См. прим. Деян. 2:431.
См. прим. Деян. 2:431.
ср. 4 Цар. 4:29; Деян. 5:15
Имеется в виду поверхность тела, кожа. Медицинский термин, употреблявшийся в то время. Лука, автор, был врачом.
См. прим. Мк. 1:231.
Деян. 2:43; 5:5, 11; Лк. 1:65
ср. Деян. 20:31
Возможно, он был учителем, и Павел арендовал его школу и использовал её как зал для собраний, чтобы независимо от синагоги, в которой собирались иудеи, его противники, проповедовать слово Господне и учить ему и иудеев, и греков в течение двух лет (ст. 10).
См. прим. Деян. 9:21в.
См. прим. Деян. 1:34.
Деян. 13:5; 17:1, 10; 18:4
См. прим. Иак. 2:21.
См. прим. Деян. 13:51.
См. прим. Деян. 10:461а.
См. прим. Деян. 2:174.
См. прим. Деян. 2:383, пункт 2, и прим. Деян. 8:162.
Это последнее упоминание об Иоанне Крестителе в Новом Завете. «Здесь, наконец, он полностью уступает место Христу» (И. Бенгель). Среди учеников Иоанна бытовала мысль о соперничестве между Иоанном и Христом (Ин. 3:26). Служение Иоанна должно было представить Христа (ст. 4). После того как Христос был представлен, служение Иоанна должно было прекратиться и место этого служения должен был занять Христос. Иоанн должен был уменьшаться, а Христос — увеличиваться (Ин. 3:30).
ср. Деян. 8:16
Вот в чём была ущербность результата, произведённого служением Аполлоса — служением, которому недоставало полного откровения о Божьем новозаветном домостроительстве. См. прим. Деян. 18:252.
См. прим. Деян. 2:387, абз. 2.
Слова «исповедуя и делая известными» описывают самую тщательную и самую открытую исповедь.
Это слово имеет также специальное значение «колдовские заклинания» и, возможно, употреблено здесь в этом смысле.
Они сделали это, чтобы очистить свою прошлую жизнь — греховную и бесовскую.
Один серебреник составлял плату приблизительно за один день работы.
Или: «Так по могуществу Господа слово росло и было сильно».
Намерение Павла состояло в том, чтобы проявить нежную заботу о нуждах бедных святых в Иерусалиме. В то время Павел находился в Эфесе, совершая своё третье путешествие служения, и был поглощён тяжёлым бременем в отношении осуществления своего служения в Азии (1 Кор. 16:8-9) и в Македонии с Ахайей (1 Кор. 16:5-7; Деян. 20:1-3). Однако несмотря на это, у него было бремя уделить часть своего времени нуждающимся святым в Иерусалиме. Когда он прибыл в Коринф, он написал своё Послание святым в Риме, в котором указал цель своего путешествия и попросил их молиться о нём в связи с этим намерением (Рим. 15:25-31). Даже будучи апостолом, которого Бог отделил для язычников (Деян. 22:21; Гал. 2:8), Павел всё равно заботился об интересах Господа среди иудеев. Для него первоочередное значение имело вселенское Тело Христово, а не просто его часть новозаветного служения среди язычников.
Кроме того, возможно, он шёл в этот момент в Иерусалим, намереваясь пообщаться с Иаковом и другими апостолами и старейшинами в Иерусалиме об иудаистском влиянии на эту церковь. Судя по учениям Павла в Посланиях к галатам и к римлянам, он, очевидно, не был полностью удовлетворён тем решением, которое было принято на совещании апостолов и старейшин в гл. 15 для разрешения проблемы, связанной с обрезанием. Это, несомненно, беспокоило его из-за того значения, которое для него имело Божье новозаветное домостроительство, направленное на созидание Тела Христова. Слова Иакова в Деян. 21:20-22, сказанные по прибытии Павла в Иерусалим (Деян. 21:17-18), и его предложение об участии Павла в назорейском обете четырёх верующих из иудеев (Деян. 21:23-24), видимо, подтверждают эту точку зрения.
Поскольку Господь Дух обитал в духе Павла (2 Тим. 4:22; Рим. 8:10-11), намерение Павла, очевидно, соответствовало водительству Господа Духа. См. прим. Деян. 17:161.
Букв. «Мужи, эфесяне». Более чинное и торжественное обращение, чем просто «эфесяне».
Т. е. упавшего с неба.
Деян. 19:28, 34; ср. Деян. 8:9-10
См. прим. 3 Ин. 1:12.
Видные люди из провинции Азия.
Вероятно, не потому, что Александр был обращён благодаря проповеди Павла. (Это был не тот Александр, о котором говорится в 1 Тим. 1:20 и 2 Тим. 4:14.)
Павел действительно пошёл в Иерусалим (Деян. 21:17) и действительно увидел Рим (Деян. 28:14, 16).
Господь исполнил это желание Павла, когда привёл его в Рим в результате того, что Павел воззвал к цезарю (Деян. 23:11; прим. Деян. 25:111в).
Городской казначей Коринфа (Рим. 16:23; ср. 2 Тим. 4:20), высокопоставленный чиновник, который, вероятно, был обращён благодаря проповеди Павла в Коринфе (ср. Деян. 18:8) и стал одним из помощников Павла.
Именно во время этого пребывания в Эфесе апостол написал своё первое Послание церкви в Коринфе (1 Кор. 16:3-10, 19 и прим. 1 Кор. 16:81а; 1 Кор. 4:17; 8-10, 17, ср. Деян. 19:20-23; 20:1).
См. прим. Деян. 9:21в.
Не тот Димитрий, о котором говорится в 3 Ин. 1:12.
Грязное и бесовское ремесло. Те, кто занимался таким ремеслом, содействовали бесам, помогали им завладевать людьми и захватывать их для злого царства Сатаны (Мф. 12:26).
Артемида была эфесской богиней. У римлян эта богиня называлась по-латински Диана.
За идолопоклонством стояли бесы, которые устроили волнение против апостола, чтобы помешать и воспрепятствовать благовествованию. Так Сатана боролся против распространения Богом Его царства на земле.
Чинное и торжественное обращение..
ср. Деян. 16:19
В этом проявилось всевластие Господа, благодаря которому апостол был спасён от бесовского волнения.
Или: «очередном собрании».