К ст. 1-2 см. прим. в Мф. 26:2-5.
К ст. 1-2 см. прим. в Мф. 26:2-5.
К ст. 3-9 см. прим. в Мф. 26:6-13.
ст. 3-9; Мф. 26:6-13; Ин. 12:1-8; ср. Лк. 7:36-39
Букв. «произошла».
См. прим. Ин. 6:71.
Господь хочет, чтобы мы позволили Ему иметь первенство во всём (Кол. 1:18).
Букв. «То, что она имела, она сделала».
Или: «поспешила (или: «воспользовалась случаем, чтобы») помазать Моё тело для погребения».
См. прим. Мк. 1:142б.
Тридцать серебреников (Мф. 26:15), стоимость раба (Исх. 21:32).
Пока кто-то из последователей Спасителя-Раба выражал свою бесконечную любовь к Нему, кто-то из них собирался предать Его. Кто-то дорожил Им, а кто-то в то же самое время выдавал Его.
См. прим. Мф. 26:171б.
В календаре у иудеев, который соответствовал их Писанию, сутки начинались с вечера (Быт. 1:5). Вечером последнего дня Пасхи Спаситель-Раб сначала вкушал пасхальный пир со Своими учениками и учредил для них Свою вечерю (ст. 12-25); затем Он пошёл с учениками в Гефсиманский сад на Элеонскую гору (ст. 26-42). Там Его взяли под стражу и отвели к первосвященнику, где поздно ночью Его судил синедрион (ст. 43-72). Утром тех же суток Он был передан Пилату, который судил Его и приговорил к смерти (Мк. 15:1-15). Затем Его привели на Голгофу и в девять часов утра распяли на кресте, на котором Он пробыл до трёх часов дня (Мк. 15:16-41), во исполнение прообраза Пасхи (Исх. 12:6-11 см. прим. Мк. 12:371).
Иуда Искариот.
В некоторых рукописях добавлено: «И другой: Ведь это не я?»
После того как Иуда был изобличён, он ушёл (Ин. 13:21-30) — ушёл до начала вечери Спасителя-Раба (Мф. 26:20-26). Он не участвовал в теле и крови Спасителя-Раба, потому что он был не настоящим верующим в Него, а сыном гибели (Ин. 17:12), которого Спаситель-Раб считал даже дьяволом (Ин. 6:70-71). В Лк. 22:21-23, на первый взгляд содержится указание на то, что Иуда ушёл после Господней вечери, о которой говорится в Лк. 22:19-20. Однако повествование Марка, как и повествование Матфея, свидетельствует, что Спаситель-Раб указал на Иуду как на Своего предателя (ст. 18-21) до того, как учредил Свою вечерю (ст. 22-24). Изложение событий у Марка ведётся в исторической последовательности, а в повествовании Луки порядок изложения основан на нравственных принципах. См. прим. Мф. 8:161, абз. 2.
Имеется в виду, что Он собирается умереть.
К ст. 22-26 см. прим. в Мф. 26:26-30.
К ст. 32-42 см. прим. в Мф. 26:36-46.
В некоторых рукописях добавлено: «из-за Меня этой ночью».
Имеется в виду сок винограда.
В Исх. 24:3-8 Бог заключил с искупленным Израилем завет (Евр. 9:18-21), который стал старым завещанием, на основании которого Бог строил отношения со Своим искупленным народом в устроении закона. Спаситель-Раб пришёл совершить Своей смертью Божье вечное искупление для Божьего избранного народа согласно Божьей воле (Евр. 10:7, 9-10), и Своей кровью Он учредил новый завет, лучший завет (Евр. 8:6-13), который после Его воскресения стал новым завещанием (Евр. 9:16-17), на основании которого Бог может быть един со Своим искупленным и возрождённым народом в устроении благодати. Этот новый завет занял место старого и одновременно заменил старое устроение Бога Его новым устроением. Спаситель-Раб хотел, чтобы Его последователи знали это и после Его воскресения жили жизнью, основанной на этом и соответствующей этому.
1 Кор. 10:16; Евр. 13:20; ср. Исх. 24:8; Зах. 9:11
Здесь они ели вечерю Спасителя-Раба; это было после того, как они вкусили пасхальный пир в ст. 16-18. Он положил начало этому новому пиру, во время которого Его верующие вспоминают Его, и заменил им пир праздника Пасхи — ветхозаветного праздника, во время которого избранные вспоминали спасение Иеговы (Исх. 12:14; 13:3). Во время этого нового пира нового завета верующие Спасителя-Раба вспоминают Его тем, что едят хлеб, обозначающий Его тело, отданное за них (1 Кор. 11:24), и пьют чашу, обозначающую Его кровь, пролитую за их грехи (Мф. 26:28). Хлеб указывает на жизнь (Ин. 6:35), жизнь Божью, вечную жизнь, а чаша указывает на благословение (1 Кор. 10:16), которым является Сам Бог как доля верующих (Пс. 16:5). Будучи грешниками, верующие должны были получить в качестве своей доли чашу Божьего гнева (Отк. 14:10). Но Спаситель-Раб выпил эту чашу за них (Ин. 18:11), и Его спасение стало их долей, чашей спасения (Пс. 116:13), переполняющейся чашей (Пс. 23:5), содержимым которой является Бог как всеобъемлющее благословение для верующих. Такой хлеб и такая чаша составляют вечерю Спасителя-Раба, т. е. трапезу (1 Кор. 10:21), пир, установленный Им для того, чтобы Его верующие вспоминали Его, наслаждаясь Им как таким пиром. Таким образом, вспоминая Его, верующие демонстрируют Его искупающую и жизненаделяющую смерть (1 Кор. 11:26 — Его кровь, отделённая от Его тела, возвещает Его смерть), свидетельствуя всей вселенной о Его богатом и чудесном спасении.
Печаль и молитва Спасителя-Раба здесь совпадают с Его печалью и молитвой в Ин. 12:27. Там Он сказал, что пришёл ради этого часа, т. е. Он знал, что воля Отца состояла в том, чтобы Он умер на кресте для исполнения Божьего вечного плана.
«Содрогаясь от ужаса перед лицом страшных событий, ожидавших Его» (Ч. Крэнфилд).
В вечности в прошлом Триединый Бог определил в Своём божественном плане, что Второй в Божественной Троице должен воплотиться и умереть на кресте, чтобы совершить Его вечное искупление для исполнения Его вечного замысла (Эф. 1:7-9). Поэтому прежде основания мира, т. е. в вечности в прошлом (1 Пет. 1:19-20), Второй в Божественной Троице был назначен Агнцем Божьим (Ин. 1:29); и в глазах Бога Он был заклан как Агнец Божий от основания мира, т. е. от сотворения Божьих тварей, которые стали падшими (Отк. 13:8). Со времени падения человека для Божьего избранного народа в качестве прообразов использовались ягнята, овцы, тельцы и быки (Быт. 3:21; 4:4; 8:20; 22:13; Исх. 12:3-8; Лев. 1:2), указывавшие на Того, кто должен был прийти как действительный Агнец, предназначенный Богом. Когда наступила полнота времени, Триединый Бог послал Второго в Божественной Троице, Сына Божьего, чтобы Он пришёл в воплощении и получил человеческое тело (Евр. 10:5). Затем Он должен был быть принесён Богу на кресте (Евр. 9:14; 10:12), чтобы исполнить волю Триединого Бога (Евр. 10:7), т. е. заменить служившие прообразами жертвы и приношения Собой в Своём человечестве в качестве единственной жертвы и единственного приношения для освящения Божьего избранного народа (Евр. 10:9-10). В Своей молитве здесь, непосредственно перед Своим распятием, Он готовил Себя к тому, чтобы принять чашу креста (Мф. 26:39, 42); Он был готов исполнить эту единственную волю Отца для исполнения вечного плана Триединого Бога.
ср. Лк. 15:20; Деян. 20:37
Противники Спасителя-Раба, оставившие Бога и оскорблявшие Бога, не осмеливались взять Спасителя-Раба под стражу днём или в людном месте, таком, как храм, потому что боялись людей, которые оказывали Ему восторженный приём (Мк. 11:7-11) и получали удовольствие от Его слов (Мк. 12:37). Вместо этого они коварно взяли Его под стражу глубокой ночью (ст. 1), как грабителя (ст. 48).
См. прим. Мф. 5:226в.
См. прим. Мк. 1:212.
К ст. 53-65 см. прим. в Мф. 26:57-68.
ср. Втор. 17:6; 19:15
Мк. 15:29; Деян. 6:14; ср. Ин. 2:19
Тем самым иудеи выразили полнейшее презрение к Спасителю-Рабу и окончательно отвергли Его, в соответствии с пророчеством в Ис. 53:3.
Это было сказано как издевательство и насмешка.
Букв. «пощёчинами взяли Его».
К ст. 66-72 см. прим. в Мф. 26:69-75.
Одурманенный первосвященник, принадлежавший к традиционной религии, оставившей Бога и оставленной Им, назвал Бога «Благословенный», чтобы показать, как он благоговеет перед Богом и чтит Его.
Пока речь шла о Его поступках, Спаситель-Раб не желал отвечать на ложные обвинения тех, кто выискивал в Нём вину, однако, когда речь зашла о Его божественной личности, о Его божестве, Он не стал молчать, а ответил твёрдо и определённо и подтвердил Своё божество в Своём человечестве, заявив, что, как Сын Человеческий, Он будет сидеть по правую руку Бога.
Букв. «хитоны». Поскольку греческое слово стоит во множественном числе, слово «одежды» является здесь более уместным переводом.
Слепые противники осудили Спасителя-Раба за богохульство, когда Он подтвердил Своё божество; при этом они не осознавали, что на самом деле это они хулили Бога: Тот, на кого они клеветали и над кем издевались в эту минуту, был Сам Бог.
В некоторых рукописях добавлено: «и твой говор похож».
Т. е. налагать проклятия на себя.