Здесь Господь показал Своим ученикам, что Он и Бог — одно и то же. Услышав о Его уходе, ученики встревожились. Этими словами Он помог им осознать, что Он, будучи Богом, вездесущ и не ограничен временем и пространством.
Здесь Господь показал Своим ученикам, что Он и Бог — одно и то же. Услышав о Его уходе, ученики встревожились. Этими словами Он помог им осознать, что Он, будучи Богом, вездесущ и не ограничен временем и пространством.
Ин. 2:16, 21; 1 Тим. 3:15; Евр. 3:6; 1 Пет. 2:5; ср. Эф. 2:21-22
Судя по толкованию в Ин. 2:16, 21, слова «дом Моего Отца» относятся к храму, телу Христа, как Божьему жилищу. Сначала тело Христа было только Его индивидуальным телом. Но посредством смерти и воскресения Христа Его тело увеличилось и стало Его совокупным Телом, т. е. церковью, включающей в себя всех Его верующих, возрождённых через Его воскресение (1 Пет. 1:3). В воскресении Христа церковь — это Тело Христово, которое является домом Божьим (1 Тим. 3:15; 1 Пет. 2:5; Евр. 3:6), Божьим жилищем (Эф. 2:21-22), Божьим храмом (1 Кор. 3:16-17).
Многие обители — это многие члены Тела Христова (Рим. 12:5), которое является Божьим храмом (1 Кор. 3:16-17). Убедительным доказательством этого служит ст. 23, где сказано, что Господь и Отец сделают обитель у того, кто любит Его.
В этой книге есть два основных раздела. Первый раздел, гл. 1—13, показывает, что Христос как вечное Слово пришёл посредством воплощения и принёс Бога в человека, чтобы быть для человека жизнью и жизненным снабжением. Второй раздел, гл. 14—21, раскрывает, что Христос как человек Иисус прошёл через смерть и воскресение и принёс человека в Бога для построения Божьего жилища, что является построением церкви (Мф. 16:18) и связано с построением Нового Иерусалима (Евр. 11:10; Отк. 21:2). Во всей вселенной Бог строит только одно — Он строит Своё живое жилище из Его искупленных людей.
Слова «если Я пойду... Я прихожу» доказывают, что уход Господа (посредством Его смерти и воскресения) был Его приходом (к Его ученикам — ст. 18, 28). Он пришёл в плоти (Ин. 1:14) и находился среди Своих учеников, но, пока Он был в плоти, Он не мог войти в них. Ему нужно было сделать ещё один шаг и пройти через смерть и воскресение, чтобы, преобразившись из плоти в Духа, прийти в учеников и обитать в них, как показано в ст. 17-20. После Своего воскресения Он действительно пришёл и вдохнул Себя как Святого Духа в учеников (Ин. 20:19-22).
Намерение Господа в этой главе состояло в том, чтобы принести человека в Бога для построения Его жилища. Но между человеком и Богом было много препятствий, таких как грех, грехи, смерть, мир, плоть, человеческое «я», старый человек и Сатана. Чтобы принести человека в Бога, Господу нужно было решить все эти проблемы. Поэтому Ему нужно было пойти на крест и совершить искупление, чтобы открыть путь и дать человеку такое положение, при котором он вошёл бы в Бога. Это положение в Боге, будучи расширено, становится положением в Теле Христовом. Кто не имеет положения, или места, в Боге, тот не имеет места в Теле Христовом, т. е. в Божьем жилище. Поэтому Господь уходил совершить искупление для того, чтобы приготовить ученикам место в Своём Теле.
Приняв учеников к Себе, Господь поместил их в Себя, на что указывают в ст. 20 слова «вы во Мне».
Путём, которым человек входит в Бога, является Сам Господь. Если путём является живая личность, то местом, куда Господь приводит человека, тоже должна быть личность — Сам Бог Отец. Сам Господь является живым путём, который приводит человека в Бога Отца, живое место. Для пути требуется действительность, а для действительности требуется жизнь. Сам Господь является для нас жизнью. Эта жизнь приносит нам действительность, а действительность становится тем путём, которым мы входим в наслаждение Богом Отцом.
Христос — это действительность божественного. Эта действительность пришла через Него и делает Бога действительным для нас. См. прим. Ин. 1:146д и прим. 1 Ин. 1:66.
Эта глава раскрывает, каким образом Бог раздаёт Себя в человека. Раздавая Себя в нас, Бог является триединым. Он един, и в то же время Он — трое: Отец, Сын и Дух. Сын — это воплощение и выражение Отца (ст. 7-11), а Дух — это действительность Сына и Тот, кто делает Сына действительным для нас (ст. 17-20). Отец выражен и виден в Сыне (Сыну даже даётся имя «Отец» — Ис. 9:6), а Сын открывается и становится действительным как Дух (2 Кор. 3:17). Отец в Сыне выражается среди верующих, а Сын как Дух становится действительным внутри верующих. Бог Отец скрыт, Бог Сын явлен среди людей, а Бог Дух входит в человека, становясь его жизнью, его жизненным снабжением и всем для него. Таким образом, этот Триединый Бог — Отец в Сыне и Сын как Дух — раздаёт Себя в нас, становясь нашей долей, чтобы мы наслаждались Им как всем для нас в Его Божественной Троице.
См. прим. Ин. 6:633.
Господь пришёл от Отца, чтобы принести Бога в человека посредством Своего воплощения. Здесь Он уходит к Отцу, чтобы принести человека в Бога посредством Своей смерти и воскресения.
Здесь и в ст. 14 быть в имени Господа — значит быть едиными с Господом, жить Господом и позволять Господу жить в нас. Господь пришёл и совершал Свои дела в имени Отца (Ин. 5:43; 10:25). Это означает, что Он был един с Отцом (Ин. 10:30), что Он жил благодаря Отцу (Ин. 6:57) и что Отец работал в Нём (ст. 10). В Евангелиях Господь, будучи выражением Отца, совершал Свои дела в имени Отца. В Деяниях ученики, будучи выражением Господа, совершали ещё большие дела (ст. 12) в имени Господа.
То, что Отец прославится в Сыне, означает, что божественный элемент Отца, который сейчас заключён в Сыне, будет выражен. Всё, что делает Сын, выражает божественный элемент Отца. Тем самым Отец прославляется в Сыне.
Употреблённое здесь греческое слово означает «защитник», «тот, кто находится рядом с нами и заботится о наших интересах, наших делах». Греческое слово, переведённое здесь как «Утешитель», переведено как «Защитник» в 1 Ин. 2:1. Сегодня нашим Защитником, который заботится о нашем деле, является и Господь Иисус на небесах, и Дух (Утешитель) внутри нас.
Об обещанном здесь Духе говорилось в Ин. 7:39. Этот Дух есть Дух жизни (Рим. 8:2), и это обещание Господа было исполнено в день Его воскресения, когда Дух как дыхание жизни был вдохнут в учеников (Ин. 20:22). Обещание Господа здесь отлично от обещания Отца о Духе силы в Лк. 24:49. То обещание было исполнено через пятьдесят дней после Господнего воскресения, в день Пятидесятницы, когда Дух как сильный ветер подул на учеников (Деян. 2:1-4). В данном же стихе Дух жизни назван «Духом действительности». Этим Духом действительности является Христос (ст. 6); поэтому Дух действительности — это Дух Христа (Рим. 8:9). Этот Дух является также действительностью Христа (1 Ин. 5:6, 20), чтобы Христос стал действительным в тех, кто верит в Него, как их жизнь и жизненное снабжение.
«Он», т. е. Дух действительности в этом стихе, превращается в ст. 18 в «Я», т. е. в Самого Господа. Это означает, что Христос, который был в плоти, прошёл через смерть и воскресение и стал животворящим Духом, пневматическим Христом. Подтверждением этого служит 1 Кор. 15:45. В контексте, где говорится о воскресении, этот стих гласит: «Последний Адам [Христос в плоти] стал животворящим Духом».
Здесь впервые открывается обещание о том, что Дух будет обитать в верующих. Оно получает своё исполнение и полное развитие в Посланиях. См. 1 Кор. 6:19 и Рим. 8:9, 11.
См. прим. Ин. 14:172.
Этот приход исполнился в день Его воскресения (Ин. 20:19-22). После Своего воскресения Господь возвратился к ученикам, чтобы быть с ними вовеки, и тем самым не оставил их сиротами.
Судя по всему, имеется в виду, что Господь живёт в Своих учениках и они живут Им, как упомянуто в Гал. 2:20, после Его воскресения.
Судя по всему, имеется в виду день Господнего воскресения (Ин. 20:19).
Это одна из многих обителей, о которых говорится в ст. 2. Это будет взаимная обитель, в которой Триединый Бог пребывает в верующих, а верующие пребывают в Нём.
Отец должен был послать Утешителя, Святого Духа, в имени Сына. Это означает, что Святой Дух был послан Отцом и также Сыном. Таким образом, Святой Дух приходит не только от Отца, но и от Сына и является действительностью не только Отца, но и Сына. Поэтому, когда мы призываем имя Сына, мы получаем Духа (1 Кор. 12:3).
То, что Отец — в имени Сына, равнозначно тому, что Отец — это Сын (см. прим. Ин. 5:431а). Поэтому то, что Отец посылает Святого Духа в имени Сына, равнозначно тому, что Сын посылает Святого Духа от Отца (Ин. 15:26). Сын и Отец — одно (Ин. 10:30). Поэтому посланный Дух исходит не только из Отца (Ин. 15:26), но и из Сына. Более того, когда Дух приходит, Он приходит с Отцом и Сыном (см. прим. Ин. 15:261). Это доказывает, что Отец, Сын и Дух являются одним Богом, Триединым Богом, который достигает нас и внедряет, т. е. раздаёт, Себя в нас в Своей Божественной Троице, чтобы быть нашей жизнью и всем для нас.
В Ин. 5:43 говорится, что Сын пришёл в имени Отца, а здесь — что Отец послал Святого Духа в имени Сына. Это доказывает не только то, что Сын и Отец — одно (Ин. 10:30), но и то, что Святой Дух — одно с Отцом и Сыном. Святой Дух, посланный Отцом в имени Сына, — это не только действительность, приходящая от Отца, но и действительность, приходящая от Сына. Таков Триединый Бог: Отец, Сын и Дух, в конечном итоге достигающий человека как Дух.
Т. е. покой.
Т. е. мирская система.
См. прим. Ин. 14:182а.
См. прим. Ин. 14:121б.