Показать шапку
Скрыть шапку
  • Ещё до того как закончилось возвещение закона, народ нарушил по крайней мере первые три заповеди закона (Исх. 20:2-7), впав в грех идолослужения. Когда человек заменяет Бога идолами, это делает его не способным исполнять Божьи заповеди (ср. Рим. 1:18-32 и прим.; 1 Ин. 5:21 и прим. 1 Ин. 5:21, абз. 1).

  • Золотые серьги люди носили для самоукрашения. Это показывает, что самоукрашение приводит к идолослужению (ср. Быт. 35:4 и прим.). Кроме того, золото в серьгах было дано детям Израиля Богом перед их исходом из Египта (Исх. 12:35-36) и должно было быть использовано для построения скинии (Исх. 25:3; Исх. 35:5). Однако ещё до того, как золото могло быть использовано для Божьего замысла, оно было захвачено Сатаной и использовано Божьим народом для того, чтобы сделать идола. Таким образом, идолослужение состоит в том, что нечто данное Богом для Его замысла оказывается захвачено Сатаной и использовано человеком не по назначению и в результате тратится впустую.

  • Золотой телец был не языческим идолом, так как его сделал Аарон — подлинный первосвященник, назначенный Богом. Кроме того, Аарон сделал тельца именем Иеговы и первым начал поклоняться этому идолу, принося приношения Богу и поклоняясь Богу (ст. 4-6, 8). Таким образом, Божий искупленный народ поклонялся идолу именем Иеговы, их Бога, и так, как было предписано Богом (ср. Пс. 106:19-20; Рим. 1:23). Это было притворством и хитрой примесью в поклонении Богу.

    Согласно принципам Нового Завета, идолослужение является основным источником разделения и блуда. Этот идол, золотой телец, произвёл разделение среди детей Израиля (ср. 1 Кор. 1:10-13; 11:18-19). На самом деле разделение — это духовный блуд (ср. Отк. 17:1-5). Идолослужение и блуд всегда сопутствуют друг другу (Числ. 25:1-2; Отк. 2:20).

  • Телец предназначен не для труда, а для того, чтобы его ели; следовательно, он обозначает наслаждение (Быт. 18:7-8; Лк. 15:23). После того как был сделан золотой телец, люди ели, пили и встали, чтобы играть перед ним (ст. 6, 18-19). Эта картина показывает, что дети Израиля поклонялись тому, чем они наслаждались. Их поклонение золотому тельцу было забавой и развлечением; это показывает, что забава и развлечение было их идолом.

  • Всё, что мы любим больше Бога, является идолом, который растлевает нас и приводит к появлению множества греховных вещей (ср. Рим. 1:18-32).

  • Букв. «делать лицо Иеговы приветливым, или приятным». Мольба Моисея за детей Израиля, в которой он заботился о Божьем имени и стоял на верности Бога, соблюдающего Свой завет (ст. 11-13), изменила выражение Божьего лица и сделала его не гневным, а приятным. Поэтому Бог раскаялся и не истребил Свой народ (ст. 14).

  • Букв. «он».

  • То, что Моисей разбил скрижали Свидетельства (ст. 15), показывает, что дети Израиля, ещё до того как они получили закон, уже нарушили закон и завет закона.

  • Те, кто поклоняется идолу, должны будут в итоге «выпить» того самого идола, которому они поклоняются (ср. Рим. 1:23-25; Гал. 6:7-8). Это — наказание от Бога.

  • Здесь Моисей обратился с призывом к победителям. Этот призыв не был причиной разделения среди Божьего народа, а произвёл очищение (ср. прим. Исх. 32:41, абз. 2).

  • Левиты отреклись даже от самого близкого родства с теми, кто поклонился золотому тельцу. То, что сыновья Левия убили идолопоклонников, отделило их от их братьев и дало им право получить священство с Уримом и Туммимом (Втор. 33:8-10). Намерение Бога состояло в том, чтобы весь народ Израиля был царством священников (Исх. 19:6), но из-за поклонения золотому тельцу большинство детей Израиля лишились священства. Священство было отдано одному колену — колену Левия.

    Божье намерение состоит в том, чтобы все верующие в Христа, все Божьи дети, были священниками (Отк. 1:6; 5:10). Однако за многие столетия нечистое поклонение привело к тому, что большинство верующих лишились своего священства. Родственники левитов обозначают нас самих, ту часть нашего существа, которая участвует в поклонении идолам. Если мы «убьём» этих нечистых поклонников, мы станем победителями, которые сохранят священство; в противном случае мы будем причислены к тем, кто лишился священства.

  • Чтобы решить серьёзную проблему, возникшую из-за того, что дети Израиля начали поклоняться золотому тельцу, Богу потребовался посредник между Ним и народом. Таким посредником мог стать только Моисей — человек, который был тесно связан с обеими сторонами. Будучи товарищем Бога (Исх. 33:11 и прим. Исх. 33:111), Моисей находился в близком общении с Ним и знал, что у Него на сердце. В частности, он знал, что Бог не откажется от Своего замысла в отношении детей Израиля. Поэтому он мог как близкий человек говорить с Богом о Его народе и умиротворить Бога в отношении Его народа.

  • Или: «наказания... накажу».

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках