:16). Только когда мы касаемся престола благодати в Святом Святых посредством упражнения нашего духа, мы наслаждаемся Духом благодати (Евр. 10:29) и наше сердце утверждается благодатью (ст. 9). Благодаря такому наслаждению благодатью мы бежим в лежащем перед нами состязании (Евр. 12:1), чтобы достичь цели Божьего домостроительства.