Более чинное и торжественное обращение, чем просто «братья и отцы».
Более чинное и торжественное обращение, чем просто «братья и отцы».
Возможно, эта слава была видимой (ср. ст. 55), как в тех случаях, когда облако и огонь являлись Израилю (Исх. 16:10; 24:16-17; Лев. 9:23; Числ. 14:10; 16:19; 20:6; Втор. 5:24) и наполняли скинию и храм (Исх. 40:35; 3 Цар. 8:11). Бог этой славы явился Аврааму и призвал его. Его слава была очень притягательной для Авраама. Она отделила (освятила) его от мира для Бога (Исх. 29:43) и стала источником огромного воодушевления и силы, которые позволили ему последовать за Богом (Быт. 12:1, 4). Точно так же Бог призывает новозаветных верующих Своей невидимой славой (2 Пет. 1:3).
На первый взгляд Авраам пошёл в Ханаан (Быт. 12:4-5), но на самом деле Бог переселил его в добрую землю.
Имеется в виду Египет (Исх. 1:1).
Имеется в виду порабощение египтянами (Исх. 1:11, Исх. 1:13-14).
Быт. 15:13; ср. Исх. 12:40-41
См. прим. Гал. 3:173а.
Или: «корма» (для скота).
Ср. Быт. 46:27 и Исх. 1:5, где названо число семьдесят. Стефан взял это число из Септуагинты, где в Быт. 46:20 названы ещё пять потомков Иосифа. Поэтому, говоря о доме Иакова, пришедшем в Египет, он называет число семьдесят пять, а не семьдесят.
Или: «иной» (иного рода). Не просто другой (очередной) царь, а царь иного рода.
В ст. 20-44 Стефан намеренно прибег к пространному повествованию, в котором представил Моисея самым положительным образом. Он сделал это, чтобы доказать свою невиновность противникам, которые обвиняли его в хуле на Моисея (Деян. 6:11).
Еврейский оборот, означающий «прекрасен в глазах Бога», т. е. «исключительно прекрасен».
Или: «выставлен» (на смерть).
Имеется в виду мудрость в учёности.
Чинное и торжественное обращение.
Здесь и в Деян. 7:35 и Деян. 7:38 Ангелом (Вестником) в Ветхом Завете был Христос-Господь, который есть Иегова, Триединый Бог (Исх. 3:2-16; Суд. 6:12-24; Зах. 2:6-11). Это доказывают слова «Господь» и «Бог» в последующих стихах.
Или: «обратить внимание»; отсюда — значение «рассматривать».
Букв. «Увидев, Я увидел». Еврейский оборот.
Или: «которого он увидел».
Имеется в виду поклонение звёздам.
Т. е. небесным телам.
Вероятно, речь идёт о двенадцати книгах Малых пророков от Осии до Малахии, которые рассматриваются здесь как одна книга.
Т. е. переносной храм бога в виде палатки, которую носили во время шествий (М. Винсент).
Коптское имя Сатурна.
ср. Отк. 15:5
Стефан назвал Бога «Богом славы» (ст. 2) и «Всевышним», чтобы доказать свою невиновность противникам, которые обвиняли его в хуле на Бога (Деян. 6:11).
Эта цитата из Ис. 66:1-2 показывает, что Господь искал духовного жилища в духе человека. Это доказывает та часть Ис. 66:2, которая не приведена здесь: «Но вот на кого Я посмотрю: на бедного и сломленного духом».
Очень резкое выражение.
Поскольку Стефан был полон Духа (ст. 55) и един с Господом Духом (1 Кор. 6:17), то противиться ему означало противиться Святому Духу. Поэтому Господь показал Савлу, одному из гонителей Стефана (ст. 58; 8:1), что он гнал Его (Деян. 9:4).
Греческое слово представляет собой существительное; однокоренной глагол употреблён в Гал. 3:19 и переведён там как «предписан». Божий закон был предписан через ангелов и стал предписаниями ангелов.
См. прим. Деян. 5:331.
См. прим. Деян. 6:31.
Для гонимого это было убедительное подтверждение его правоты и большая поддержка.
Земля отвергла Стефана и закрылась для него, но небеса открылись ему, из чего видно, что небеса были с ним и за него.
Савл, который позже стал апостолом (Деян. 13:9), помогал гонителям в убийстве Стефана.
См. прим. Деян. 2:211.
Стефан молился за своих гонителей, подобно тому как его Господь, которого он любил и жил, когда-то молился за Своих (Лк. 23:34).