Саломия (Мк. 15:40), жена Зеведея и мать Иакова и Иоанна (Мф. 27:56).
В Лк. 23:43 Господь сказал одному из двух распятых с Ним воров: «Сегодня будешь со Мной в раю». В этих словах говорилось о спасении, поскольку Евангелие Луки показывает, что Господь — Спаситель грешников. Здесь, в ст. 26-27, Господь сказал Своей матери: «Вот твой сын», а ученику, которого Он любил: «Вот твоя мать». Эти слова указывают на жизненный союз, поскольку это Евангелие свидетельствует о том, что Господь — это жизнь, вкладываемая в Его верующих. Только благодаря этой жизни Его любимый ученик мог быть един с Ним и стать сыном Его матери, а она могла стать матерью Его любимого ученика.
См. прим. Ин. 19:261.
Это исходило не от воинов, а произошло по Божьему всевластию.
Нижняя одежда наподобие рубашки.
ср. Мф. 5:40
То, что написал Пилат, исходило не от него самого; это было написано по Божьему всевластию.
Еврейский язык здесь представляет еврейскую религию, латынь, язык Рима, — римскую политику, а греческий — греческую культуру. Вместе эти три языка представляют весь мир, всё человечество. Это означает, что Господь Иисус как Агнец Божий был убит всем человечеством и за всё человечество.
После того как Господь совершил Свою искупительную и жизненаделяющую смерть, обстановка страданий, в которой Он находился, немедленно сменилась обстановкой почёта. Иосиф, богатый человек (Мф. 27:57), и Никодим, иудейский начальник (Ин. 3:1), придя позаботиться о погребении, обвязали Его тело пеленами с миррой и алоэ и положили Его в новой гробнице «у богатого» (Ис. 53:9). Будучи окружён высоким человеческим почётом, Господь покоился в субботний день (Лк. 23:55-56), ожидая того момента, когда Он должен был воскреснуть из мёртвых.
См. прим. Ин. 12:31.
Этот несправедливый совместный приговор продемонстрировал слепоту религии и тёмную сущность политики.
Т. е. шести часов утра.
См. прим. Мф. 27:621.
Арамейское название, заимствованное из еврейского языка, которое означает «возвышение». Судя по всему, это было возвышение наподобие помоста, выложенное красивыми камнями, на что указывает греческое слово, переведённое как «Каменный помост», которое упоминается ранее в этом стихе.
Официальная резиденция правителя.
См. прим. Мф. 27:293.
В Своём распятии Господь всё ещё работал, и Своим распятием Он закончил работу Своей всеобъемлющей смерти, посредством которой Он совершил искупление, положил конец старому творению и высвободил Свою жизнь воскресения, чтобы породить новое творение для исполнения Божьего замысла. В процессе смерти Он самим Своим поведением доказал Своим противникам и Своим верующим, что Он есть жизнь. Страшная обстановка смерти нимало не испугала Его; напротив, она послужила контрастным фоном, на котором стало абсолютно ясно, что Он, будучи жизнью, противостоит смерти и она никоим образом не может на Него повлиять. Таким образом, работа, законченная здесь Господом, включает в себя то, что Он совершил искупление, положил конец старому творению, высвободил Свою жизнь воскресения и явил Себя как жизнь, которая не подвержена влиянию смерти.
Из пронзённого бока Господа вышли два вещества: кровь и вода. Кровь нужна для искупления, чтобы решить проблему грехов (Ин. 1:29; Евр. 9:22) для приобретения церкви (Деян. 20:28). Вода нужна для наделения жизнью, чтобы решить проблему смерти (Ин. 12:24; 3:14-15) для произведения церкви (Эф. 5:29-30). Что касается отрицательной стороны, смерть Господа уносит наши грехи, а что касается положительной стороны, она наделяет нас жизнью. Поэтому у неё есть два аспекта: искупительный и жизненаделяющий. Искупительный аспект нужен для жизненаделяющего. Повествование трёх других Евангелий изображает только искупительный аспект смерти Господа; повествование Иоанна изображает не только искупительный, но и жизненаделяющий аспект. В Мф. 27:45, 51; Мк. 15:33 и Лк. 23:44-45 наступила тьма, символ греха, и разорвалась завеса в храме, отделявшая человека от Бога. Эти знамения связаны с искупительным аспектом Господней смерти. Слова, сказанные Господом на кресте в Лк. 23:34 «Отец, прости им» и в Мф. 27:46 «Бог Мой, Бог Мой, почему Ты Меня оставил?» (потому что в это время Он понёс наш грех), также изображают искупительный аспект Его смерти. Но текущая вода и несломанная кость, о которых Иоанн говорит в ст. 34 и ст. 36, — это знамения, связанные с жизненаделяющим аспектом Господней смерти (см. прим. Ин. 19:261). Эта жизненаделяющая смерть высвободила божественную жизнь Господа из Него для произведения церкви, которая состоит из всех Его верующих, наделённых Его божественной жизнью. Прообразом этой жизненаделяющей смерти Господа является сон Адама, в результате которого была произведена Ева (Быт. 2:21-23), а символом этой смерти служит смерть одного пшеничного зерна, которое упало в землю, чтобы породить много зёрен (Ин. 12:24), из которых будет сделан один хлеб — Тело Христово (1 Кор. 10:17). Таким образом, эта смерть является также жизнераспространяющей, жизнеумножающей, порождающей и воспроизводящей.
Предызображением пронзённого бока Господа был открытый бок Адама, из которого была произведена Ева (Быт. 2:21-23). Прообразом крови была кровь пасхального ягнёнка (Исх. 12:7, 22; Отк. 12:11), а прообразом воды — вода, которая вытекла из рассечённой скалы (Исх. 17:6; 1 Кор. 10:4). Из крови образовался источник для смывания греха (Зах. 13:1), а вода стала источником жизни (Пс. 36:9; Отк. 21:6).
То, что всё это произошло таким значимым и чудесным образом, было целиком и полностью проявлением Божьего всевластия. Это ещё раз доказывает, что смерть Господа была не случайной, а была запланирована Богом прежде основания мира (1 Пет. 1:19-20).
Первое упоминание о какой-либо кости в Писании содержится в Быт. 2:21-23 там это было ребро, которое было взято из Адама, чтобы произвести и построить Еву как пару для Адама. Ева была прообразом церкви, которая производится и строится из Господней жизни воскресения, высвобожденной из Господа. Поэтому кость — это символ, или образ, Господней жизни воскресения, которую ничто не может сломать. У Господа был пронзён бок, но ни одна из Его костей не была сломана. Это означает, что, хотя физическая жизнь Господа была прервана, ничто не могло нанести вред или ущерб Его жизни воскресения, т. е. божественной жизни. Это жизнь, из которой производится и строится церковь; это также вечная жизнь, которую мы обрели, уверовав в Него (Ин. 3:36).