См. прим. Мк. 2:61.
См. прим. Мк. 2:61.
Букв. «нет Тебе дела ни до кого».
Букв. «лицо».
ср. Исх. 30:12-16
К ст. 18-27 см. прим. в Мф. 22:23-33.
Деян. 23:8; ср. Деян. 4:2
К ст. 13-17 см. прим. в Мф. 22:15-22.
Имеется в виду угол церкви как Божьего строения (Эф. 2:20). Это косвенное указание на церковь.
В Мф. 22:35 он назван законником. «Книжники» — более широкое понятие, включающее в себя законников, которые были юристами-толкователями Моисеева закона.
См. прим. Мк. 2:61.
Мёртвое знание Писаний заставляет людей спорить с Господом. Как это ужасно!
Имеется в виду физическая сила. Мы любим Господа, нашего Бога, всем своим существом, т. е. прежде всего сердцем, затем душой, разумом и наконец телом.
См. прим. Мф. 22:401; Иак. 2:8 и прим.
ср. Деян. 13:46
Иудейские вожди как строители Божьего строения отвергли Спасителя-Раба, который был камнем, ставшим главой угла в Божьем строении (ст. 10). Поэтому Бог отверг их и отдал Своё строительство другим — церкви. В этом Евангелии это единственное прямое указание на церковь.
ср. Евр. 13:12-13
Мк. 8:31; 9:31; 10:34; Деян. 2:23; 3:15
ср. 2 Пар. 24:19; 36:15-16; Мф. 23:37
ср. Песн. П. 8:11-12
К ст. 1-12 см. прим. в Мф. 21:33-46.
Букв. «поистине».
Втор. 4:35, 39; Ис. 45:6, 14
К ст. 35-37 см. прим. в Мф. 22:41-45.
См. прим. Мк. 1:212.
Книжники говорили согласно букве. Их говорение отличалось от говорения в ст. 36, которое было говорением в Святом Духе.
В прообразе, прежде чем убить пасхального ягнёнка, его в течение четырёх дней исследовали (Исх. 12:3-6). Спасителя-Раба как действительного пасхального Агнца (1 Кор. 5:7), также исследовали в течение четырёх дней, прежде чем убить. Он пришёл в Вифанию за шесть дней до Пасхи (Ин. 12:1; Мк. 11:1). На следующий день Он вошёл в Иерусалим и вернулся в Вифанию (Ин. 12:12; Мк. 11:11). На третий день Он опять пришёл в Иерусалим (Мк. 11:12-15), и Его начали исследовать: иудейские вожди — согласно иудейскому закону (Мк. 11:27-12:37; 14:53-65; Ин. 18:13, 19-24), а римский правитель Пилат — согласно римскому закону (Ин. 18:28-19:6 см. прим. Мк. 15:12д). Его исследовали до дня Пасхи, когда Он и был распят (Мк. 14:12; Ин. 18:28 см. прим. Мк. 14:122). Это придирчивое, каверзное и всестороннее исследование заняло ровно четыре дня, и Он выдержал его, доказав, что имеет полное право быть тем Агнцем, которого Бог требовал для совершения искупления, чтобы Бог мог (согласно значению слова «Пасха») «пройти мимо» грешников: и иудеев, и язычников. См. прим. Мк. 15:12д, прим. Мф. 26:21а и прим. Ин. 18:131.
Букв. «медь»; имеются в виду медные деньги.
Кодрант равен четверти цента.
Или: «наказание», «осуждение».
Спаситель-Раб был Богом, жившим в Своём человечестве. Поэтому Он внимательно наблюдал за тем, как Божий народ своими пожертвованиями выражает свою преданность Богу. В итоге подобного наблюдения Он похвалил преданность вдовы Богу. Наблюдение Спасителя-Раба намного проницательнее человеческого.